Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

федерального  и регионального бюджетов, оказание образовательной и информационно-

консультационной  поддержки деятельности объектов инновационной  инфраструктуры,

содействие  деятельности профессиональных и саморегулируемых организаций в данной

сфере.

Четвертое. Формирование инновационного центра «Сколково»,

обеспечивающего создание среды (институциональной, интеллектуальной, природной,

условий проживания и проведения досуга и  т.д.), предельно благоприятной для

инновационной деятельности. На сравнительно небольшой  территории Будет обеспечено

сосредоточение  критической массы исследовательского, научного и инновационного

потенциала, необходимого для генерирования  новых идей, создания новых продуктов,

технологий, продвижения фундаментальных и  прикладных исследований.

Инновационная Россия – 2020 85

В целях повышения эффективности  деятельности инфраструктуры поддержки

инноваций на федеральном уровне в 2011 году будет  сформирован реестр

инновационной инфраструктуры, созданной с привлечением государственного

финансирования.

VIII. Участие в  глобальной инновационной системе

Необходимым условием создания и развития инновационных  компаний в России

является  устранение ограничений, препятствующих выходу российской

высокотехнологической продукции на внешние рынки, активному  участию российских

компаний  в мировой конкуренции, внедрении  инноваций и высоких технологий,

создании  высокотехнологичной продукции. Россия будет взаимодействовать и на уровне

бизнес-проектов, и через межправительственные инициативы с ключевыми, с точки

зрения  технологического сотрудничества, странами. Основными странами-партнерами

при этом станут США, Германия, Франция, Финляндия, Италия, Япония, Великобритания,

Республика  Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль, Нидерланды.

Ключевыми направлениями развитие международного сотрудничества в сфере

инноваций должны стать:

- поддержка выхода российских  высокотехнологичных компаний на  мировые

рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной

продукцией;

- создание в России высокотехнологичных  производств и исследовательских

центров международных компаний при привлечении  прямых иностранных инвестиций;

- активизация международного научно-технического  сотрудничества.

Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних

рынках

Неотъемлемым  элементом активного инновационного развития российских

компаний  является активное позиционирование их продукции на мировых и основных

страновых рынках, их вхождение в международные альянсы, кооперационные проекты.

Основными механизмами этого станут.

Первое. В целях поддержки российского  высокотехнологичного экспорта будет

дополнительно активизирована политико-дипломатическая  поддержка проектов по

модернизации  и технологическому развитию экономики  России в целях обеспечения

равноправных  условий для российских экспортеров  высокотехнологичной продукции.

Приоритетным  является продвижение российских проектов и сотрудничества в

инновационной сфере в числе основных вопросов для обсуждения в ходе встреч в

двустороннем  и многостороннем формате. Предполагается активно вовлечь

загранучреждения  к работе с российскими компаниями, к обеспечению компаний

Инновационная Россия – 2020 86

аналитической информацией о рынках, условиях законодательного регулирования и

ведения бизнеса, в том числе через  открытые источники.

Второе. Поддержка экспорта высокотехнологичной  продукции должна стать

основой при формировании системы поддержки  экспорта, охватив при этом не только

крупные, но и малые и средние высокотехнологичные  компании. Необходимо

сформировать  механизмы поддержки как индивидуальных (анализ рынков, бизнес-

миссии, приведение продукции в соответствие действующим нормам, субсидирование

процентных  ставок, расходов малых предприятий, связанных с экспортом), так и

коллективных  проектов выхода российских предприятий  на внешние рынки

(субсидирование  маркетинговых расходов, участия  в зарубежных выставках и ярмарках) с

финансированием из средств федерального бюджета, в  том числе в рамках программ

Российского фонда технологического развития.

Третье. Инфраструктура поддержки высокотехнологичного экспорта,

создаваемые инструменты поддержки внешнеэкономической  деятельности будут тесно

интегрированы с инфраструктурой поддержки  малых и средних инновационных

компаний  в субъектах Российской Федерации, в том числе предполагается закрепление

поддержки высокотехнологичного экспорта в качестве основного направления работы

создаваемого  Российского агентства по страхованию  экспортных кредитов и инвестиций,

инициирование программы поддержки экспорта малых  инновационных предприятий в

рамках  деятельности Фонда содействия развитию малым формам предприятий в научно

технической сфере.

Четвертое. Активная интеграция в мировое инновационное  пространство и

облегчение  выхода российских компаний на мировые  рынки предусматривают

радикальное упрощение таможенных процедур и  иных административных ограничений

при экспорте высокотехнологичной продукции.

В рамках совершенствования таможенного  законодательства и

администрирования будет обеспечено дальнейшее сокращение сроков таможенного

оформления  экспорта высокотехнологических товаров, снижение количества требуемых

документов, облегчены процедуры импорта  высокотехнологичного оборудования. Для

облегчения  интеграции предполагается совершенствовать процедуры валютного

регулирования и валютного контроля с повышением порога контроля экспортных сделок,

сокращение  количества документов, запрашиваемых  у экспортеров.

Приоритетными направлениями совершенствования  экспортного контроля за

продукцией  двойного назначения будет являться упрощение процедур подтверждения

непринадлежности  вывозимых товаров к продукции, подлежащей экспортному

контролю, а также уточнения случаев  вывоза товаров, подлежащих экспортному

контролю  без лицензий. В этих целях будет  осуществляться периодический пересмотр

контролируемых  списков, установление дополнительных оснований для выдачи

генеральных лицензийна право осуществления экспорта контролируемых товаров,

выведение из-под экспортного контроля поставок для гарантийного ремонта,

предоставление  права Правительству Российской Федерации устанавливать перечни

стран и перечни товаров для экспорта без лицензий, упрощение системы  организации

внутрифирменной системы экспортного контроля, установление однократности

проведения  идентификационной экспертизы, осуществление  перехода на выборочность

контроля  при экспорте.

Инновационная Россия – 2020 87

Создание  высокотехнологичных производств  и

исследовательских центров международных компаний при привлечении

прямых  иностранных инвестиций

Для формирования современных высокотехнологичных  производств, замещения

высокотехнологичного  импорта аналогичной продукцией, производимой в России,

создания  и развития соответствующих компетенций  привлечение прямых иностранных

инвестиций  будет сочетаться с созданием  высокотехнологичных производств  и

исследовательских центров международных компаний на территории Российской

Федерации. Важнейшими направлениями привлечения  прямых иностранных инвестиций

в развитие высокотехнологичных производств  должны стать следующие.

Первое. Активное привлечение международных  высокотехнологичных компаний

к размещению производств, исследовательских  и инжиниринговых центров в Сколково,

наукограды, технико-внедренческие зоны, инновационные регионы и кластеры, включая

усиление  сотрудничества со странами – ключевыми  технологическими партнерами,

привлечение компаний – мировых лидеров для  работы на российских площадках.

Основными механизмами привлечения иностранных  инвесторов являются

предоставление  площадок на льготных условиях, предоставление гарантий спроса,

заключение  соглашений о заинтересованности в  приобретении продукции компаниями с

государственным участием (офсетные требования).

Предлагается  предусмотреть поэтапную максимальную локализацию выпуска

продукции, а также открытие в России центров  по прикладным исследованиям и

разработкам, инжиниринговых центров. При этом в  качестве возможныхдополнительных

требований  к зарубежной стороне может стать  создание производств в партнерстве  с

российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на

интеллектуальную  собственность.

Второе. Развитие механизмов адресной организационной  поддержки и

сопровождения крупных инновационных проектов на территории России, со стороны

федеральных органов исполнительной власти, включающей содействие во

взаимодействии  с государственными финансовыми  институтами развития, обеспечение

ускоренного выделения земельных участков и  подключения к инфраструктуре,

дальнейшее  конкуренции регионов в предоставлении институциональных и

инфраструктурных  условий для иностранных компаний при открытии производств.

Третье. Формирование маркетинговой стратегии  целенаправленного

привлечения прямых иностранных инвесторов, базирующейся обеспечении адресной

работы  с крупнейшими потенциальными инвесторами, координации деятельности

федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития и

объединений предпринимателей.

Необходимой предпосылкой расширения масштабов  прямых иностранных

инвестиций  должно стать последовательное улучшение  инвестиционного климата,

включая либерализацию миграционного законодательства в отношении

квалифицированной рабочей силы, снижение административных барьеров и обеспечение

надежной  защиты прав, в том числе интеллектуальной собственности.

Инновационная Россия – 2020 88

Активизация международного научно-технического

сотрудничества

Приоритетными направлениями активизации международного научно-

технического  сотрудничества должны стать следующие.

Первое. Обеспечение активизации участия  российских исследовательских

организаций и компаний в международных научно-технических  программах

многостороннего сотрудничества, включая рамочные программы  ЕС по исследованиям,

технологическому  развитию и демонстрационной деятельности, а также международные

технологические платформы;

Второе. Заключение двусторонних и многосторонних международных

соглашений  по стимулированиюнаучно-технической и инновационной кооперации по

приоритетным  направлениям развития технологий. В  максимальной степени будут

реализован  потенциал кооперации высокотехнологичных  производств в рамках

интеграции  на пространстве СНГ, в том числе  в рамках развития совместной

производственной  и торговой активности в странах  формируемого Единого

экономического  пространства.

Третье. Развитие международного сотрудничества компаний с государственным

участием, в том числе при реализации ими программ инновационного развития,

стимулирование  создания на территории России международных  научно-технических

центров, а также корпоративных центров  исследований и разработок;

Четвертое. Расширение поддержки стажировок российских исследователей за

рубежом и зарубежных исследователей в России, проведения в России международных

научных конференций.

Пятое. Устранение барьеров, препятствующих укреплению активизации

международного  сотрудничества, включая упрощение  условий предоставлений въездных

виз для зарубежных исследователей, обеспечение  признания зарубежных научных

степеней  при аккредитации образовательных  организаций.

IX. Территории инноваций

Значительное  число регионов уже активно участвует  в процессах глобальной

конкуренции за инновационный капитал. Однако, в  условиях повышающейся

мобильности информации, капитала, эффективных  исследователей конкуренция за

«локализацию» инноваций на территории региона  может быть успешной только при

формировании  благоприятной институциональной  и бизнес-среды, социальной

инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому, социально-экономическая

Инновационная Россия – 2020 89

политика  субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых

результатов деятельности органов власти региона.

Инновационная политика на региональном уровне

Важной  предпосылкой повышения инновационной  активности экономики станет

активизация деятельности по реализации инновационной  политики, осуществляемой

органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и крупнейших

городских округов. В целях повышения эффективности  деятельности, регионам

целесообразно адаптировать опыт успешных инновационно-активных субъектов, таких

как Санкт-Петербург, Новосибирская область, Томская область, Республики Татарстан  и

Информация о работе Инновационная Россия – 2020