Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

0,2 0,4

Поддержка развития непрерывного

образования на предприятиях, реализации

программ  обучения и стажировок действующих

специалистов  предприятий развития

корпоративных и отраслевых центров

повышения квалификации персонала, а также

центров сертификации

0,4 1,6

Реализации  программы модернизации

публичных библиотек

0,5 1,2

Расширение  механизмов поддержки научно-

технического  творчества молодежи,

дополнительного образования школьников

1,5 4,5

Запуск  программы популяризации научной  и

инновационной деятельности

0,3 0,9

Финансирование  прикладных исследований,

коммерциализации  технологий,

инновационного  развития предприятий

ФЦП «Исследования и разработкипо

приоритетным  направлениям развития научно-

технологического  комплекса России на

2007-2012 годы»

7,4 23,9

«Развитие инфраструктуры наноиндустрии в

России  на 2007-2012 годы»

5,0 -

ФЦП «Национальная технологическая  база» и

последующие программы аналогичного

профиля

3,1

Программа поддержки малого и среднего

предпринимательства (в т.ч. «инновационный

компонент»)

18,0/2,3 10/5,4

30,0/15,0

70,0/50,0

Фонд  содействия развитию малых форм

предпринимательства в научно-технической

3,4 1,3

6,0

20

Инновационная Россия – 2020 101

сфере

Российский  фонд технологического развития

(включая  софинансирование расходов

предприятий на прикладные НИОКР, на

коммерциализацию  технологий,

прототипирование, развитие объектов

инновационной инфраструктуры, поддержку

высокотехнологического  экспорта)

- 10,0 50,0

Софинансирование инновационных проектов

частных компаний (в рамках инновационного

центра  Сколково)

Софинансирование НИОКР, осуществляемых по

заказу  предприятий вузами

6,0 7,0 15,0

Формирование  механизма кооперации

научных учреждений и бизнеса, аналогичного

координации бизнеса и вузов

3,0 10,0

Финансовая  оценка предусматриваемых

налоговых льгот

Финансирование  фундаментальных

исследований, в т.ч.

Государственные академии наук 69,1 100,0

РФФИ 6,0 4,3

12,0

15,0

РГНФ 1,0 0,7

1,5

5,0

Создание  дополнительных фондов по модели

РФФИ  и РГНФ, ориентированных на

финансирование  исследований по

приоритетным  направлениям и тематикам

1,5 15,0

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры

инновационной России на 2009-2013 годы»

12,3 20,5

Принятие  программы специальных грантов  на

институциональное оформления новых

исследовательских центров на базе научных

подразделений, получивших высокие оценки в

ходе  аудита деятельности организаций

2,0 5,0

Создание  позиции «Федеральных научных

сотрудников» / «Федеральных профессоров», в

5,0 15,0

Повышении уровня пенсионного обеспечения

ведущих ученых

0,1 0,2

Развитие  инновационной инфраструктуры

Инновационный центр «Сколково» (кроме

софинансирования проектов компаний)

3,991 10,0 20,0

Инфраструктура  технико-внедренческих зон 11,8 7,7 10,0

Программа строительства технопарков в  сфере

высоких технологий

3,0 -

Инновационная Россия – 2020 102

Предоставление  дополнительной поддержки

инновационному  развитию регионов

Оказание  дополнительной финансовой

помощи  субъектам Российской Федерации,

активно содействующим развитию

инновационного  сектора экономики

- 5,0 15,0

Финансирование  наукоградов 0,54 1,0 3,0

Развитие  инновационных кластеров (в т.ч. в

рамках  программы поддержки малого и

среднего  предпринимательства)

0,1 1,0 10,0

*данные  за 2008 г.

Инновационная Россия – 2020 103

Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии

п/п

Ключевой  результат

Срок

достижения

ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК

1. Расширение масштабов программ  обучения инновационному предпринимательству  и технологическому

менеджменту в системы высшего и дополнительного  образования

2011 г.

2. Запуск программы популяризации  научной и инновационной деятельности 2011 г.

3. Первое награждение государственными  наградами наиболее успешных  предпринимателей в инновационной

сфере с широким освещением их успехов  и достижений в средствах массовой информации.

2011 г.

4. Предоставление на конкурсной  основе поддержки учреждениям  общего образования, внедряющим

инновационные программы образования

2012 г.

5. Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных  программ государственных

вузов в рамках приоритетных направлений  развития науки, техники и технологий Российской Федерации

2012 г.

6. Предоставление грантов на получение  высшего и послевузовского образования  за рубежом 2012 г.

7. Введение дополнительных надбавок  к оплате труда преподавателей  вузов, ведущих глобально

конкурентоспособную исследовательскую деятельность.

2012 г.

8. Поддержка развития непрерывного  образования на предприятиях, реализации  программ обучения и стажировок

действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров  повышения

квалификации  персонала, а также центров сертификации

2012 г.

9. Запуск программы поддержки научно-технического  творчества молодежи, дополнительного  образования

школьников.

2012 г.

10. Создание с участием телевизионных  каналов, финансируемых государством, научно-популярного

развлекательного  телеканала с российским и зарубежным контентом

2012 г.

11. Учреждение национальной инновационной  премии, возможно, на основе развития  одной из существующих

(«Русские  инновации'BB) - за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную

2012 г.

изменить  качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки, формирование инновационных  систем управления

качеством и т.д., вручаемой как инновационным  компаниям, так и индивидуальным изобретателям.

12. Завершение выстраивания государственной  системы поиска и «продвижения»  талантливых детей 2012 г.

13. Введение единого экзамена для  поступающих в магистратуру (аналога  признаваемого во многих странах  GRE

subject test).

2017 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

14. Формирование программ инновационного  развития крупных компаний с  государственным участием, отвечающих

требованию  повышения производительности труда  к 2013 году на 20% к уровню 2010 г.

2011 г.

15. Реорганизация Российского фонда  технологического развития (РФТР), запуск  его деятельности на основе  новой

стратегии.

2011 г.

16. Выстраивание системы «обратной  связи» и оценки эффективности  предоставляемых бизнесу «инновационных»

налоговых льгот. Формулирование на основе такой  оценки новых предложений по отмене отдельных льгот и

предоставлению  новых (включая возможные льготы для инжиниринговых фирм)

2011 г.

17. Полноценный запуск деятельности  приоритетных технологических платформ, включенных в перечень,

утверждаемых  Правительством. Формирование механизмов оценки эффективности деятельности таких платформ

и мер содействия им со стороны государства (организационного и, возможно, финансового)

2011 г.

18. Включение технологических приоритетов  и проектов, формируемых в рамках  деятельности технологических

платформ  в качестве ключевых направлений  государственной поддержки высокотехнологичных  проектов в рамках

соответствующих «отраслевых» федеральных целевых  программ

2011 - 2012 гг.

19. Выстраивание (в том числе на  базе РФТР и иных институтов  развития) системы грантового и возвратного

финансирования  инновационных проектов бизнеса

2012 г.

20. Формирование механизмов участия  ассоциаций бизнеса (в первую  очередь, высокотехнологичного) в  выработке и

реализации  инновационной политики на принципах  частно-государственного партнерства, а также механизмов

поддержки деятельности таких ассоциаций

2012 г.

21. Расширение масштабов финансовойподдержки на ранних стадиях инновационной деятельности - «предпосевной»

и «посевной», в том числе в рамках программы поддержки малого и  среднего предпринимательства, деятельности

Фонда содействия, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых  на федеральном и

региональном  уровнях

2012 г.

22. Формирование на основе опыта  поддержки кооперационных проектов  бизнеса и вузов («218 постановление») 2012 г.

Инновационная Россия – 2020 105

постоянно действующего механизма финансовой поддержки кооперации научных и  образовательных учреждений

с бизнесом (по аналогии с действующим  в отдельных странах ЕС механизмом «инновационных ваучеров»)

23. Предоставление поддержки создания  отраслевых центров повышения  квалификации в секторах экономики,  где

инновационная продукция создается преимущественно  в рамках деятельности малых предприятий

2014 г.

24. Завершение реализации крупными  компаниями с государственным  участием первых программ инновационного

развития

2015-2017 гг.

ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА

25. Создание механизмов коммерциализации  интеллектуальной собственности,  созданной до введения IV части

Гражданского  кодекса Российской Федерации, установление переходного периода в 1 год для  государства в целях

закрепления необходимых ему прав на РИД с  последующей заявительной «приватизацией»  всех остальных РИД в

интересах авторов и, в последующем, иных заинтересованных лиц («интеллектуальная амнистия»)

2011 г.

26. Разработка и принятие государственной  программы «Развитие науки и  технологий» 2011 г.

27. Снятие законодательных ограничений  на привлечение на руководящие  должности в науке и высшем  образовании

(том  числе, ректоров) иностранных граждан

2011 г.

28. Принятие решения о возможности  создания дополнительных фондов  по модели РФФИ и РГНФ, в  том числе,

ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам.

2011 г.

29. Формирование среднесрочных (пятилетних) программ развития государственных  организаций науки и высшего

образования

2011 г.

30. Проведение процедуры комплексной  оценки качества и результативности (аудита) организаций государственного

сектора исследований и разработок

2011 - 2012 г.

31. Новый формат ежегодногодоклада об эффективности системы государственной поддержки инноваций, а также

сектора исследований и разработок – с  данными по финансированию, основными  темами, достигнутыми

результатами (с конкретными показателями), сравнением с зарубежными странами, обобщенной оценкой уровня

научных исследований в сравнении с зарубежными  странами по ключевым научно-технологическим

направлениям.

2012 г.

32. Изменение механизмов контроля  за использованием средств исследовательских  грантов - отказ от финансового

контроля  за использованием выделяемых средств  и минимизация содержательной отчетности. Основным

критерием целевого использования средств  станет, прежде всего, публикация результатов  исследований в

международно признанных научных журналах и/или получение патентов

2012 г.

Инновационная Россия – 2020 106

33. Пересмотр статуса «наукограда» - сокращение числа, увеличение поддержки, увязка присвоения статуса не только

с наличием высококлассного научного учреждения, но и с активностью  региональных и муинципальных властей в

формировании  региональной инновационной системы, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д.

2013 г.

34. Принятие программы специальных  грантов на институциональное  оформление новых исследовательских  центров

на  базе научных подразделений, получивших высокие оценки в ходе аудита деятельности организаций

2013 г.

35. Введение позиции «Федеральных  научных сотрудников» / «Федеральных  профессоров», с индивидуальными

профессорскими  ставками, оплачиваемыми на мировом  или близком к мировому уровню, сроком до 7 лет

2013 г.

36. Реализация программы подготовки  научных и преподавательских  кадров в ведущих зарубежных  университетах,

предусматривающей ежегодное направление 5000 молодых  российских специалистов в аспирантуры  и 1000

молодых специалистов в магистратуры ведущих  зарубежных университетов

2013 г.

37. Переход к формированию единой  системы госзаказа на фундаментальные  исследования, включающей в себя  как

конкурсные  механизмы, так и средства на институциональное  развитие (вместо формирования отдельных

программ  фундаментальных исследований для  академий наук и финансирования неакадемическихинститутов)

2014 г.

38. Пилотная программа по целевому привлечению на руководящие посты в научно-исследовательских и

федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих  зарубежных вузах

2014 г.

39. Завершение процесса формирования  ядра научных кадров высшей  квалификации, имеющих позицию

«федерального профессора/научного сотрудника» на основе проведения экспертизы результативности и уровня

научной работы и аттестации

2015 г.

40. Завершение формирования «опорной»  сети центров компетенций в  науке, включающей ГНЦ и НИЦ  нового типа, а

Информация о работе Инновационная Россия – 2020