Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
· имеют багаж, состоящий из одной вещи, весом менее 20 кг;
· имеют багаж, средний вес одной вещи в котором отличается не более чем на 0,5 кг от общего среднего веса одной вещи.
3) Дан массив о работающих
в фирме: фамилия, имя,
4) Дан массив, содержащий
информацию об учениках
· фамилию, имя, класс учеников;
· фамилию и адрес тех учеников, до которых нельзя дозвониться;
· телефоны всех учеников, чья фамилия Иванов (Иванова);
· фамилию, имя и дату рождения всех учеников, у которых сегодня день рождения;
· адреса (дом, квартира) учеников, живущих на улице Ленина;
· фамилии и имена всех учеников, которые учатся в данной школе в старших классах;
5) Дан массив данных
о клиентах пункта проката:
фамилия, имя, отчество, адрес
(улица, дом, квартира) и что
взял (только один предмет). Во
второй массив записать
6) Даны три массива,
содержащие информацию о
7) Даны два массива,
первый из которых содержит
данные об абитуриентах, поступающих
на факультет информатики, а
второй – об абитуриентах, поступающих
на факультет математики. Массивы
содержат следующие столбцы:
8) Даны три массива,
содержащие информацию о
9) Даны два массива,
первый из которых содержит
данные об абитуриентах, поступающих
на факультет информатики, а
второй – об абитуриентах, поступающих
на факультет математики. Массивы
содержат следующие столбцы:
10) Даны три массива,
содержащие информацию о
· посещающих первый кружок и не посещающих второй кружок;
· посещающих ровно один из трех кружков;
· посещающих не более двух кружков;
· не посещающих третий кружок;
11) Даны два массива,
первый из которых содержит
обобщенную информацию обо
12) Дан массив СТУДЕНТ,
содержащий информацию о
13) Дан массив СТУДЕНТ,
содержащий информацию о
14) Даны два массива,
содержащие информацию о
15) Дан массив РЕЗУЛЬТАТЫ,
содержащий информацию о
Список задач может
быть продолжен, важно, чтобы при
их решении у учащихся сформировались
вполне определенные представления
о сути рассмотренных операций и
способах их реализации. Затем аналогичным
образом (через решение задач
в среде программирования) можно
рассмотреть вопросы
По нашему предположению, предлагаемая организация изучения СУБД, при которой освоение фундаментальных понятий происходит за счет специально разработанной системы задач, будет способствовать более эффективному овладению учащимися основными навыками работы в базах данных. Решая задачи, имитирующие работу «примитивных операций» СУБД, ученик пройдет через все этапы, присущие составлению программы: выдвижение гипотезы, разработка первого варианта программы, исследование и экспериментальная проверка, анализ и сравнение ожидаемых и полученных результатов. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают умения самостоятельно анализировать происходящее, планировать, сравнивать, исправлять свои ошибки, контролировать свою мыслительную деятельность, искать различные варианты решения. Все это работает на формирование опыта человека, поэтому предлагаемое построение темы по базам данных способствует реализации целей и задач развития познавательной активности.
Изучение основ СУБД основанное
на таком подходе, на наш взгляд,
будет в большей степени
2.4 Экспериментальная
проверка разработанной
Основной целью
Эксперимент проходил в 2008–2009 учебном году, проводился на базе школы №14 г. Москвы. Экспериментом были охвачены 48 учеников, из которых были сформированы экспериментальная (25 человек) и контрольная (23 человека) группы.
Перед экспериментом ставились
две основные задачи. Во-первых, проверить
успешность освоения учащимися разработанной
темы, степень достижения в процессе
обучения темы таких целей, как повышение
уровня информационной подготовки учащихся
в области технологий поиска и
хранения информации, овладение фундаментальными
знаниями принципов работы баз данных,
а также умениями пользоваться рациональными
приемами поиска, отбора, обработки
и систематизации информации. Во-вторых,
поскольку методологической основой
предложенной темы выступает развитие
познавательной активности, нас интересовали
тенденции изменения
В результате организационно-
· системность знания, качество и глубина усвоения материала;
· умение ориентироваться и обоснованно принимать оптимальное решение в информационной среде;
· умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, представления и извлечения знаний;
· умения и навыки осуществления экспериментально-поисковой и исследовательской деятельности;
· информационные умения и перенесение навыков с одной предметной области на другую, что позволяет более эффективно использовать компьютерное моделирование как средство познания.
Для оценки результативности
обучения по предложенной методике по
окончании эксперимента учащимся была
предложена контрольная работа, содержащая
задачу репродуктивного характера,
задачу, требующую переноса знаний,
а также исследовательскую
Таблица 2. Распределение учащихся с учетом полученной оценки
Группы |
Оценка |
Количество учащихся | |||
5 |
4 |
3 |
2 |
||
Экспериментальная группа |
8 |
10 |
5 |
2 |
25 |
Контрольная группа |
3 |
4 |
11 |
5 |
23 |
Всего |
11 |
14 |
16 |
7 |
48 |
Достоверность результатов педагогического эксперимента можно оценить на основе статистической обработки полученных данных по критерию χ2 (хи-квадрат) Пирсена [16, 17]. Примем следующие гипотезы: Н0: уровень знаний и умений экспериментальной группы статистически равен уровню знаний и умений контрольной группы; гипотезе HI: уровень знаний и умений экспериментальной группы выше уровня знаний и умений контрольной группы.
Вычисляем значение статистики критерия:
=8,31
Выберем уровень значимости α=0,05. В данном случае с=4, значит, число степеней свободы v = с-1=3. По таблицам распределения χ2 для v = 3 и α =0,05 критическое значение статистики Ткрит=7.82. Таким образом, выполняется неравенство Тнабл>Ткрит (8,31>7,82). Согласно правилу принятия решений нулевую гипотезу следует отклонить и принять альтернативную гипотезу. Следовательно, с достоверностью 95% различия в уровнях сформированности умений решать задачи по базам данных между учащимися контрольных и экспериментальных классов обусловлены не случайными факторами, а носят закономерный характер. Причиной этого является использование в экспериментальных классах разработанной нами методики изучения баз данных по данной теме.
В качестве критериев интеллектуального роста учащихся были взяты следующие параметры интеллектуальной деятельности:
1. Интеллектуальная
Таблица 3. Интеллектуальная эффективность
Показатель |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Количество правильных ответов |
46% |
48% |
Количество правильных ответов в единицу времени |
1,37 |
1,76 |
2. Креативность: уровень
развития вербальной и