Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций
Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.
Долгое время на повестке дня Комиссии международного права ООН вопрос о праве несудоходного использования международных водотоков. Обсуждались различные варианты определения водотока: река, разделяющая или пересекающая территории нескольких государств, или река со всеми притоками, или водораздел данной реки.
Международные проливы - это соединяющие моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями мировых водных путей, используемых для международного судоходства и воздушной навигации всеми государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.
Беспрепятственный проход через международные
проливы, перекрываемые территориальным
морем, получил свое конвенционное
закрепление в Женевской
Международные каналы – это соединяющие
моря и океаны искусственные сооружения,
расположенные на путях интенсивного
международного судоходства и используемые
всеми государствами без
4. Международно-правовой режим Антарктики и Арктики.
Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктика занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км., что примерно равно 10 % площади нашей планеты, при этом сам материк покрыт на 96 % льдом, максимальная глубина которого – 4,4 км.
Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллингсгаузеном на парусном шлюпах «Восток» и «Мирный». После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись и углублялись. Государства стали направлять в Антарктику наряду с экспедициями и транспортные суда, так как район оказался богат масштабными и выгодными природными ресурсами, но из-за суровости климата никаких стабильных баз, в начале освоения материка, создано не было. Позже, научно-техническое развитие государств позволило создать временные поселения на материке, что дало, в свою очередь, основу для предъявления этими государствами территориальных претензий на обнаруженные районы Антарктики. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года провозгласила свой суверенитет над значительным числом островов, земель, а также и над прилегающими к ним морским водам. Действия Великобритании создали своего рода прецедент для территориальных притязаний и других государств, что привело в итоге к возникновению существенной напряженности в отношениях между этими государствами и теми сторонами, которые, хотя и не выдвинули свои претензии, но в то же время и не признали чужие.
С целью разрешения проблемы Антарктики 15 октября 1959 года в Вашингтоне была созвана Международная Конференция. Ее участниками стали 12 государств, которые ко времени созыв Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. 1 декабря 1959 года Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.
В основу договора положен принцип
мирного использования
Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст.V, которая гласит, что любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещается. Таким образом, как видно из приведенных положений, огромная часть земного шара – целый материк и прилегающий к нему большой район – была превращена в безъядерную и демилитаризованную зону, что явилось серьезным шагом к укреплению международного мира и безопасности.
Важным для оценки Договора об Антарктике и его содержания является то обстоятельство, что участникам удалось преодолеть противостояние по территориальным вопросам. Ст. IV составляет содержание этого компромиссного решения. Оно заключается в следующем.
1. Ничто, содержащееся
в настоящем Договоре, не должно
толковаться как: а) отказ
1. Никакие действия или деятельность, имеющие место пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».
Таким образом, с одной стороны закрепила положение, сложившееся в Антарктике до заключения Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь; а с другой стороны, признала за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, право на их выдвижение, однако также без реального использования этого права. Данные положения утверждают Антарктику в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать ее как международную территорию, то есть имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.
Территория Арктики относится к группе территории со смешанным режимом. Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что существенно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных объектов под флагом несопредельных Арктики стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения, которые тесно увязаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих лет предпринимали усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.
Данный процесс выражался в
постепенном фактическом
К настоящему времени все известные сухопутные образования в Арктике разделены на сектора и подчинены исключительной власти – суверенитету того или иного приарктического государства – Росси, Дании, Канады, Норвегии и США. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.
Необходимо отметить, что на пространства
Арктики ни одно из упомянутых государств
в официальном порядке
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
5. Способы разрешения
Территориальные проблемы в целом являются весьма широким понятием, которое включает в себя вопросы территориального разграничения и территориальных режимов. К территориальному разграничению относят: территориальные споры, самоопределение наций и народов, неприкосновенность и целостность государственной территории, установление границ континентального шельфа и экономической зоны по соглашению между сопредельными государствами и в соответствии с международным правом. К территориальным режимам можно отнести: территориальный суверенитет и территориальную юрисдикцию, транзит через иностранную территорию, специальные территориальные режимы, созданные по соглашению государств и другие вопросы.
Проблема территориальных
Вероятность возникновения вооруженного
конфликта прямо
Некоторые территориальные споры не сопровождаются прямыми вооруженными столкновениями, но они часто осложнены мелкими пограничными конфликтами, которые постоянно таят в себе угрозу перерастания в крупные военные действия. Споры и разногласия о границах или о принадлежности отдельных участков территорий являются в подавляющем большинстве случаев отголосками исторического процесса освоения новых территорий и становления четких государственных границ, что существенно затрудняет их разрешение, и требует детального и всестороннего подхода к рассмотрению каждого территориального спора, а так же неукоснительного соблюдения принципов и норм международного права. Основа для возникновения территориального вооруженного конфликта существует до тех пор, пока существует территориальный спор. Лишь решение территориального спора мирными средствами ликвидирует эту основу, а следовательно, и возможность возникновения вооруженного конфликта.
Государства – члены ООН приняли на себя обязательство «…проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «… переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров, а так как их перечень не является исчерпывающим, то государства могут использовать при разрешении конфликта иные мирные средства не противоречащие принципам и нормам международного права.Переговоры широко используются в практике международных отношений для развития сотрудничества государств в самых различных областях. Они проводятся в разнообразных формах: от переговоров постоянного дипломатического представительства с властями страны пребывания до переговоров на высшем уровне. Переговоры являются одним из средств мирного решения международных споров, и в этом качестве они проводятся обычно между специальными делегациями, особенно в отношении территориальных споров и других вопросов о границах. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств, так как конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами.
Хотя переговоры являются на сегодняшний день наиболее эффективным средством разрешения международных споров, но и они могут приводить к двояким результатам: как к позитивным, так и к негативным. К позитивным результатам относят: 1) непосредственное решение спора; 2) достижение договоренности о применении иного мирного средства решения спора. Негативным же результатом проведения переговоров является их провал. В научной литературе существуют различные мнения по поводу провала переговоров. Некоторые авторы считают, что провал переговоров неизбежно ведет к вооруженному конфликту. Другие авторы соглашаются с этой точкой зрения лишь при условии, если переговоры прерваны из-за разрыва дипломатических отношений. Даже разрыв дипломатических отношений между спорящими государствами не лишает возможности нейтральное государство, группу государств или международную организацию предложить свои добрые услуги и посредничество с целью продолжения поиска взаимоприемлемого урегулирования разногласий.