Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
также иные ведущие научные организации, национальные исследовательские университеты
2016 г.
41.
Перевод государственного
финансирования на конкурсной основе – 90%)
2016 г.
ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО
42. Формирование (в рамках соответствующих государственных программ) подпрограмм, нацеленных на
инновационное развитие сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения,
жилищного строительства и коммунального хозяйства, АПК
2011 г.
43.
Создание в «отраслевых»
развитие соответствующей сферы
2011 г.
Инновационная Россия – 2020 107
44. Реализация пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по
формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент
2011 г.
45.
Введение порядка перевода на
английский язык и публикации
нормативно-правовых актов
основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти
2011 г.
46.
Формирование «дорожной карты»
развития ключевых
степени
локализации для каждой из них (покупка
за рубежом/частичная локализация/
2012 г.
47.
Включение в квалификационные
требования для занятия
группы должностей знания иностранного (английского) языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое
общение с иностранными коллегами
2012 г.
48. Формированиекомплексного подхода по последовательному и предсказуемому на долгосрочную перспективу
ужесточению
требований к эффективности использования
предприятиями природных
продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определение
системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными по тем
направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции
2012 г.
49.
Создание оперативно
50.
Создание системы оценки
государственных и муниципальных учреждений.
2013 г.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
51.
Упрощение импорта технологий, в
том числе за счет отмены
требования представления
при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации
2011 г.
52.
Первые сделки по
экспорта
2012 г.
53. Размещение в России 50 НИОКР-подразделений крупнейших мировых компаний 2014 г.
ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ
54.
Введение процедуры
поддержки с федерального уровня
2011 г.
55.
Разработка программ и
56.
Разработка программ и
Инновационная Россия – 2020 108
57.
Переориентация использования
региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в
регионах – инновационных лидерах
2012 г.
58.
Реализация при федеральной
субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и
инновационной инфраструктуры (в отношении передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой
инновационнойинфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным
секторами)
2013 г.
59.
Создание полноценных
функционирующих более двух лет центров кластерного развития в субъектах РФ)
2016 г.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
60.
Осуществление инвестиций в 10
инновационных компаний ранних
стадий развития Фондом
РВК
2011 г.
61.
Формирование федерального
государственных средств.
2011 г.
62. Создание публичной баз данных, включающей краткую информацию (не содержащую коммерческой тайны или
технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах
2012 г.
63. Первые продажи ценных бумаг, долей в уставных капиталах инновационных компаний, в которые были
осуществлены посевные инвестиции Фондом посевных инвестиций РВК (первые 5 «выходов»)
2014 г.
Инновационная Россия – 2020 109
Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
1. Инновация9 – вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового
процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых
рынков. Уровень новизны товара, технологии, бизнес модели и рынка должен
быть не ниже национального российского рынка10.
2. Инновационное развитие - тип экономического развития (страны, региона,
организации), основным фактором которого выступают инновации
3. Государственная инновационная политика – одно из направлений
государственной
социально-экономической
реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер,
направленных на стимулирование инновационного развития.
4. Национальная инновационная система (НИС) – совокупность субъектов,
институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия) и
инфраструктуры (финансовой, организационной), обеспечивающих
производство (генерацию) и распространение инноваций в экономике и
обществе.
5. Инновационный цикл – процесс, связанный с последовательным
преобразованием
новшества (научной или
продукцию,технологию, бизнес-процесс и выведения ее на рынок для
коммерческого применения, состоящий из следующих стадий:
•исследования и разработки;
•освоение в производстве;
•изготовление;
•продвижение на рынок.
6. Инновационно-активное предприятие (организация) – предприятие
(организация),
вне зависимости от
деятельности осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку
и
внедрение новой или
управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности.
7. Высокотехнологичная (наукоемкая) продукция – продукция промышленного
производства, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по
9 Термин может быть использован как для описания самого процесса создания новых продуктов, процессов,
рынков (в этом случае синонимом является термин «инновационная деятельность»), так и для описания
результата этого процесса (синонимы – «продукт (результат) инновации», «инновационная продукция
(услуга, бизнес-модель,
технология и т.д.)»). Близким по
значению является русский
«нововведение».
10 Для целей статистического учета («руководство Осло») используется более широкое определение
инноваций, включающее новизну для рынка и самого предприятия
промышленному производству. В международной практике применяется
единый
перечень высокотехнологичных
Евростатом на базе стандартной международной торговой классификации
(Standard International Trade Classification – SITC).
8. Инновационные расходы бюджета – расходы бюджета, способствующие
развитию (созданию, внедрению) новых продуктов, услуг, технологий,
формированию компетенций в приоритетных сферах экономического
развития, развитию экономики знаний. К инновационным расходам относятся
как прямые расходы на поддержку инноваций, так и расходы, оказывающие
косвенное влияние через частный спрос, усиление мотивации и другие
факторы.
9. Исследования и разработки11 (ИР) – комплекс мероприятий, включающий в
себя как научные исследования, так и производство опытных и
мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового
продукта или системы в промышленное производство.
10. Технопарк – объект инновационной инфраструктуры, представляющий собой
форму территориальной интеграции науки, образования и производства в
виде
объединения научных
учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений, и
осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития
инноваций путем концентрации на единой территории специалистов общего
профиля деятельности.
11. Бизнес – инкубатор – объект инновационной инфраструктуры, созданный для
поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения,
превращения
результатов проекта в
рынок через создание новых инновационных производств.
12. Инновационный кластер – это географически сконцентрированная группа
взаимосвязанных инновационных организаций – инновационных компаний,
поставщиков и связанных организаций (компаний-разработчиков и
производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих,
специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-
исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и
других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих
конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в
результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от
внутрикластерной конкуренции и кооперации, возникающего в силу
специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными
организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и
горизонтальных связей.
13. Центр трансфера технологий – структурное подразделение организации,
обладающей инновационными разработками либо самостоятельное
юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация
11 Близкий по значению советский/российский термин – научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы (НИОКР)
Инновационная Россия – 2020 111
разработок,
создаваемых в материнских
организациях, которым он оказывает услуги).
14. Центр коллективного пользования – имущественный комплекс (как правило,
на
базе высших учебных или научно-
обеспечивающий
режим коллективного
(прецизионным)
дорогостоящим научным и
структурными
подразделениями базовой
пользователями.
15. Старт-компания (стартап, стартап-компания) – молодая [возможно, ещё не
зарегистрированная в качестве юридического лица] быстрорастущая
компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на
основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и
располагающая ограниченным набором ресурсов.
16.
Территориальные кластеры –
оборудования, комплектующих, специализированных производственных и
сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций,
связанных
отношениями территориальной
зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития
науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с
фактическими показателями за 2005-2010 гг.
2005
(план)
(факт)
2006
(план)
(факт)
2007
(план)
(факт)
2008
(план)
(факт)
2009
(план)
(факт)
2010
(план)
(оценка)12
Задача 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его
расширенного воспроизводства
1. Внутренние затраты на
исследования и разработки в % к ВВП
инерционная динамика 1,36 1,49 1,54 1,57 1,6 1,63
с учетом реализации Стратегии 1,36 1,51 1,62 1,71 1,91 2
1,07 1,07 1,12 1,04 1,24 1,32
2. Удельный вес внебюджетных
средств во внутренних затратах на
исследования и разработки (%)
инерционная динамика 41 42,5 44,8 45 45,2 45,4
с учетом реализации Стратегии 41 43 45 48 52 60
38,1 38,9 37,4 35,3 33,5 33
12 Оценка выполнена Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного
университета – Высшей школы экономики
Инновационная Россия – 2020 112
3. Удельный вес вузовского сектора
науки во внутренних затратах на
исследования и разработки (%)
инерционная динамика 6 7,2 7,4 7,6 7,9 8,2
с учетом реализации Стратегии 6 8 10 12 13,5 15
5,8 6,1 6,3 6,7 7,1 7,9
4. Удельный вес России в общем числе
публикаций в ведущих научных
журналах мира (по данным ISI) (%)