Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Этапы реализации стратегии

Реализация  смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на

достижение  лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержании

достаточного  уровня конкурентоспособности большинства  остальных означает

сохранение  преемственности с политикой, реализуемой  в последние годы, при

значительномповышении ее активности и системности.Будет продолжена реализация

мер по достройке  и повышению эффективности инновационной  инфраструктуры. Также

будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций,

перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном»  и «пилотном»

режиме мер  в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы  новые

меры, направленные как на корректировку проводившейся  ранее политики с учетом

изменившейся  в результате кризиса экономической  ситуации, так и на решение проблем

инновационного  развития иными, чем ранее, способами.

1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к

инновациям.

Ключевая  проблема в настоящее время - невосприимчивость  бизнеса к

инновациям, низкий приоритет инновационной  деятельности в стратегиях компаний.

Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации  знаний и созданная

инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах

зарубежных  компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения

восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут

характеризоваться низкой отдачей.

Эта задача должна быть решена на первом этапе  через:

повышение инвестиционной привлекательности перспективных

высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены

Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению

наиболее  квалифицированных кадров в эти  сектора, путем реализации комплекса  мер

налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов

финансовой  поддрежки;

развитие  конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного

поведения компаний с государственным участием и  естественных монополий, в том

числе путем  повышения качества корпоративного управления, формирования

требований  по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества

внешней экспертизы таких программ;

устранение  в системе государственного регулирования (включая техническое

регулирование, таможенное и налоговое регулирование  и т.д.) барьеров,

препятствующих  наращиванию инновационной активности. В результате реализации

Инновационная Россия – 2020 25

первого этапа  стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с

ведущими  странами ОЭСР;

опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных

проектов  частных компаний (в том числе  через реализацию проекта поддержки

кооперации  бизнеса и национальных исследовательских  университетов), через

выстраивание  работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими

программ  инновационного развития. Будет также  расширена поддержка стартующих

компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд

содействия  развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере, через

региональные  программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку

реализации  конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных  секторах в рамках

соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная,

космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные

материалы и  т.д.).

Будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства,

обеспечивающих  взаимодействие государства и бизнеса  в выработке приоритетов и

финансировании  НИОКР, включая институционализацию  процедур Форсайта и

формирование  эффективно действующих технологических  платформ. Значимую роль в

реализации  проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и

Внешэкономбанка, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности.

При этом будут  оставлены на текущем уровне расходы  на фундаментальную

науку и образование. На первом этапе ключевой акцент политики в отношении этих сфер

– радикальное  повышение эффективности их функционирования в рамках существующего

финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с

перераспределением  финансирования с неэффективных  направлений на перспективные

и обновлением  управленческих кадров. На первом этапе  также должна быть

осуществлена  полномасштабная интеграция национальнойнауки в глобальное научное

сообщество.

Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные  расходы на

неприоритетные  прикладные исследовательские проекты  в рамках федеральных целевых

программ, а  также иных инструментов.

Приоритетом в области генерации знаний станет создание «центров

компетенции» - как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в

сферах сохраняющихся  научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение,

композиционные  материалы и т.д.) - по модели создания НИЦ «Курчатовский институт»,

так и через  выведение на мировой уровень  конкурентоспособности части национальных

исследовательских университетов и государственных  научных центров.

На первом этапе также будет запущен  ряд пилотных проектов по отработке

механизмов  поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса на уровне

регионов  и отраслей, в частности, поддержка  кластерных инициатив и формирование

технологических платформ.

Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего

образования, ориентированная на развитие сектора  исследований и разработок в вузах,

углубление  кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики  и

Инновационная Россия – 2020 26

научными  организациями, кардинальным расширением  международной интеграции

российских  вузов как в сфере образовательных  программ, так и в сфере исследований и

разработок, усилением академической мобильности  и развитем сетевой организации

образовательных и исследовательских программ. При  этом неизбежным являются

реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке ведущих

вузов и глобально  конкурентоспособных научных коллективов  и отдельных ученых. .

В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики:

будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих

за вопросы  инновационного развития в ведущих  компаниях с государственным  участием,

университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов

Российской  Федерации.

На федеральном  и региональном уровнях будут  сформированымеханизмы

содействия  привлечению прямых иностранных  инвестиций в высокотехнологические

отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

2 этап (2014-2020). Этап будет характеризоваться повышением доли частного

финансирования  в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За

счет высвобождения  финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет

существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации

инфраструктуры  инновационной экономики (в том  числе необходимых для этого

объектов  транспортной, телекоммуникационной и  жилищно-коммунальной

инфраструктуры.

На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет  проведено

масштабное  перевооружение и модернизация в  промышленности. По основным

секторам  российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти  на

средний уровень  развитых стран. В этих целях также  будут введены необходимые

налоговые и  иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического

оборудования.

При этом будет  сохранена в необходимых объемах  поддержка реализации

крупных проектов в рамках приоритетных направлений  развития науки, технологий и

техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые

должны будут  обеспечить технологическое лидерство  страны в перспективе.

Особый акцент будет сделан на модернизации и достройке  необходимых

элементов инновационной  инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором

этапе должна быть полностью сформирована целостная  и работоспособная национальная

инновационная система, адекватная расширяющемуля спросу на инновации со стороны

сектров экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех

стадиях инновационного цикла.

На втором этапе также будет увеличена  поддержка продвижения российской

инновационной продукции и технологий на мировые  рынки, включая увеличение

объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной  поддержки, а

также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных,

выставочных и т.д.), связанных с выводом  продукции на новые рынки.

Инновационная Россия – 2020 27

На втором этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной

и приборной  базы, усиление «институционализации»  расходов по исследованиям и

разработкам и продолжается увеличение программной  составляющей в бюджетных

расходах  по научным исследованиям и экспериментальным  разработкам гражданского

назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация

ресурсов  на ограниченном числе проектов международной  кооперации на основе

разделения  рисков.

На втором этапе продолжается увеличение бюджетных  расходов на развитие

перспективных технологий как основы формирования последующих технологических

укладов и  на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при

сокращении  долевого участия государства и  расширении внебюджетного

финансирования.

Национальная  инновационная система: модель координации

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов

инновационной системы внутри и между ее основными  блоками – сектором

исследований  и разработок, коммерциализацией, инновациями  в бизнесе, а также

инструментами региональной инновационной политики – главный резерв повышения

эффективности НИС.

Общее управление реализацией Стратегии и координацию  взаимодействия

между основными  блоками национальной инновационной  системы будет осуществлять

Правительственная комиссия по высоким технологиям  и инновациям (далее –

Правительственная комиссия).

Одним из ключевых инструментов координации станет механизм

технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители

будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития

соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и

реализовывать перспективную программу исследований и разработок. На поддержку

реализации  исследовательских программ в рамках технологических платформ будет

переориентирован  Российский фонд технологического развития (РФТР).

Общий контроль за реализацией Стратегии будет  осуществлять Комиссия при

Президенте  Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию

(далее –  Президентская комиссия). Другими  важнейшими задачами Президентской

комиссии  станут определение ключевых технологических  приоритетов развития, а также

отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов,

создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных

конкурентных  преимуществ.

Президентская Комиссия также будет контролировать ход реализации проекта по

созданию  центра науки и инноваций в  Сколково.

Непосредственная  реализация Стратегии будет осуществляться федеральными

органами  исполнительной власти в рамках их компетенции:

Инновационная Россия – 2020 28

Основными ведомствами-координаторами будут являться Министерство

экономического  развития Российской Федерации, Министерство образования и науки

Российской  Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской

Федерации .

Все иные федеральные  органы исполнительной власти будут  в рамках своей

компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики

и социальной сферы, государственного управления. В  этих целях в рамках текущей

штатной численности  и финансирования федеральные органы исполнительной власти

создадут  специальные подразделения, отвечающие за инновационное развитие

соответствующей сферы. В обязательном порядке такие  подразделения в статусе

департаментов будут созданы в Минпромторге России, Минэнерго России, Минсельхозе

России, Минтрансе  России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризме России,

Минприроды  России, Минкомсвязи России, МВД России, МЧС России, Минобороны

Информация о работе Инновационная Россия – 2020