Действия Международного гуманитарного права в годы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет

Работа содержит 1 файл

мкк2.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

содержащееся в  статье 3 Протокола II, у международного  сообщества,  начиная

с  Организации  Объединенных  Наций   и   заканчивая   средствами   массовой

информации  и  общественным  мнением,  остается  возможность  призвать   все

стороны, участвующие  в  том  или  ином  внутреннем  вооруженном  конфликте,

соблюдать  свои  обязательства,  предусмотренные  Протоколом  II.   Наконец,

второй абзац  статьи  3  Женевских  конвенций  содержит  простое  положение:

“Беспристрастная  гуманитарная организация, такая, как  Международный  Комитет

Красного  Креста  может  предложить  свои  услуги  сторонам, находящимся в

конфликте”. В  Протоколе II ничего  к  этому  не  добавлено  и  не  изменено.

Повсеместно понимается это так, что  правительства  и  повстанцы  должны  по

меньшей мере рассмотреть  предложение услуг со стороны  МККК, а  принимать  их

или нет - это их дело. Практика показывает, что в большинстве случаев такие

предложения принимаются, поскольку  очевидно,  что  гуманитарная  помощь  (в

широком смысле) жертвам  вооруженного конфликта - в интересах  участвующих  в

конфликте сторон.

      Национальное законодательство.

      В  Советском  Союзе  особо   важные  международные  договоры  подлежали

ратификации Президиумом  Верховного Совета  СССР.  Так,  Женевские  конвенции

1949 года были  ратифицированы Президиумом Верховного  Совета СССР  17  апреля

1954 г., и их положения стали обязательными для всех  органов власти.  В

настоящее время  в России в соответствии с принципами правового  государства,

закрепленными Конституцией, органы власти в своей деятельности  связаны  как

внутренним, так  и международным  правом.  Общепризнанные  принципы  и  нормы

международного  права и международные  договоры  являются  согласно  части  4

статьи 15 Конституции  Российской  Федерации  составной  частью  ее  правовой

системы и должны добросовестно соблюдаться,  в  том  числе  путем  их  учета

внутренним законодательством. 4  августа  1989  года  Верховный  Совет  СССР

ратифицировал оба  Дополнительных протокола  к  Женевским  конвенциям  от  12

августа 1949  года.  Ратифицировав  Протокол  II,  касающийся  защиты  жертв

вооруженных конфликтов немеждународного характера, Верховный  Совет  поручил

Совету Министров  СССР  подготовить  и  представить  предложение  о  внесении

соответствующих изменений в законодательство. Однако это поручение  не  было

исполнено. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ  установил,  что  “положения

данного Дополнительного  протокола о гуманном обращении  со всеми  лицами,  не

принимавшими непосредственного  участия или прекратившими  принимать  участие

в военных действиях, о раненых, больных,  о  защите гражданского  населения

... подлежат применению  обеими сторонами вооруженного  конфликта”1 . В то  же

время Конституционный  Суд указал, что ненадлежащий учет данных положений  во

внутреннем законодательстве послужил одной из  причин  нддесоблюения  правил

названного  Дополнительного  протокола,  согласно  которым  применение  силы

должно быть соизмеримо с целями, и должны прилагаться  все  усилия  к  тому,

чтобы избежать ущерба гражданским лицам.

      Важным шагом на  пути  устранения  вышеуказанного  недостатка  явилось

принятие  Государственной  Думой  России  двух  постановлений  (см.   выше),

законодательно  закрепляющих  понятие  внутреннего  вооруженного  конфликта.

Например,   постановление   Государственной   Думы   Федерального   Собрания

Российской Федерации от 12 марта 1997 года  №  1200-ГД  (усовершенствованная

редакция) под вооруженным  конфликтом понимает “противоборство  между:

а) вооруженными объединениями,  отрядами,  дружинами,  другими  вооруженными

формированиями, созданными и  действовавшими  в  нарушение  законодательства

Российской  Федерации  (далее  -  незаконные  вооруженные  формирования),  и

органами  внутренних  дел,  подразделениями  внутренних  войск  Министерства

внутренних дел  Российской Федерации, Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,

других войск  и воинских формирований Российской Федерации;

б)  незаконными  вооруженными  формированиями,  созданными  для   достижения

определенных политических целей;

в)  лицами,  не  входившими  в  незаконные  вооруженные   формирования,   но

участвовавшими  в противоборстве”.

Наконец,  ряд  положений,  касающихся  защиты  прав  человека   в   условиях

вооруженных конфликтов (в том числе немеждународного характера),  содержится

в новом Уголовном  Кодексе Российской Федерации (см. главу 3). 

     Внутренние беспорядки и напряженность.  В современном международном

праве недостаточно полно рассматриваются вопросы,  связанные  с  внутренними

беспорядками  и  напряженностью.  Ни   одно   из   созданных   международных

учреждений не в состоянии надлежащим образом решить проблемы, возникающие  в

связи с такого рода явлениями. Пока в этой области  есть лишь  незначительные

сдвиги: с одной  стороны, намечается усиление  роли  Международного  Комитета

Красного Креста, стремящегося распространить свою гуманитарную  деятельность

на ситуации,  связанные  с  внутренними  беспорядками  и  напряженностью;  с

другой  стороны,  органы  Организации   Объединенных   Наций,   занимающиеся

вопросами прав человека,  все  больше  внимания  уделяют  случаям  грубых  и

непрекращающихся  нарушений  прав  человека.  Очень  часто  такие  нарушения

проистекают из внутренних  беспорядков  и  напряженности,  и  в  силу  этого

попадают в поле зрения органов ООН  по  правам  человека.  В  своем  докладе

“Защита жертв  немеждународных вооруженных  конфликтов”  (Женева,  1971  год)

Международный Комитет  Красного Креста  констатировал,  что  под  внутренними

беспорядками подразумеваются:

“... ситуации, не имеющие  признаков немеждународного вооруженного  конфликта

как такового, но характеризующиеся наличием в стране  конфронтации,  которой

присущи  определенная  напряженность  или  продолжительность  и  в   которой

отмечаются акты насилия. Последние могут приобретать  самые различные  формы,

начиная от стихийно вспыхивающих актов мятежа  до  борьбы  между  более  или

менее  организованными  группами  и  правительственными  властями.  В  таких

ситуациях,  которые  не  обязательно  перерастают  в  открытую  борьбу,  для

восстановления  внутреннего  порядка  правительственные  власти   мобилизуют

усиленные контингенты  полиции или даже вооруженные  силы”1 .  Таким  образом,

в определении  МККК речь идет о  конфликтных  ситуациях,  которые  зашли  уже

довольно далеко, но еще  не  переросли  в  вооруженный  конфликт.  При  этом

замечу, что ситуации внутренних беспорядков  и  напряженности  исключены  из

сферы применения Дополнительного Протокола II, однако в Комментарии  к  нему

определены   следующим   образом:   “беспорядки,   такие,   как,   например,

демонстрации,  не  имеющие  заранее  согласованного   плана,   отдельные   и

спорадические  акты  насилия  в  отличие  от  военных  действий,   ведущихся

вооруженными  силами  или  вооруженными  группами,  иные  акты  аналогичного

характера,  включая,  в  частности,  массовые  аресты  лиц  в  связи  с   их

действиями или  убеждениями”2. В этой связи следует  напомнить,  что  Протокол

II  применяется   лишь  тогда,  когда   противостоящие   правительству   силы

осуществляют военные  действия и когда такие силы состоят  из  организованных

вооруженных подразделений и контролируют значительную часть территории.  Для

целей настоящей  работы все то, что оказывается  ниже этого “порога”,  отнесем

к  категории  внутренних  беспорядков   и   напряженности,   даже   если   и

правительство,   и   противоборствующая   сторона   еще   не    контролирует

значительную часть  территории, как это предусмотрено  в ст. 1  Протокола  II.

В одном из последующих  документов  МККК  ссылается  на  понятие  “внутренняя

напряженность”.   Обстановку   напряженности   можно   квалифицировать   как

напряженную ситуацию, возникшую под воздействием политических,  религиозных,

расовых,  социальных  или   экономических   факторов.   Следовательно,   под

“внутренними  беспорядками  и  напряженностью”   необходимо   понимать   все

конфликтные ситуации внутри той или  иной  страны,  достаточно  серьезные  в

плане порождения острых гуманитарных проблем, особенно в силу того, что  они

ведут к  физическому  насилию  и  отрицанию  свободы,  независимо  от  того,

используются вооруженные  силы или нет.

       В современном международном праве имеется существенный   пробел:

отсутствуют  положения,  непосредственно  касающиеся  конкретных   ситуаций,

возникающих во время  внутренних беспорядков  и  напряженности.  Поскольку  к

таким ситуациям  не применяются положения  статей  Дополнительного  протокола

II,  единственной  нормой,  касающейся  защиты  прав  человека  в   условиях

внутренних беспорядков  и напряженности, является статья 3,  общая  для  всех

Женевских конвенций. Конечно,  во  всех  таких  ситуациях  применимо  право,

касающееся прав человека, однако его положения  как  таковые  не  связаны  с

установлением какого-либо рода ограничений в  отношении  столкновений  между

органами власти и оппозиционными группами  внутри  государства.  Как  только

мятежники оказываются во власти правительственных органов, в  силу  вступают

положения, касающиеся прав человека. Однако в ходе самого столкновения -  до

появления таких  возможностей - в действие вступает лишь  несколько  правовых

норм,  и  самое  большее, что можно сделать в таких ситуациях,  -  это

руководствоваться духом  положений  о  правах  человека.  Вместе  с  тем,  в

международном   праве   каких-либо   норм,   регулирующих   данный   вопрос,

практически  не  существует.  Еще  больший  пробел в   современном   праве,

посвященном  защите  прав  человека,  существует  в  отношении  обязательств

отдельных лиц  или групп лиц, находящихся  в  оппозиции  к  правительству,  в

любой  период  столкновения.  Несмотря  на   вышеперечисленные   пробелы   в

Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны