Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Мордовия  и др. для совершенствования институциональной  среды и механизмов

использования инновационной инфраструктуры, являющихся основой успешного

развития.

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного

развития  на региональном уровне будут реализовываться  следующие меры:

регулярная  разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов

Российской  Федерации;

предоставление  субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели

активизации инновационной деятельности, в т.ч. оплату прикладных НИОКР,

инжиниринговых  услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования,

сертификации  выпускаемой продукции, выхода на внешние  рынки, субсидирование

процентных  ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого

бизнеса. Наращивание доли расходов таких  программ, направляемых на поддержку

инновационного  малого бизнеса до 40-50% в течение  следующих трех лет;

предоставление  финансовой и имущественной поддержки  созданию и развитию

объектов  инновационной инфраструктуры, включая  бизнес-инкубаторы, технопарки,

центры  трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры

коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна,

региональные  венчурные фонды, технологические  музеи ориентированные на молодежь

и стимулирующие интерес к техническому образованию;

стимулирование  производства инновационной продукции  в рамках закупок

товаров и услуг для государственных  и муниципальных нужд;

реализация  программ инновационного развития государственных  и

муниципальных учреждений, компаний с преобладающим  участием субъектов

Российской  Федерации и муниципальных образований, государственных и

муниципальных унитарных предприятий;

предоставление  льгот по налогу на прибыль организаций  и налогу на

недвижимое  имущество организаций;

Инновационная Россия– 2020 90

поддержка образовательных программ системы  основного и дополнительного

образования, обеспечивающих развитие кадрового  потенциала инновационной

деятельности;

поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых

иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;

содействие  формированию культуры инноваций в  обществе и повышению

престижа  инновационной деятельности.

В целях реализации комплексного подхода  к использованию инструментов

поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-

государственного  партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных

программ  и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных

научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.

Реализация  региональной инновационной стратегии  будет направлена на

координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие

инновационного  предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных

администраций с существующими компонентами инновационной  инфраструктуры:

научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной

инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными

компаниями.

Формирование  базовой инновационной инфраструктуры (венчурные фонды,

бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологий, инжиниринговые центры и

др.) будет происходить при поддержке, осуществляемой путем выделения  субсидий на

конкурсной  основе из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны

субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующих  компонентов

позволит  сократить пробелы в инновационной  инфраструктуре, упростить реализацию

инновационного  «лифта» для создаваемых и  растущих компаний, облегчить выход

создаваемой инновационной продукции на региональные, российские и международные

рынки. Принципиальным является вовлечение всех субъектов Российской Федерации, с

учетом  степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного

предпринимательства,в формирование базовой инфраструктуры для развития

инновационного  предпринимательства.

Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой

инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса,

научным и образовательным секторами  будут выделены, сформированы и реализованы

проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской

Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и

инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в

отдельные компоненты подобных проектов инновационных  центров позволят учитывать

успехи  регионов в повышении инновационной  активности при реализации федеральных

мер поддержки образования, науки и  инноваций. Наряду с реализацией  крупных

федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть

мощных  центров интенсивного инновационного роста.

Дополнительным  элементом координации региональной деятельности в области

поддержки и стимулирования инновационной  активности должны стать стратегии

Инновационная Россия – 2020 91

социально-экономического развития федеральных округов. В  них будет осуществляться

горизонтальная  и вертикальная увязка по срокам и  финансам инициатив имеющих

межрегиональное значение, но, в то же время, не попадающих в федеральные стратегии.

Помимо  финансовой и организационной поддержки  регионов как на начальном

этапе создания инфраструктуры, так и на этапе формирования центров инновационного

роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона  в числе

показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации.

Также будет обеспечена реализация комплекса  мер финансовой,

образовательной и информационно-консультационной поддержки субъектов Российской

Федерации по стимулированию инновационного развития экономики, предполагающей:

оказание  дополнительной финансовой помощи субъектам  Российской

Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики,

включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации  на

цели  развития инновационных территориальных  кластеров, участие в формировании

региональных  венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров

коммерциализации  технологий, инжиниринговых центров, технологических  музеев и др.;

переориентацию  использования средств Инвестиционного  фонда Российской

Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов,

способствующих  развитию инновационного сектора экономики  в регионах –

инновационных лидерах;

обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной,

инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях

развития  инновационного сектора в регионах – инновационных лидерах, при

формировании  и корректировке федеральных  целевых программ и непрограммной части

ФАИП;

создание  условий для обеспечения эффективной  координации на региональном

уровне  проектов, реализуемых в рамках федеральным  программ развития отраслей

(секторов) экономики и социальной сферы,  программ развития учреждений  системы

профессионального образования, включая национальные исследовательские

университеты, региональных программ поддержки исследований РФФИ, программ

содействия  коммерциализации технологий Фонда  содействий малым формам

технологического  предпринимательства в научно-технической  сфере и ОАО «Российская

венчурная компания», мер по поддержке малого и среднего предпринимательства,

поддержки высокотехнологического экспорта и  активизации внешнеэкономической

деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров в области технологического

менеджмента;

создание  условий для эффективного заимствования  и адаптации лучших

международных практик поддержки инновационной  активности территорий, в том числе

за  счет содействия в привлечении дополнительного  финансирования от международных

финансовых  организаций, таких как Европейский  Банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация группы Всемирного банка, международные

инвестиционные  институты, созданные странами-членами  СНГ;

Инновационная Россия – 2020 92

обеспечение формирования эффективной системы  выявления и распространения

лучшей  практики деятельности субъектов Российской Федерации в разработке и

реализации  мер инновационной политики, содействие их нормативно-правовому

оформлению.

Развитие  инновационных кластеров

Концепцией  долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации до 2020 года, предусматривается создание сети территориально-

производственных  кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий,

формирование  ряда инновационных высокотехнологичных  кластеров в европейской и

азиатской части России (далее - кластеры).

К настоящему времени использование  кластерного подхода уже заняло одно из

ключевых  мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов

Российской  Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития

территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с

использованием  инструментов программы поддержки  малого и среднего

предпринимательства.

Реализация  кластерной политики способствует росту  конкурентоспобности

бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников

кластера, связанного с их географически близким  расположением, включая расширение

доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и

высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек,

обеспечивающим  формирование предпосылок для реализации совместных

кооперационных  проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование  и развитие кластеров является эффективным  механизмом

привлечения прямых иностранных инвестиций и  активизации внешнеэкономической

интеграции. Включение отечественных кластеров  в глобальные цепочки создания

добавленной стоимости позволяет существенно  поднять уровень национальной

технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет

повышения международной конкурентоспособности  предприятий, входящих в состав

кластера, путем:

- приобретения и внедрения критических  технологий, новейшего оборудования;

- получения предприятиями кластера  доступа к современным методам

управления  и специальным знаниям;

- получения предприятиями кластера  эффективных возможностей выхода  на

высококонкурентные международные рынки.

Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми

органами  государственной власти и местного самоуправления, станут следующие.

Первое, содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее,

в том числе, инициирование и поддержку  создания специализированной организации

Инновационная Россия – 2020 93

развития  кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по

стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного

информационного взаимодействия между участниками  кластера и стимулирование

укрепления  сотрудничества между ними.

Второе, развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение

конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности  их взаимодействия,

включая:

стимулирование  инноваций и развитие механизмов коммерциализации

технологий, поддержка сотрудничества между  исследовательскими коллективами и

предприятиями;

повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение

конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков  и развитие

механизмов  субконтрактации;

содействие  маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями

- участниками кластера и привлечению  прямых инвестиций.

Третье, обеспечение формирования благоприятных  условий развития кластеров,

включающих  повышение эффективности системы  профессионального образования,

содействие  развитию сотрудничества между предприятиями  и образовательными

организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов

инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых  льгот, в соответствии с

действующим законодательством, снижение административных барьеров.

Реализация  существующих благоприятных предпосылок  развития

территориальных инновационных кластеров, в т.ч. на базе технико-внедренческих ОЭЗ,

наукоградов, ЗАТО, территорий базирования технопарков, позволяет обеспечить

активизацию использования существующего научно-технического потенциала.

Информация о работе Инновационная Россия – 2020