Здоровое поколение: виртуальное и реальное общение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Цель моей работы – выяснить, почему современные подростки проводят больше времени в виртуальном общении, чем в реальном, в чём преимущества и недостатки виртуального общения.

Содержание

Введение

Глава 1. «Интернет источник информации»

1.1. Навязчивые зависимости

1.2. Зависимость от компьютерных игр

1.3. Дневниковые записи

1.4. Дети, попавшие в «сети»

Глава 2. «Место ИКТ в досуге современного школьника»

2.1. Риски использования ИКТ учащимися

2.2. Особенности виртуального общения

2.3. Может ли мне виртуальное общение заменить реальное

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Галиуллина.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     На  основе данных полученных в ходе исследования дневниковых записей можно сформулировать следующие выводы:

  • Виртуальные дневники подростков и молодежи являются источником психологической информации
  • Ведущими техниками самопрезентации в Интернет-дневниках подростков являются: самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства, в особенности рисунки, фотографии, аудиофайлы и ссылки на другие ресурсы.
  • Большинство подростков лишь частично сохранили свою анонимность при ведении виртуального дневника, разместив свои личные фотографии. Некоторые авторы виртуальных дневников указали свои ФИО, а так же в единичных случаях был указан номер телефона.
  • Наиболее популярные записи блогов молодежи имеют форму личного высказывания.
  • Тематика наиболее популярных записей отражает в основном эмоциональные переживания, человека ведущего Интернет–дневник.

   Итак, на страницах Интернет-дневников подростки отражают часть собственной жизни, реконструируют события через личные позиции – блоги это форма, которая предполагает описание личного опыта.

   Но  отрицательного влияния очень много. Например, дети перестают читать книги; сокращается круг общения подростков: они ограничиваются виртуальным общением в чатах и форумах; у молодёжи стремительными темпами растёт агрессивность, которая вызвана чрезмерным увлечением компьютерными играми. Всё это приводит к постепенной деградации личности.

   Рассмотрим  плюсы Интернета. По нашему мнению Форумы - лучшая разработка человечества –  они  позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют  разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом.

   Здесь у нас у всех есть друзья, есть круг общения, есть своя модель поведения. И у многих из нас друзей здесь намного больше, больше чем в действительности.  Именно здесь у многих получилось реализовать себя как специалистов, найти понимание и заслужить признание. Интернет - это иная реальность, мир внутри мира.

   Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только тупее и ограниченнее - в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость.  
 
 

1.4.   Дети, попавшие в  «сети»

     Twitter, FaceBook, «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», Live Journal... С появлением в Казахстане социальных сетей и блогов открылись большие возможности. В социалках можно общаться, обмениваться опытом, учиться, развлекаться, разрабатывать и продвигать свои идеи. Теперь, чтобы справиться о самочувствии друга, не нужно приходить к нему с апельсинами в гости или звонить по телефону. Достаточно просто выйти в Интернет и написать сообщение. Отныне играть с другими детьми на улице мальчикам и девочкам тоже ни к чему. Ребенку достаточно зайти на сайты «В контакте» или «Одноклассники» и удовлетворить свои потребности в общении или игре: можно сутками выращивать капусту на ферме, просматривать фильмы и коллекции фотографий.

     Более 90 % людей, имеющих свободный доступ к Интернету, зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей. Почти 80 % активных пользователей – юноши  и девушки от 12 до 24 лет. Виртуальная реальность стала заменять многие привычные для подростков вещи.

     Зависимость от посещаемых сайтов «В контакте»  и «Одноклассники» намного больше, нежели от компьютерных игр. По результатам  исследований, минимальное время, которые  тратит пользователь социальной сети на онлайн-пребывание, равняется трем часам. Чтобы проверить правдивость данного утверждения, мы решили провести собственный эксперимент.

     Мною был проведен социологический опрос учащихся старших классов на предмет их активности пользования социальными сетями. Всем респондентам было задано три вопроса:

    • зарегистрированы ли они в социальных сетях,
    • как много времени там проводят
    • не мешает ли это учебной деятельности.

     Результаты:

    • около 98 % опрошенных старшеклассников зарегистрированы хотя бы в одной из социальных сетей.
    • более 25 % в социалках проводят все свое свободное время (около восьми часов),
    • лишь 7 % опрошенных сидят там менее одного часа в день.

     Все респонденты однозначно ответили, что  на их учебную успеваемость социальные сети негативного эффекта не оказывают. (Приложение 1)

     Наш учитель информатики с девятнадцатилетним стажем работы считает, что: «Многие  наши ученики, проснувшись утром  или поздно вечером, бегут к компьютеру и запускают свою страничку. Еще (или уже) совсем сонные, они просматривают новости друзей: сменившиеся статусы, фотографии, приглашения и т. д. В итоге, заглянув «всего на минуточку», они могут просидеть в Интернете несколько часов. Подобная увлеченность естественным образом сказывается на учебной успеваемости – какие оценки могут получить невыспавшиеся, уставшие и голодные школьники? В целом я не против подобных сервисов. Просто важно их использовать в меру и по назначению».

     Но  у детей совершенно противоположенный  взгляд. Они утверждают, что социальные сети не мешают в учебе. Студентка первого курса факультета журналистики одного из вузов Маргарита У. говорит, что заходит на эти сайты, в основном, чтобы пообщаться с друзьями, посмотреть новости из их жизни: «Такой способ общения гораздо проще и экономичнее, чем переписка по SMS, особенно с теми людьми, которые находятся не в твоем городе или области. Как студентке мне здесь удается оперативно связываться с одногруппниками и задавать им в режиме онлайн вопросы, типа будет ли завтра коллоквиум или какую книгу нужно прочитать на следующую пару. «В контакте» у нашей студенческой группы создана своя страничка, куда выкладываются все задания и расписания. Это очень удобно. Кроме того, эту социальную сеть люблю использовать для скачивания аудио- и видеозаписей. Нравится играть в различные приложения, то есть во встроенные в структуру сайта мини-игры».

     Практически все современные мальчики и девочки  увлечены социальными сетями. Что  именно привлекает подростков в этих интернет-ресурсах и почему онлайн-общение  практически вытеснило реальное? Разобраться с этим нам помогла психолог Анастасия Б.: «Подростков в социальных сетях привлекает анонимность, безопасность. Старшие школьники и студенты могут представлять себя в социальных сетях под определенным ником. Придумывая себе виртуальное имя, желаемый образ, пол и физические данные, они представляют себя в желаемом идеальном образе. Социальные сети предлагают массу возможностей для легкого установления знакомств и такого же легкого общения, что позволяет подросткам экспериментировать с различными моделями поведения».

     Однако  при положительных моментах нужно  учитывать и негативные стороны  социальных сетей. Анастасия Б. считает, что технологии социальных сетей  трансформируют поведение ребенка: «Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения детей понимать и читать невербальные признаки общения, детям сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности ребенку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Помимо этого у активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, закрепляющаяся в речевые стереотипы. Но, пожалуй, самое страшное – это то, что в погоне за яркой и привлекательной виртуальной жизнью подросток может захотеть «оживить» свою реальную жизнь. Отсюда асоциальное поведение, экстрим и... попытки суицида».

     Погружаясь  в виртуальную реальность, подростки  забывают про проблемы окружающей их действительности. Постепенно они отучаются  чувствовать и переживать. Столкнувшись с настоящими трудностями, дети уходят от проблем в мир виртуального сообщества. Появляется депрессия, нарушение сна, тревога, раздражительность, потеря аппетита. Крайней реакцией организма может явиться снижение умственной и физической работоспособности.

     Поскольку вероятность подсесть на интернет-наркотик у подростков очень велика, необходимо уловить момент, когда простое  увлечение может перерасти в  болезненное состояние. Почему может  произойти подобная ситуация?

  • Зависимость от онлайн-общения может возникнуть у детей с реальными проблемами со сверстниками или родителями. Чтобы не замыкаться в собственном мире, подросток идет туда, где его слушают и понимают. Он как бы убегает от реальных проблем, при этом чувствуя себя раскованным и раскрепощенным.
  • Также жертвами навязчивой привязанности к социальным сетям могут стать застенчивые и робкие подростки, у которых не сформированы навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  • В группе риска находятся дети, у которых не удовлетворяется потребность в признании и принятии. Для полноценного развития подростку необходимо получать многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Поэтому, когда совершенно незнакомые люди вдруг неожиданно проявляют интерес к персональной веб-страничке ребенка, у подростка повышается самооценка, он чувствует себя уверенным и нужным.
  • На интернет-наркотик могут подсесть подростки с инфантильным мышлением. Эти дети постоянно тянутся за впечатлениями и развлечениями, которых в социальных сетях множество.

Когда же родителям нужно  бить тревогу? Признаки зависимости:

  • ребенок более семи часов сидит в сети;
  • появляется замкнутость, падает социальная активность, ребенок перестает гулять, встречаться с реальными друзьями;
  • нарастает конфликтность со сверстниками и учителями;
  • появляются нарушения сна, аппетита;
  • если попытаться запретить ребенку посещать социальные сети, он начинает вести себя агрессивно.

Что делать?

     Очень важно обратить внимание на то, какие  именно потребности ребенка удовлетворяют сети (общение, познание, успех, признание и т. д.). Подросток, так же как и младший школьник, нуждается в поддержке и помощи родителей. С каждым новым днем ребенок нарабатывает различный социальный опыт, совершает ошибки, сомневается в принятии решения. Поэтому очень важно не потерять контакт с ним, развивать его на основе партнерских отношений.  

Глава 2.   Место ИКТ  в досуге современного школьника

     Проблема  детей в том, что они забыли, что такое прелести детского возраста. Они перестали гулять на улице, общаться со сверстниками, играть в старые добрые игры. Вместо этого они часами сидят за компьютером, общаются в социальных сетях, играют в жестокие игры. Я придерживаюсь одного очень мудрого высказывания неизвестного автора: “Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…“. И правда, мы вроде вместе, но каждый один. Это самое большое заблуждение молодежи. Молодежь «вбила» себе в голову, что общаться в социальных сетях, это значит общаться полноценно. Это не так! Только при живом общение человек получает всю ту информацию, которая ему нужна на данный момент.

     Бороться  с зависимостью, несомненно, нужно. А способ борьбы я вижу только один - это предоставление альтернативы. Например, спорт, творчество, сфера дополнительного образования, кружки, секции. Все это способно заменить кровавые и морально разлагающие компьютерные игры, многочисленные социальные сети. Перечисленные сферы способны заинтересовать, увлечь, и их влияние не является пагубным, а наоборот, оно позитивное, развивающее.

     Другим  решением мы видим в том, чтобы  направить свою компьютерную зависимость  во все те же информационные технологии (кружки, курсы программирования, компьютерной графики). Использовать информационные технологии с целью обучения и развития. Это может быть не менее, а может даже и более привлекательным, чем компьютерные игры. И что важно, эта деятельность направлена на созидание.

     Для того чтобы оценить то место (значимость), которое занимают ИКТ в структуре досуга современного подростка, респондентам предлагался специальный вопрос, направленный на выявление тех видов деятельности, которыми они предпочитают заниматься в свободное от учебы время (чтение книг, просмотр телепередач, занятия спортом, посещение театров, общение с друзьями и др.).  

Информация о работе Здоровое поколение: виртуальное и реальное общение подростков