Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

Долгое время на повестке дня Комиссии международного права ООН вопрос о праве несудоходного использования международных водотоков. Обсуждались различные варианты определения водотока: река, разделяющая или пересекающая территории нескольких государств, или река со всеми притоками, или водораздел данной реки.

 

Международные проливы - это соединяющие  моря и океаны проливы, которые являются неотъемлемыми, составными частями  мировых водных путей, используемых для международного судоходства  и воздушной навигации всеми  государствами на основе равенства всех флагов. Такие проливы (Па-де-Кале, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский и др.), являясь естественными и, как правило, единственными или кратчайшими выходами в океан, имеют для большинства государств мира первостепенное значение как мировая транспортная магистраль.

 

Беспрепятственный проход через международные  проливы, перекрываемые территориальным  морем, получил свое конвенционное  закрепление в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и  прилежащей зоне и в новом качестве – «транзитного прохода» – в части III Конвенции 1982 г.

 

Международные каналы – это соединяющие  моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного международного судоходства и используемые всеми государствами без дискриминации  в соответствии с действующими международными соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств-собственников каналов. К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий и Панамский, регионального значения – Кильский и Коринфский. Эти каналы, являясь искусственными водными путями международного судоходства, составляют неотъемлемую часть территории государств-собственников каналов.

 

 

 

4. Международно-правовой режим  Антарктики и Арктики.

 

Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктика занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км., что примерно равно 10 % площади нашей планеты, при этом сам материк покрыт на 96 % льдом, максимальная глубина которого – 4,4 км.

 

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями М.П.Лазаревым  и Ф.Ф.Беллингсгаузеном на парусном шлюпах «Восток» и «Мирный». После  этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись и углублялись. Государства стали направлять в Антарктику наряду с экспедициями и транспортные суда, так как район оказался богат масштабными и выгодными природными ресурсами, но из-за суровости климата никаких стабильных баз, в начале освоения материка, создано не было. Позже, научно-техническое развитие государств позволило создать временные поселения на материке, что дало, в свою очередь, основу для предъявления этими государствами территориальных претензий на обнаруженные районы Антарктики. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года провозгласила свой суверенитет над значительным числом островов, земель, а также и над прилегающими к ним морским водам. Действия Великобритании создали своего рода прецедент для территориальных притязаний и других государств, что привело в итоге к возникновению существенной напряженности в отношениях между этими государствами и теми сторонами, которые, хотя и не выдвинули свои претензии, но в то же время и не признали чужие.

 

С целью разрешения проблемы Антарктики 15 октября 1959 года в Вашингтоне была созвана Международная Конференция. Ее участниками стали 12 государств, которые ко времени созыв Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. 1 декабря 1959 года Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.

 

В основу договора положен принцип  мирного использования Антарктики. «Запрещается, в частности, любые  мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия».

 

Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст.V, которая гласит, что любые ядерные взрывы в  Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещается. Таким образом, как видно из приведенных положений, огромная часть земного шара – целый материк и прилегающий к  нему большой район – была превращена в безъядерную и демилитаризованную зону, что явилось серьезным шагом к укреплению международного мира и безопасности.

 

Важным для оценки Договора об Антарктике и его содержания является то обстоятельство, что участникам удалось преодолеть противостояние по территориальным  вопросам. Ст. IV составляет содержание этого компромиссного решения. Оно заключается в следующем.

 

1.     Ничто, содержащееся  в настоящем Договоре, не должно  толковаться как: а) отказ любой  из Договаривающейся Сторон от  ранее заявленных прав или  претензий на территориальный  суверенитет в Антарктике; в) отказ любой из Договаривающейся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам; с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

 

1.     Никакие действия  или деятельность, имеющие место пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

 

Таким образом, с одной стороны  закрепила положение, сложившееся  в Антарктике до заключения Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь; а с другой стороны, признала за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, право на их выдвижение, однако также без реального использования этого права. Данные положения утверждают Антарктику в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать ее как международную территорию, то есть имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.

 

Территория Арктики относится  к группе территории со смешанным режимом. Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что существенно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных объектов под флагом несопредельных Арктики стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения, которые тесно увязаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих лет предпринимали усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

 

Данный процесс выражался в  постепенном фактическом подчинении арктической территории власти стран  региона, причем это подчинение сопровождалось юридическим оформлением, принадлежности определенных частей континента той или иной стране. Правовое закрепление базировалось, главным образом, на издаваемых приарктическими государствами законах и иных нормативных актов. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов Арктики.

 

К настоящему времени все известные  сухопутные образования в Арктике  разделены на сектора и подчинены  исключительной власти – суверенитету того или иного приарктического государства – Росси, Дании, Канады, Норвегии и США. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

 

Необходимо отметить, что на пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий  не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним.

 

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

 

 

 

5. Способы разрешения территориальных  споров.

 

Территориальные проблемы в целом  являются весьма широким понятием, которое включает в себя вопросы  территориального разграничения и  территориальных режимов. К территориальному разграничению относят: территориальные споры, самоопределение наций и народов, неприкосновенность и целостность государственной территории, установление границ континентального шельфа и экономической зоны по соглашению между сопредельными государствами и в соответствии с международным правом. К территориальным режимам можно отнести: территориальный суверенитет и территориальную юрисдикцию, транзит через иностранную территорию, специальные территориальные режимы, созданные по соглашению государств и другие вопросы.

 

Проблема территориальных споров занимает сегодня важное место в  международном праве и она  связана, прежде всего, с такими вопросами  как самоопределение наций и  народов, запрещение насильственного  захвата территорий, изменение существующих государственных границ мирным путем и по договоренности в соответствии с нормами международного права. Пристальное внимание мирового сообщества к данной проблеме вызвано тем, что многие территориальные споры, явные и потенциальные, чреваты опасными вооруженными конфликтами. А любой военный конфликт является нарушением международного права, так как запрещает применение силы или угрозы силой (кроме случаев самообороны) и обязывает государства решать все споры мирными средствами. Причины возникновения вооруженного конфликта в территориальном споре содержатся в самом территориальном споре и в истоках его возникновения. Объективной предпосылкой появления вооруженного конфликта является то обстоятельство, что каждая сторона считает определенную территорию своей и по этой причине не желает идти на какие-либо уступки или признавать какие-либо права другой стороны. А поскольку все это происходит на одном и том же участке территории, где неизбежно соприкасаются военные и гражданские лица обеих сторон, возникают условия для конфликтов.

 

 

Вероятность возникновения вооруженного конфликта прямо пропорциональна  остроте территориального спора, которая, в свою очередь, определяется ценностью  данной территории для каждой стороны. Важными факторами в этом отношении  являются, как показывает современная практика, наличие ценных природных ресурсов в данном районе и стратегическая ценность территории. В последнем случае речь идет об участках рельефа местности, которые дают возможность для контроля над окружающим пространством (господствующие высоты, острова и т.д.). Вооруженные конфликты в территориальных спорах имеют свои характерные черты, которые отличают их от войн между государствами, а также от национально-освободительных движений в форме вооруженной борьбы. Основной признак таких конфликтов – локальность. Однако, следует отметить, что локализация вооруженного конфликта может быть легко нарушена расширением военных действий и вовлечением других стран в конфликт. Из-за ограниченности во времени и пространстве вооруженные конфликты в территориальных спорах редко сопровождаются официальным объявлением состояния войны между спорящими государствами, что является еще одним отличие рассматриваемых конфликтов от войн.

 

Некоторые территориальные споры  не сопровождаются прямыми вооруженными столкновениями, но они часто осложнены мелкими пограничными конфликтами, которые постоянно таят в себе угрозу перерастания в крупные военные действия. Споры и разногласия о границах или о принадлежности отдельных участков территорий являются в подавляющем большинстве случаев отголосками исторического процесса освоения новых территорий и становления четких государственных границ, что существенно затрудняет их разрешение, и требует детального и всестороннего подхода к рассмотрению каждого территориального спора, а так же неукоснительного соблюдения принципов и норм международного права. Основа для возникновения территориального вооруженного конфликта существует до тех пор, пока существует территориальный спор. Лишь решение территориального спора мирными средствами ликвидирует эту основу, а следовательно, и возможность возникновения вооруженного конфликта.

 

Государства – члены ООН приняли  на себя обязательство «…проводить  мирными средствами в согласии с  принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

 

Механизм реализации принципа  мирного разрешения международных  споров существует в виде системы  международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «… переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров, а так как их перечень не является исчерпывающим, то государства могут использовать при разрешении конфликта иные мирные средства не противоречащие принципам и нормам международного права.Переговоры широко используются в практике международных отношений для развития сотрудничества государств в самых различных областях. Они проводятся в разнообразных формах: от переговоров постоянного дипломатического представительства с властями страны пребывания до переговоров на высшем уровне. Переговоры являются одним из средств мирного решения международных споров, и в этом качестве они проводятся обычно между специальными делегациями, особенно в отношении территориальных споров и других вопросов о границах. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств, так как конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами.

 

Хотя переговоры являются на сегодняшний день наиболее эффективным средством разрешения международных споров, но и они могут  приводить к двояким результатам: как к позитивным, так и к негативным. К позитивным результатам относят: 1) непосредственное решение спора; 2) достижение договоренности о применении иного мирного средства решения спора. Негативным же результатом проведения переговоров является их провал. В научной литературе существуют различные мнения по поводу провала переговоров. Некоторые авторы считают, что провал переговоров неизбежно ведет к вооруженному конфликту. Другие авторы соглашаются с этой точкой зрения лишь при условии, если переговоры прерваны из-за разрыва дипломатических отношений. Даже разрыв дипломатических отношений между спорящими государствами не лишает возможности нейтральное государство, группу государств или международную организацию предложить свои добрые услуги и посредничество с целью продолжения поиска взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Информация о работе Международное публичное право