Здоровое поколение: виртуальное и реальное общение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Цель моей работы – выяснить, почему современные подростки проводят больше времени в виртуальном общении, чем в реальном, в чём преимущества и недостатки виртуального общения.

Содержание

Введение

Глава 1. «Интернет источник информации»

1.1. Навязчивые зависимости

1.2. Зависимость от компьютерных игр

1.3. Дневниковые записи

1.4. Дети, попавшие в «сети»

Глава 2. «Место ИКТ в досуге современного школьника»

2.1. Риски использования ИКТ учащимися

2.2. Особенности виртуального общения

2.3. Может ли мне виртуальное общение заменить реальное

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Галиуллина.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

Полученные  данные показывают, что наиболее популярными  видами деятельности в структуре  досуга подростка являются:

          «общение» с компьютером» – 70,3%,

          «просмотр телепередач» – 68.0%,

          «занятие  споротом» – 45,1%,

          «просмотр дисков» – 43,7%,

          «общение  с друзьями» – 43,0%.

     Далее следуют:    «чтение книг»  – 27,5%,

             «чтение газет и журналов» – 21,9%,

          «посещение  развлекательных заведений» – 19,8%, «общение с родственниками» – 19,1%,

          «занятие  домашним хозяйством» – 14,6%,

          «хождение по магазинам (шоппинг)» – 14,0%,

          «слушание радио» – 8,8%,

          «посещение  образовательных курсов» – 5,0%,

          «туризм, путешествия» – 4,7%,

          «посещение  концертов» – 3,6%.

     Как видно из приведенных выше данных, «общение» с компьютером в  структуре досуга школьников занимает первую позицию, опережая такие занятия, как «чтение книг», «занятие домашним хозяйством», «чтение газет и журналов» и др. (Приложение 2)

     Значимость  видов деятельности в досуге  в связи с возрастом учащихся показывает, что на этапе перехода от подросткового возраста к юношескому  (от 7-го к 11-му классу) каких-либо существенных изменений относительно значимости ИКТ не происходит: в 7-м классе «общение» с компьютером выбирают 41,5%, а в 11-м классе – 45,7%. В то же время относительно  «посещение развлекательных учреждений», «посещение образовательных курсов» динамика отчетливо повышается.   (Приложение 3) 
 
 

     На  значимость «общения» с компьютером  в структуре свободного времени  подростка оказывают влияние  семья. Среди тех подростков, у кого оба родителя имеют:

     среднее образование  - 27,1%,

     среднее специальное образование - 45,8%,

     высшее  – 60,7% .     

     Велика  значимость Интернета и других компьютерных сетей в информационном пространстве школьника. С этой целью перед  учащимися ставился специальный вопрос: «Откуда вы получаете наиболее полезные и интересные сведения?». Полученные данные показывают, что наиболее высокий рейтинг среди различных источников информации для школьников всё-таки имеют «учителя»— 59,2%;

     второе  место занимает «Интернет и другие компьютерные сети»— 44,3%;

     на  третьей позиции находятся «книги»  —38,1%,

     а «телевидение»  занимают лишь четвертую  позицию — 34,7%. (Приложение 4) 

2.1.    Риски использования  ИКТ учащимися

     Использование ИКТ подростком может быть связано с целым рядом опасностей: влияние компьютерных технологий на здоровье школьников, деформация режима дня, перенос реального межличностного общения в виртуальное пространство Интернета и др.

     Обращаясь к вопросу о влиянии ИКТ  на здоровье школьника, важно подчеркнуть, что практически каждый второй из опрошенных учащихся указывает на различные неприятные ощущения, возникающие у него после длительной работы на компьютере. При этом на:

     «резь в глазах и головные боли» указывает 35,8%,

     «усталость, сонливость» — 18,9%,

     «боль в спине, кистях рук» — 7,8%.         (Приложение 5)

     В то же время необходимо обратить внимание на то, что проявление негативных для  здоровья подростка симптомов оказывается  тесно связанным с уровнем  его компьютерной грамотности. Более  опытные пользователи фиксирует у себя негативные симптомы после длительной работы на компьютере  - 40 %,  а среди начинающих пользователей таких значительно больше— 60 %.

     Среди подростков с более высоким уровнем  компьютерной грамотности, значительно  реже фиксируются негативные симптомы. Возможно, это является следствием того, что более грамотные в области ИКТ следят за соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании ИКТ, поскольку умение работать на компьютере — это не только набор навыков и знаний, но также и проявление особого внимания к «технике безопасности» его использования.

     (Приложение 6)

     Другим  достаточно существенным риском, связанным  с использованием ИКТ, является нарушение  режима дня подростка. Для выявления  зависимости между использованием школьником ИКТ и деформацией его режима дня мы задавали учащимся вопрос о том, в какое именно время суток они, как правило, пользуются компьютером и Интернетом. Полученные данные показывают, что 

    • 39,9% школьников используют компьютер преимущественно «днем с 12 до 18 часов»;
    • 36,9% отмечают, что они используют компьютер «вечером с 18 до 0 часов»;   
    • 13,0% — «утром с 6 до 12 часов»;
    • 7,1% - доля тех, кто использует компьютер «ночью с 0 до 6 часов» 

     Приведенные данные показывают, что для каждого  третьего школьника использование компьютера связано с явным нарушением его режима дня, выраженной деформацией суточного цикла, когда компьютер используется в ночное время.

          В ходе опроса мы задавали  респондентам специальный вопрос, направленный на выявление количества времени, затрачиваемого ими на компьютерные игры. Полученные данные фиксируют, что число учащихся, указывающих на то, что они тратят на компьютерные игры «2 и более часов в день» составляет 30,1%. При этом фактически не отличается и доля учащихся, которые «вообще не играют в компьютерные игры» — 30,3%.    (Приложение 7)

     Выяснили: мальчики чаще указывают на то, что  играют в компьютерные игры «2 и более  часов в день» — 39,8%; среди девочек  на это указывают 20,9%.

Полученные  данные позволяют сделать вывод о связи между временем, отводимым подростками компьютерным играм и их академической успеваемостью.    Как видно из приведенных данных, среди учащихся с более высокой академической успеваемостью ниже доля тех, кто тратит на компьютерные игры более 2-х часов в день и, соответственно, выше число «вообще не играющих» в компьютерные игры. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки с высоким уровнем академической успеваемости менее склонны использовать компьютер для игровых видов деятельности.  

2.2.    Особенности виртуального общения

     Общение – намеренное влияние и воздействие  на поведение, состояние, установки  партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта. Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом. Культуру виртуального общения освоить несложно, надо только знать особенности такого общения. Перечислим некоторые из них:

1. Анонимность.  Несмотря на то, что иногда  возможно получить некоторые  сведения анкетного характера  и даже фотографию собеседника,  они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или предоставление ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие  протекания процессов межличностного  восприятия в условиях отсутствия  невербальной информации. Как правило,  сильное влияние на представление  о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность  и желательность контактов. Пользователь  добровольно завязывает контакты  или уходит от них, а также  может прервать их в любой  момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление  к нетипичному, ненормативному  поведению. Зачастую пользователи  представляют себя с иной стороны,  чем в условиях реальной социальной  нормы. 

     В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает процесс  коммуникации, снимает психологические барьеры, высвобождает творческое я. Уникальные возможности для самовыражения дают такие интерактивные формы общения в Интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции и т.д. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий.

Естественно, все эти особенности виртуального общения находят отражение и  в речи. Люди, гуляющие по просторам  Всемирной Сети, друг друга не видят, поэтому они пытаются с помощью речевых средств проявить свою индивидуальность. Языковая игра позволяет им примеривать на себя самые различные роли, реализовывать собственные творческие способности в процессе создания новых слов, иначе воспринимать действительность.

     В ходе эксперимента было выяснено, что современные люди больше общаются друг с другом при помощи современных телекоммуникационных средств, нежели при личной встрече.

       Плюсы виртуального общения:

  • можно общаться с друзьями, которые находятся на большом расстоянии (в другом городе или стране)
  • можно общаться с друзьями даже тогда, когда не можешь лично встретиться (из-за болезни)
  • можно общаться одновременно с большим количеством человек (чат, форум, блог)
  • очень легко знакомиться и находить новых друзей

                 Минусы  виртуального общения:

  • компьютер отрицательно влияет на здоровье человека
  • длительное общение в Интернете может вызывать «зависимость» (люди привыкают общаться, используя компьютер и не могут строить отношения в реальном мире)
  • за Интернет необходимо платить
  • при общении в Сети не соблюдаются правила русского языка, что негативно сказывается на грамотности людей
  • при виртуальном общении не видно глаз собеседника, поэтому теряется «духовность» общения.
  • компьютер не может передавать эмоции человека

              Плюсы реального общения:

  • за него не надо платить
  • оно не вредит здоровью
  • общаться можно в разных местах, занимаясь разными совместными делами (а не быть «привязанным» к компьютеру)
  • «живое» общение развивает речь и эмоции человека
  • развивает важные человеческие качества: верность, преданность, умение дружить и прощать

                 Минусы  реального общения:

  • во время вспышек инфекционных заболеваний реальное общение может угрожать здоровью
 
 
 
    1. Может ли мне виртуальное  общение заменить реальное

     Мне очень нравиться общаться в сети Интернет, т.к. можно общаться с друзьями тогда, когда не возможна личная встреча (в плохую погоду, поздно вечером, когда я болею или когда друзья находятся в другом городе). Можно одновременно общаться с большим количеством человек и обмениваться информацией (фотографии, игры, музыка), что не всегда возможно при личной встрече. В Интернете можно представиться совсем другим человеком, применять к себе разные образы. Если не хочешь общаться, можно в любой момент выключить компьютер и уйти от общения.

     Но… компьютер не может заменить «тепло»  человеческого общения. Он не может  передавать чувства и эмоции человека. Не думаю, что возможно отпраздновать  День рождения в Интернете, пойти  танцевать с компьютером на дискотеку  или заняться спортом. Может кому-то компьютер и может полностью заменить реальное общение с людьми, но я предпочитаю виртуальному общению личные встречи.

Информация о работе Здоровое поколение: виртуальное и реальное общение подростков