Действия Международного гуманитарного права в годы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет

Работа содержит 1 файл

мкк2.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

военнопленного, в  силу ст. 84, за  исключением  строго  оговоренных  случаев

могут  судить  только  военные  суды.  Важно  заметить,  что   военнопленные

пользуются  покровительством  данной  Конвенции  даже  в  случае  осуждения.

Запрещаются коллективные наказания  за  индивидуальные  проступки,  телесные

наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, и  вообще  какие

бы то ни было виды пыток или проявления жестокости. По смыслу  ст.  100  III

Конвенции  за  совершение  преступлений,  карающихся   смертной   казнью   в

вооруженных силах  держащей в плену Державы, военнопленному в принципе  может

быть вынесен  смертный приговор. Однако в соответствии со ст.  76  и  ст.  77

Дополнительного  протокола  I  смертный  приговор   не   должен   выноситься

беременным женщинам и матерям малолетних детей, зависящих  от  них,  а  также

пленным, совершившим  преступление в возрасте до 18 лет. Если такой  приговор

вынесен, он не приводится в исполнение. Кроме того, в ст. 107 III  Конвенции

предусмотрено,  что  Держава-Покровительница  может  вмешиваться  в   случае

вынесения смертного  приговора. Согласно  ст.  101  смертный  приговор  может

быть приведен в исполнение не ранее, чем через  шесть  месяцев  со  дня  его

вынесения. При  судебном  рассмотрении  принципы  обычного  судопроизводства

должны  быть  соблюдены,  то  есть  военнопленному  должны  быть  обеспечены

основные гарантии, предусмотренные ст. 99 III Конвенции  и ст.  75  Протокола

I. Коротко говоря,  суд  должен  выносить  приговор,  исходя  из  презумпции

невиновности обвиняемого  военнопленного. На всякий вынесенный  ему  приговор

военнопленный имеет  право подать апелляционную  или  кассационную  жалобу  и

просить о пересмотре  дела.  Любое  решение  суда  и  приговор  должны  быть

незамедлительно доведены до сведения Державы-Покровительницы.

      Третье.  Даже  во  время   военных  действий  Конвенцией  (в  ст.  109)

предусматривается  непосредственная  репатриация  раненых  и  больных,   чьи

умственные и  физические способности, по  всей  видимости,  сильно  снизились

(неизлечимые,    тяжелораненые    и    тяжелобольные,    излечившиеся),    и

госпитализация  в нейтральных странах определенных категорий больных и лиц  с

менее   тяжелыми   ранениями.   В   типовом   соглашении   по   вопросу   о

непосредственной  репатриации и госпитализации в  нейтральной  стране  раненых

и больных  военнопленных  (Приложение  I   к  III  Конвенции)  перечисляются

многочисленные  случаи, в которых можно  применить  этот  принцип.  Вопрос  о

том, какие военнопленные подлежат  репатриации,  призваны  решать  смешанные

медицинские комиссии,  назначенные  с  начала  вооруженного  конфликта  (ст.

112). Однако, стороны  конфликта должны отправлять  тяжелораненых  и  больных

военнопленных на родину, независимо от их  числа  и  звания,  только  тогда,

когда они будут  в состоянии вынести  транспортировку.  Ни  один  из  них  не

может быть репатриирован  против своего желания во  время  военных  действий.

Все  остальные  военнопленные  должны  быть  освобождены  и   репатриированы

“тотчас же  по  прекращении  военных  действий”  (ст.  118  III  Конвенции).

Следует также  отметить, что стороны в  конфликте  по  гуманным  соображениям

должны  стараться  репатриировать  военнопленных,  не  дожидаясь   окончания

войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем  обмена  пленными.

Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что  пленные,

не имеющие признанного  статуса военнопленных,  тем  не  менее  всегда  имеют

право  на  основные  гарантии,  предусмотренные   ст.   75   Дополнительного

протокола I. 

      1.4. Защита гражданского населения.

      Если взглянуть на историю  войн, то можно увидеть, что  больше всего  от

последствий военных  действий страдает гражданское население,  а  в  XX  веке

это положение  приобрело ужасающую тенденцию.  Так,  в  ходе  первой  мировой

войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские  лица.  Во

время второй мировой  войны картина оказалась  совершенно  иной:  75%  потерь

составили гражданские  лица и 25% - военнослужащие. В  некоторых  современных

вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские  лица.  Можно

с  уверенностью  сказать,  что  в  ходе  третьей  мировой   войны,   которая

закончится ядерной  катастрофой, 100% потерь составит гражданское  население.

Приведенные цифры  со  всей  очевидностью  свидетельствуют  о  необходимости

защиты отдельных  гражданских  лиц  и  гражданского  населения  в  целом  от

последствий  войны.  Излишне  говорить  о  том,  что  принципы  защиты  всех

покровительствуемых  лиц,   изложенные   мною   выше,   характерны   и   для

гражданского населения. Впервые попытка дать определения  “гражданское  лицо”

и “гражданское население” была предпринята авторами IV  Женевской  конвенции

о  защите  гражданского  населения  во  время  войны.  Согласно  ст.  4  под

покровительство  данной  Конвенции  подпадают  лица,  которые  в  какой-либо

момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта  или  оккупации  во

власти  стороны,  находящейся  в  конфликте,   или   оккупирующей   Державы,

гражданами которой  они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства,  не  связанного  положениями  указанной

конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся  на  территории

одного из воюющих государств,  пока  государство,  гражданами  которого  они

являются,   имеет   нормальное   дипломатическое    представительство    при

государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том  же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех  других  Женевских  конвенций:  раненые,

больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а  также военнопленные.

       Дополнительный  протокол  I  выработал   более  удачную   формулировку

понятий гражданского лица  и  гражданского  населения,  отразившую  суть  их

правового положения  в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

“Гражданским  лицом является любое лицо,  не  принадлежащее  ни  к  одной  из

категорий лиц,  указанных  в  ст.  4  III  Конвенции  и  ст.  43  настоящего

Протокола”.  Иными  словами,  гражданское  лицо  -  это   любое   лицо,   не

принадлежащее  к  категории  комбатантов.  Важно  добавить,  что  в   случае

сомнения относительно того, является  ли  лицо  гражданским,  оно  считается

таковым. Согласно Протоколу I гражданское население  состоит  из  всех  лиц,

являющихся гражданскими лицами. При этом  устанавливается,  что  гражданское

население  и  отдельные  гражданские  лица  пользуются  общей   защитой   от

опасностей, возникающих  в связи с военными операциями. В соответствии  с  п.

3 ст. 50 вышеупомянутого  Протокола присутствие среди  гражданского  населения

отдельных лиц, не подпадающих под определение  гражданских  лиц,  не  лишает

это население  его гражданского характера. Отсюда вытекает,  что  гражданское

население лишается своего  статуса  и  права  на  защиту,  если  среди  него

находятся военные  подразделения и  формирования.  Что  касается  гражданских

лиц, то  они  пользуются  защитой,  предусмотренной  нормами  международного

права, “за исключением  случаев  и  на  такой  период,  пока  они  принимают

непосредственное  участие в военных действиях” (п.  3  ст.  51).  Современное

международное  право,   применяемое   в   период   вооруженных   конфликтов,

предусматривает   предоставление   гражданскому   населению   и    отдельным

гражданским лицам  как  общей,  так  и  специальной  защиты  от  последствий

военных  действий.  Различие   заключается   в   том,   что   общая   защита

предоставляется всему гражданскому населению и  отдельным  гражданским  лицам

независимо от из пола,  возраста,  расовой  и  национальной  принадлежности,

политических или  религиозных убеждений. Специальная  защита  предоставляется

отдельным  категориям  гражданского  населения   и   обусловлена   либо   их

повышенной  уязвимостью в условиях  боевых  действий  (раненые,   больные,

женщины,  дети  и  т.д.),  либо  особенностями   профессиональных   функций,

выполняемых  ими  в  период  вооруженного  конфликта  (персонал  медицинских

формирований  и  организаций  гражданской  обороны,  журналисты   и   т.д.).

Специальная  защита  гражданского  населения  не  входит   в   сферу   моего

исследования. В  настоящей работе  будут  рассмотрены  вопросы  общей  защиты

мирного населения  от опасностей, возникающих в связи  с военными  операциями.

В целях ее осуществления  устанавливается,  что  гражданское  население  как

таковое, а также  отдельные гражданские  лица  не  должны  являться  объектом

нападения1 . Кроме  этого, при всех обстоятельствах  запрещаются:

- акты насилия  или угрозы насилием, имеющие основной  целью  терроризировать

гражданское население;

- нападения неизбирательного  характера, подробно регламентируемые  п. 4 и  п.

5 ст. 51 Протокола  I;

- нападения   на  гражданское  население   или  отдельных  гражданских   лиц  в

порядке репрессалий[2];

- использование  присутствия  или  передвижения  гражданского  населения  или

отдельных гражданских  лиц  для  защиты  отдельных  пунктов  или  районов  от

военных действий, в  частности,  в  попытках  защитить  военные  объекты  от

нападения или прикрыть военные действия,  содействовать  или  препятствовать

им.

       Безусловно,  запрещается  использовать   голод   среди   гражданского

населения в качестве метода ведения войны (ст.  54).  Любое  нарушение  этих

запрещений, говорится  в заключительном  положении ст.  51,  не  освобождает

стороны, находящиеся  в конфликте, от их правовых обязательств  по  отношению

к гражданскому населению  и гражданским лицам, в том  числе  от  обязательства

принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст.  57  Протокола I.  В

ней указываются  следующие меры предосторожности, которые  должны  приниматься

Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны