Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено

выделение на конкурсной основе субсидий субъектам  Российской Федерации на цели

развития  инновационных территориальных  кластеров.

Инновационная Россия – 2020 94

X. Реализация стратегии.

В целях эффективной реализации Стратегии  будет реорганизована система

стратегического управления в сфере инновационного развития.

Будет выстроена четкая иерархия документов стратегического планирования,

определяющих  государственную политику в сфере  науки и инноваций. Главными

документами будут являться Концепция долгосрочного  социально-экономического

развития  Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) и разработанная на ее

основе  Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020

года (данный документ, Стратегия). Эти документы  будут уточняться в том числе  с учетом

результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза. В рамках этих

документов  также будут определяться ориентиры  финансового обеспечения сферы  науки

и инноваций.

Документами «второго уровня», разрабатываемыми в  соответствии с КДР и

Стратегией  с учетом результатов научно-технологического прогноза станут

государственные программы. Для реализации Стратегии  будут сформированы

государственные программы по развитию образования, сферы исследований и

разработок, поддержки инновационной активности в экономике, развития

информационного общества, а также государственные  программы или подпрограммы

госпрограмм, направленные на развитие высокотехнологичных  секторов экономики. В

рамках  государственных программ будут  детализованы механизмы реализации

Стратегии, конкретные меры, источники и объемы финансирования. При этом через

инструмент  государственных программ общая  инновационная политика будет связана  с

решением  задач инновационного развития в  секторах экономики и социальной сферы –

здравоохранении, культуре, энергетикеи т.д.

Документами «третьего уровня», разрабатываемыми в соответствии с

документами вышестоящих порядков будут региональные стратегии инновационного

развития. Это будет подразумевать привнесение  в относительно централизованный

процесс принятия решений, использующийся в  России, четкого понимания нужд и

потребностей  на местном уровне, полученного в  результате применения подхода «снизу-

вверх». Усиление обратной связи в системе  государственного управления в сфере

инновационного  развития поможет органам власти федерального уровня лучше

ориентировать меры по поддержке инноваций на региональные потребности.

Параллельно с документами стратегического  планирования будет выстроена система

формирования  и уточнения, а также реализации технологических приоритетов, в  рамках

которой будут определяться конкретные приоритетные направления развития науки и

техники, критические технологии, финансируемые  государством в первоочередном

порядке.

При реализации мероприятий Стратегии  разрабатываемые государственные

программы, планы мер в соответствующих  сферах будут ориентироваться на ключевые

результаты  и сроки их достижения, приведенные  в приложении 1 «Основные шаги по

реализации  стратегии».

Инновационная Россия – 2020 95

Целевые индикаторы реализации Стратегии

№ п/п Наименование индикатора 2010 2016 2020

1. Охват образованием населения  в возрасте

5-14 лет, %

94 (2008) 98 100

2. Среднемесячная начисленная заработная

плата работников образования в % к

зарплате  в экономике в целом

65,5

(2008)

80 100

3. Доля населения, участвующего  в

непрерывном образовании (за последние

12 месяцев), в % от числа опрошенных  в

возрасте 25-64 лет

24,8

(2008)

40 55

4. Численность персонала, занятого

исследованиями  и разработки, в расчете на

10000 занятых в экономике, чел.

111

(2008)

5. Внутренние затраты на исследования  и

разработки  по источникам финансирования

(2008)

Средства  государства 64,7 50 35

Средства  предпринимательского сектора 28,7

Средства  высших учебных заведений 0,5

Средства  частных НКО 0,2

Средства  иностранных источников 5,9

6. Удельный вес секторов в общей  численности

персонала, занятого исследованиями и

разработками

(2008)

Государственный сектор 34,3

Предпринимательский сектор 59,3

Сектор  высшего образования 6,3

Сектор  НКО 0,2

7. Число созданных передовых

производственных  технологий

854

(2008)

8. Средний возраст исследователей 49 (2008) 45 40

9. Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, %

от  общего числа исследователей

14,2

(2008)

18 25

10. Удельный вес России в общемировом  числе

публикаций, % к общему числу публикаций в

журналах, индексируемых в Web of Science

2,48

(2008)

4 5

Инновационная Россия – 2020 96

11. Коэффициент изобретательской активности

(число  отечественных патентных заявок  на

изобретения, поданных в России, в расчете

на 10000 населения)

1,95

(2008)

3 4

12. Объем отгруженных товаров, работ,  услуг,

связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.

119 350 600

13. Удельный вес организаций, осуществлявших

технологические инновации, в общем числе

организаций:

Всего, из них: 8,0 (2008)

Добывающие, обрабатывающие

производства, производство и

распределение электроэнергии, газа и

воды

9,6 (2008)

Связь, деятельность, связанная с

использованием  вычислительной техники

и информационных технологий

10,9

(2008)

14. Удельный вес инновационных товаров,

работ, услуг в общем объеме экспорта

товаров, работ, услуг, %

7,0 (2008)

15. Место Российской Федерации в  рейтинге

стран мира в области развития

информационного общества (в соответствии

с международными рейтингами)

18

16. Интенсивность затрат на технологические

инновации (удельный вес затрат на

технологические инновации в общем

объеме  отгруженных товаров, выполненных

работ, услуг)

1,39

(2008)

2,0 2,5

17. Вновь внедренные или подвергавшиеся

значительным  технологическим изменениям

инновационные товары, работы, услуги,

новые для рынка (в % от общего объема

отгруженных товаров, выполненных работ,

услуг)

0,4 (2008) 5,0 8,0

18. Организации, использующие

широкополосный  доступ к Интернету, в % от

общего  числа организаций

48 85 95

19. Организации, имеющие веб-сайт, в % от

общего  числа организаций

29 75 80

20. Домашние хозяйства, имеющие доступ  к

Интернету с персонального компьютера, в %

от  общего числа домохозяйств

26 75 90

21. Население, использующее Интернет  для

взаимодействия  с органами власти, в % от

численности опрошенных в возрасте 16-74

лет)

10 50 60

Инновационная Россия – 2020 97

XI. Финансовое обеспечение.

Реализация  Стратегии предусматривает осуществление  следующих приоритетов в

финансировании  науки, образования и поддержки  инновационной деятельности.

Во-первых, поэтапное увеличениеобъемов бюджетного финансирования

расходов  на научные исследования, образование  и поддержку инноваций до уровня,

характерного  для стран ОЭСР, в процентах  к ВВП к 2020 году, как условие  достижения

экономикой  страны необходимого уровня конкурентоспособности.

Во-вторых, радикальное повышение эффективности  бюджетных расходов на

проведение  исследовательских работ и высшее профессиональное образование.

В этих целях будет обеспечено увеличение доли расходов на прикладные

исследования, осуществляемых на конкурсной основе, на условиях софинансирования со

стороны бизнеса.

Финансирование  фундаментальных исследований будет  сконцентрировано на

работах, осуществляемых научными коллективами, характеризующимися глобальной

конкурентоспособностью, через увеличение доли средств, выделяемых на

фундаментальные и гуманитарные исследования, распределяемые на конкурсной

основе, развитию сети национальных исследовательских  центров и поддержку

исследовательской деятельности в рамках технологических  платформ.

В сфере высшего профессионального  образования будет обеспечено повышение

расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ в

рамках  приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской

Федерации, в отношении вузов, характеризующихся  наличием международно

конкурентоспособных научных школ в данных дисциплинах.

Одним из приоритетов станет расширение объемов  субсидирования процентных

ставок  и предоставления государственных  гарантий по образовательным кредитам,

выделяемых  на цели обучения в ведущих вузах  страны, как важнейшей предпосылки

увеличения  частных ресурсов, направляемых в  сектор образования и инструмента

структурной перестройки образования.

В-третьих, будет обеспечен значительный прирост  средств, выделяемых на цели

поддержки инновационной и внешнеэкономической  активности предприятий,

повышение производительности труда и формирования механизмов управления

качеством, развитие механизмов непрерывного образования  на предприятиях,

поддержки соответствующей деятельности бизнес-ассоциаций в качестве приоритетного

условия придание необходимой динамики инновационному развитию экономики.

В этой связи будут увеличены объемы бюджетного финансирования,

направляемого на соответствующие мероприятия  в рамках программы поддержки

малого  и среднего предпринимательства, реализации Государственного плана

подготовки  управленческих кадров для организаций  народного хозяйства, деятельности

Фонда содействия развития малого предпринимательства  в научно-технической сфере, а

также будет обеспеченно финансирование мер по поддержки инновационной

деятельности  предприятий в рамках Российского  фонда технологического развития, по

Инновационная Россия – 2020 98

поддержке инновационных проектов частных  компаний, реализуемых в рамках

приоритетных  направлений, одобренных Комиссией  при Президенте Российской

Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В целях развития инновационной инфраструктуры, будет обеспечено в

необходимом и достаточном объеме финансирование создания Инновационного центра

«Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и

технопарков.

В-четвертых, в соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской

Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», будет обеспечено оказание

дополнительной  финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно

содействующим развитию инновационного сектора экономики, в качестве важного

условия повышения результативности проводимой регионами инновационной политики.

Инновационная Россия – 2020 99

Финансирование  финансовые параметры реализации Стратегии

Направление 2010 2012 2020

Общие объемы финансирования

Внутренние  затраты на исследования и

разработки, в % к ВВП

1,32

(оценка)

1,4-1,6 2,4

Государственные расходы исследования на

исследования  и разработки гражданского

назначения, в % к ВВП

0,88

(оценка)

0,9 1,1

Внутренние  затраты на образование 4,8* 5,5-5,7 6,5-7,0

Государственные расходы на образование, в %

к ВВП

4,0* 5,5-6

Отдельные статьи бюджетных расходов, необходимые  для реализации Стратегии

(млрд. рублей)

Инновационный человек

2010 2012 2020

Финансирование  исследовательских и

федеральных университетов

16,0 16,0 25,0

Финансирование  развития инновационной

инфраструктуры  вузов (постановление

Правительства Российской Федерации №219)

3,0 3,0 5,0

Приглашение ведущих зарубежных ученых для

формирования  в российских институтах и вузах

новых актуальных направлений исследований,

лабораторий и научных школ (постановление

Правительства Российской Федерации №220)

3,0 4,0 10,0

Поддержка развития дошкольного

образования, системы квалифицированного

педагогического консультирования родителей

и содействие семьям в обучении, воспитании и

развитии  детей

1,0 2,0

Предоставление  на конкурсной основе

поддержки учреждений общего образования,

внедряющих  инновационные программы

образования

2,0 12,0

Повышение расчетных нормативов,

обеспечивающих  реализацию образовательных

программ  государственных вузов в рамках

приоритетных  направлений развития науки,

техники и технологий Российской Федерации

- 25,0 50,0

Инновационная Россия – 2020 100

Государственная поддержка образовательного

кредитования

0,6 1,0 5,0

Предоставление  грантов на получения высшего

и послевузовского образования за рубежом

- 3,6 10,8

Предоставление  повышенных стипендий

студентам

0,2 0,5

Введение  дополнительных надбавок к оплате

труда преподавателей вузов, ведущих

глобально конкурентоспособную

исследовательскую деятельность.

2,0 5,0

Государственный план подготовки

управленческих  кадров для организаций

народного хозяйства

0,159 0,188 1,5

Реализация  программы подготовки

управленческих  кадров в сфере образования

Информация о работе Инновационная Россия – 2020