Критерии выбора партнера по общению у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика общения
1.1 Понятие и виды общения………………………………………………….....5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………………9
Глава 2. Особенности общения подростка со взрослыми
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………………12
Глава 3. Особенности общения подростка со сверстниками, критерии выбора партнера.
3.1. Общая характеристика общения подростка со сверстниками….………..18
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола…………...………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «МУРМАНСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

                              ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ

          ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
     

                КУРСОВАЯ РАБОТА 

ПО  ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 

ТЕМА: «КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ». 
 
 

          Выполнил:

          СТУДЕНТКА

          1 КУРСА, Ф-ТА ПСИХОЛОГИИ

          ЗАОЧНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ

          ПЕТРОВА В.А. 

          Проверил:

          ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

          ОКОНЕШНИКОВА  О.В. 
     
     
     

Мурманск 2011

  Содержание                                                                                                        стр. 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика общения

1.1 Понятие и виды общения………………………………………………….....5

1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………………9

Глава 2. Особенности общения подростка со взрослыми

2.1. Общение  подростка со взрослыми…………………………………………12

Глава 3. Особенности общения подростка со сверстниками, критерии выбора партнера.

3.1. Общая характеристика общения подростка со сверстниками….………..18

3.2. Общение со сверстниками противоположного пола…………...………...25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Под общением следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

В ходе общения обеспечиваются многообразные  формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание  окружающего нас мира. Проблема общения  актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.

Данная  курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей общения  подростков со взрослыми и со сверстниками. Актуальность темы заключается в  том, что изучение специфики и  особенностей общения подростков очень  важна в возрастной психологии.

Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.

С помощью  конкретных знаний можно разрешить  сложные проблемы и конфликты, которые  возникают с детьми подросткового  возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.

Степень разработанности темы в отечественной  психологической науке можно  проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также  А.И.Захарова.

Объектом  исследования является изучение общения как психологической категории.

Предметом исследования являются особенности  общения в подростковом возрасте.

Задачи  курсовой работы:

- исследовать  общую характеристику общения;

- раскрыть  особенности общения подростка  со взрослыми;

- изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в возможности использования  данного материала в процессе преподавания возрастной психологии как  учебной дисциплины. 
 

ГЛАВА I Общая характеристика общения

1.1 Понятие и виды общения

Понятие общения, как и любое понятие  психологии, разрабатывалось многими  исследователями и имеет разнообразные  трактовки. Наиболее объемно это  понятие представила Л.П.Буева, которая  интерпретирует общение как процесс  взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное  понятие разработано на стыке  философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий  характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым  относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

В более  узком психологическом смысле общение  понимается как процесс и результат  установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством  различных знаковых систем. В психологическом  словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения  общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы.

Важнейшим фактором речи являются паралингвистические  средства передачи информации. К ним  относятся: громкость речи, темп, особенности  произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения [14, С.218].

Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человека случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил  другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне только паралингвистических средств. Например, когда два незнакомых человека с интересом рассматривают друг друга.

В общении  выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения для человека является передача и получение объективных знаний о мире, обучению и воспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности, установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений. У человека целью общения представляют собой средства удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее  существенны отличия средств  общения. Средства общения можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

В зависимости  от содержания, цели и средств общения можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивная (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

По целям  общение делится на биологическое  и социальное. Биологическое - это  общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Важнейшими  видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование  звуковой речи, это общение при  помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. 
 
 
 
 

1.2. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Информация о работе Критерии выбора партнера по общению у подростков