Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
ученых, так и представителей государства и бизнеса.
Распределение средств с учетом приоритетов не должно способствовать росту
монополизации в области науки. Выделение средств по приоритетным направлениям
будет осуществляться на конкурсной основе с доступом к конкурсам всех организаций,
обладающих соответствующей компетенцией. Тенденции к монополизации
исследований и доступа к государственному финансированию в рамках отдельных
направлений отдельными организациями делают невозможным получение органами
государственной власти объективной научной экспертизы и представляют в долгосрочной
перспективе угрозу для стратегического развития и национальной безопасности
Российской Федерации. В этой связи одной из целей государственной политики в области
развития фундаментальной и прикладной науки будет поддержание как минимум
нескольких
конкурирующих между собой
научного уровня в рамках каждого из направлений с существенно пересекающимися
тематиками исследований.
Развитие негосударственного сектора генерации знаний
В силу традиций и особенностей российской науки государство сохранит ведущую
роль в формировании сети организаций сектора и финансировании исследований на всем
периоде реализации Стратегии. Вместе с тем, стратегическая задача состоит в
постепенном переломе тенденций в развитии и финансировании исследований и
разработок, постепенном увеличении как числа негосударственных организаций, так и
доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников,
прежде всего, из средств предпринимательского сектора.
Необходимость увеличения доли негосударственных источников финансирования
исследований и разработок диктуется не только и не столько задачами экономии
бюджетных средств, но, в большей степени, необходимостью более сильной и гибкой
ориентации развития науки, в первую очередь, прикладной на нужды экономического
развития.
Рост доли негосударственного сектора
в сфере науки будет
счет темпов роста этого сегмента опережающих рост государственного финансирования.
Целевым показателем стратегии является повышение доли негосударственного сектора к
2020 году до уровня среднего для стран ОЭСР.
Решение этой задачи предполагает использование различных рычагов и
инструментов, имеющихся у государства. Прежде всего, в целях расширения
негосударственного сектора генерации знаний и стимулирование опережающего роста
финансирования фундаментальных и прикладных исследований из негосударственных
источников
будет обеспечено законодательное
закрепление права доступа
образовательных организаций всех видов собственности, обладающих необходимой
квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и
прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях. При этом
одновременно
будет обеспеченно
финансирования исследований в общем объеме бюджетных средств, выделяемых на
поддержку науки.
Инновационная Россия – 2020 81
Другими важнейшими направлениями поддержки должны стать следующие.
Во-первых, использование роли основного акционера в крупнейших
государственных
компаниях и компаниях с
в
среднесрочной перспективе
характерного для компаний соответствующих секторов экономики и масштабов
деятельности в странах ОЭСР и БРИК; в том числе, стимулирование развтия
внутрикорпоративной
науки и научно-
крупнейших компаний.
Во-вторых, расширение масштабов софинансирования прикладных НИОКР,
осуществляемых
предприятиями через
федеральных целевых программ, программ Российского фонда технологического
развития и Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-
технической сфере, программподдержки малого и среднего предпринимательства, а
также реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение
прикладных исследований, головными исполнителями по которым являются высшие
учебные заведения.
В-третьих,
обеспечение доступа
использованию инфраструктуры центров трансфера технологий, центров коллективного
пользования научным и экспериментальным оборудованием, а также использования ими
оборудования иных государственных научных и образовательных организаций на
коммерческой основе.
Для формирования негосударственного сегмента исследовательских организаций
предполагается изменение законодательства с целью стимулирования частных
пожертвований для формированию целевого капитала научных и образовательных
организаций, в том числе за счет через введение льгот по налогу на прибыль организаций
в отношении доходов, направляемых на формирование и пополнение целевого капитала.
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора 2010 2013 2020
Удельный вес секторов в общей численности
персонала, занятого исследованиями и
разработками:
(2008)
Государственный сектор 34,3
Предпринимательский сектор 59,3
Сектор высшего образования 6,3
Сектор НКО 0,2
Внутренние затраты на исследования и
разработки по источникам финансирования
(2008)
Средства государства 64,7 50 35
Инновационная Россия – 2020 82
Средства предпринимательского сектора 28,7
Средства высших учебных заведений 0,5
Средства частных НКО 0,2
Средства иностранных источников 5,9
Удельный
вес негосударственных
науки в общем количестве учреждений науки,
в %
38% 45% 50%
VII. Инфраструктура инноваций
Инфраструктура инноваций – как финансовая, так и «физическая» (технопарки,
бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного пользования и т.д.) –
важнейшая составляющая общей системы поддержки инноваций. Основными
направлениями ее развития станут.
1.
Развитие механизмов
различных масштабов и стадий, начиная от «предпосевной» и «посевной» стадий и
заканчивая обеспечением широкомасштабногопроизводства продукции.
Основными направлениями развития финансовой инфраструктуры поддержки
инновационных проектов должны стать следующие.
Первое, преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для
финансирования венчурными фондами в рамках деятельности Фонда содействия и
фондов посевных инвестиций.
Второе, увеличение в течение 2011-2013 гг. до 30-40% доли предоставления
льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в рамках программ
поддержки малого и среднего предпринимательства Российского банка развития (далее -
РосБР), а также до 15-20% доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку
проектов в сфере высоких технологий и инноваций в рамках деятельности
Внешэкономбанка.
Также будет обеспечено определение квот на предоставление гарантий в целях
поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в
рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Третье, создание фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и
предприятий высокотехнологических секторов экономики с участием Внешэкономбанка,
в т.ч. проектов, профинансированных на предыдущей стадии инновационного цикла
фондами,
получившими поддержку из средств
ОАО «Российская венчурная
Четвертое. Формирование эффективной координации деятельности институтов
развития, направленной на поддержку инновационных проектов с целью формирования
Инновационная Россия – 2020 83
целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень
поддержки на всех фазах инновационного процесса.
Использование ресурсов институтов развития для поддержки конкретных
инновационных проектов будет иметь следующий порядок: научные организации и
высшие учебные заведения, Фонд содействия развитию малых форм предприятия в
научно-технической сфере, фонды посевных инвестиций, ОАО «Российская венчурная
компания», ГК «Роснанотех», ОАО «РосБР», профильные компании, Внешэкономбанк. С
целью реализации такого «инновационного лифта» будет организовано взаимодействие
на стыках зон ответственности институтов развития по мере развития проектов и
компаний, их реализующих.
Кроме того, координация деятельности институтов развития и федеральных
органов исполнительной власти в целях повышения эффективности коммерциализации
результатов, получаемых в рамках федеральных целевых программ будет обеспечиваться
в рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве и процедур совместной работы
над проектами.
В частности, разработки, профинансированные в рамках действующих
федеральных целевых программ и получившие соответствующие положительные
результаты, могут быть в дальнейшем поддержаны инвестициями институтов развития,
прежде всего ГК «Роснанотех» и Внешэкономбанком.
При этом проекты, рассмотренные в ГК «Роснанотех» и требующие доработки в
части проведения дополнительных НИОКР или уточнения технологического процесса,
могут быть профинансированы заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в рамках федеральных целевых программ.
Для создания механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное
взаимодействие при сопровождении и реализации инновационных проектов, будет
обеспечено создание информационного ресурса, объединяющего имеющиеся
информационные возможности институтов развития и заинтересованных органов
исполнительной власти.
Важнейшей
институциональной мерой
инноваций станет «настройка» существующих организационно-правовых форм для целей
функционирования венчурных фондов и инвестируемых ими проектных компаний, для
чего
будут внесены необходимые
2.
Развитие инновационной
внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного
пользования оборудованием, центров протипирования и дизайна и др.
Основными направлениями развития инновационной инфраструктуры будут
являться следующие.
Первое.
Поддержка распространению
развития
объектов инновационной инфраструктуры,
рассматриваемых как
прибыльный сектор экономики, обеспечивающей доступность для инновационных
компаний необходимых сервисов и специализированных услуг – экспертных,
образовательных, консалтинговых, маркетинговых.
Инновационная Россия – 2020 84
В этой связи будет обеспечена преимущественная поддержка созданию объектов
инновационной инфраструктуры (включая в т.ч. бизнес-инкубаторов, технопарков, центр
коллективного доступа оборудованием, центров прототипирования и дизайна) в частной
или
смешанной собственности с
В случае создания объектов инновационной инфраструктуры в форме
организаций
с преобладающим
планы их полной или частичной приватизации.
Предполагается, что источниками финансирования государственной поддержки
создания указанных объектов инновационной инфраструктуры, должны стать средства
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований и институтов развития, включая ОАО «РВК» и ГК «Роснанотех».
При этом будет оказана дополнительная информационная и консультационная
поддержка организации деятельности соответствующих объектов инновационной
инфраструктуры.
Второе. Обеспечение дополнительной поддержки и совершенствование
регулирования технико-внедренческих особых экономических зон по следующим
направлениям:
неувеличение нагрузки на резидентов технико-внедренческих зон, связанной с
выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;
упрощение режима функционирования режима свободной таможенной зоны;
повышение доступности заемного финансирования для реализации проектов
резидентами, включая субсидирование процентных ставок, предоставление
государственных гарантий по кредитам компаниям резидентов, а также привлечение
финансовой
поддержки соответствующих
обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих зон
объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры
трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного
пользования оборудованием и др.
Третье.
Обеспечение
деятельности объектов инновационной инфраструктуры, включая: повышение уровня
требований к качеству предоставляемых ими услуг, софинансируемых из средств