Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат
Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет
- наличие организованных
военных действий между
(этот критерий вытекает из общей для всех Женевских конвенций 1949 года
статьи 3);
- участие во враждебных действиях “вооруженных сил” (в это понятие
включаются и полицейские части); повстанческие силы должны отвечать
требованиям понятия “вооруженные силы”;
- достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений;
отдельные случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки
внутренней напряженности (например, беспорядки, отдельные акты насилия) не
относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;
- определенный уровень организованности повстанцев, которые должны иметь
органы, ответственные за их поведение;
- повстанцы должны контролировать часть территории государства, что
позволяло бы им организовывать и вести военные действия3 . Наряду с
вышеуказанными, в международно-правовой литературе называются и другие
критерии (временной, пространственный и т.д.), характеризующие внутренний
вооруженный конфликт, главным из которых является наличие “политической
цели борьбы”4.
Проще говоря, вооруженным конфликтом немеждународного характера
является вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории
государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными
повстанческими группами - с другой1. Лица, входящие в состав таких групп -
назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами,
террористами или как-нибудь другим именем, - сражаются с целью захвата
власти, или за достижение большей автономии в пределах государства, или за
отделение и создание собственного государства. Причины возникновения
подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране
является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека
со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад
правительственной власти в стране, в результате которого различные
группировки начинают между собой борьбу за власть. В таком контексте обычно
говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее
может быть отражением международных конфликтов и напряженности. Здесь же
необходимо подчеркнуть следующую важную особенность. Международное
гуманитарное право, действующее в период внутренних вооруженных конфликтов,
устанавливает, что для его соблюдения оно должно быть принято обеими
сторонами, т.е. правительством и повстанцами. Однако международное право
имеет обязательную силу только для его субъектов, которыми являются главным
образом государства. Поэтому повстанцы, хотя и могут иметь правовой статус
с правами и обязанностями согласно международному праву, но только в том
случае, если они признаны таковыми (что не имело места уже в течение многих
лет). Вместе с тем не подлежит сомнению как с теоретической, так и с
практической точки зрения, что международное гуманитарное право налагает
обязательства на повстанцев2. Вот почему в ст. 3 Женевских конвенций четко
сказано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса
находящихся в конфликте сторон, обязывая их применять как минимум
предусмотренные в этой статье положения. В самом деле, если во внутреннем
вооруженном конфликте противоборствующая правительству сторона претендует
на признание того, что именно она представляет интересы народа; если в ходе
борьбы она сумела установить свою власть на определенной территории страны
и осуществляет ее в отношении определенной части населения, ничто не может
помешать ей официально присоединиться к международным гуманитарным
конвенциям или заявить о своей готовности придерживаться их требований.
Например, Фронт национального освобождения Алжира присоединился к Женевским
конвенциям от имени борющегося алжирского народа еще до провозглашения
алжирского государства1 .
Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов
немеждународного характера обусловлена рядом факторов. Во-первых,
государства безусловно поняли, что необузданное насилие и смертоносное
оружие причиняют во время внутренних конфликтов такие же страдания, как и
во время войн между государствами. Более того, в вооруженных конфликтах, не
носящих международного характера, особенно велико число человеческих жертв
и страданий, поскольку как ни в каких других военных катаклизмах в них
наиболее широко втягивается гражданское население. Шекспир давным-давно
удачно сравнил гражданские войны с самоубийством. Трудно лучше
охарактеризовать сознание, управляющее внутренними вооруженными
конфликтами, чем это сделал император Вителлий. Во время битвы при
Бедриаке, когда кто-то из его приближенных заметил, что непогребенные тела
его политических противников издают мерзкий запах, Вителлий сказал: “Труп
врага всегда хорошо пахнет, - особенно, если это труп соотечественника”2.
Следует также учесть, что такой конфликт не может быть безразличен
международному сообществу еще и потому, что нередко он перерастает в
международный вооруженный конфликт. Страшный пример гражданской войны в
Испании вызвал появление в международном гуманитарном праве первого
положения, специально предназначенного для вооруженных конфликтов
немеждународного характера - статьи 3, общей для всех Женевских конвенций.
Во-вторых, после второй мировой войны колоссальное развитие получила идея
прав человека. Международное право в области защиты прав человека вполне
сознательно и обдуманно “вмешивается” во внутренние дела государств. При
всех различиях между гуманитарным правом, применяемым в период вооруженных
конфликтов немеждународного характера, и правом прав человека3 не следует
забывать, что и то и другое имеют общую цель - обеспечить защиту и уважение
человеческого достоинства при всех обстоятельствах. Поэтому с исторической
точки зрения вполне логично, что всего лишь через год после провозглашения
в 1948 году Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав
человека были приняты нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам,
происходящим внутри государств. Предоставляемая им защита была расширена
через 30 лет в Дополнительном Протоколе II в значительной степени благодаря
Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года. За
государством, конечно, остается право применять силу для восстановления на
своей территории закона и порядка. В международном праве нет ограничений
суверенитета по отношению к внутренним конфликтам, аналогично содержащемуся
в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения споров между
государствами. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать
закон и порядок.
Защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов
немеждународного характера посвящены следующие нормы международного
гуманитарного права.
- Общая статья 3 четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года. Эта
важнейшая статья представляет собой свод правил, которые, как было заявлено
Международным Судом в его решении от 27 июня 1986 года по делу Никарагуа
против Соединенных Штатов Америки, являются выражением основных принципов
гуманности1. Поэтому статья 3 имеет обязательный характер не только в
качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих
(неписаных) принципов права. В то же время нормативное содержание ее
ограничено: в ней содержится лишь несколько правил, относящихся к защите
людей от непосредственных военных действий.
- Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям, принятый 8 июня 1977
года. Этот короткий, состоящий из 28 статей документ, развивающий сжатые
положения статьи 3, расширяет гуманитарную защиту во время гражданских
войн. Однако статья 3 остается применимой во всей полноте для участников
Женевских конвенций и носит обязательный характер, в особенности для
государств, не ратифицировавших Протокол II. Впервые в истории права,
относящегося к внутренним конфликтам, Протокол II кодифицирует запрет
нападать на гражданское население и применять силу против отдельных
гражданских лиц. Небольшой объем документа объясняется тем, во время
Дипломатической конференции 1974-1977 годов разработанный Международным
Комитетом Красного Креста проект Протокола был отвергнут как неприемлемый.
В течение следующих нескольких дней он был существенно изменен и
представлял собой более слабый по содержанию текст, который и был принят на
основе консенсуса. Но даже, потеряв в нормативном содержании, Протокол II
выиграл в том, что касается его приемлемости для стран “третьего мира”, где
особенно велика вероятность кризисов.
- Обычное право. Наряду с довольно скромным по объему международным
договорным (писаным) правом существуют неписаные правила обычного права,
приобретающие особое значение для ограничения насилия во внутренних
конфликтах. Как было указано выше, все содержание статьи 3 сегодня
необходимо рассматривать как часть обычного права. Кроме того, можно
выделить ряд норм гуманитарного права для областей, не охватываемых статьей
3 и лишь частично охватываемых конкретными положениями Дополнительного
протокола II. В первую очередь, сюда относятся принципы, которые
ограничивают выбор средств и методов военных действий. Однако, как чаще
всего бывает с нормами обычного права, нелегко документально обосновать
Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны