Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
В культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, активность является ведущей характеристикой человека. Активность человека, по его мнению, специфична. Она имеет не столько биологическую природу, сколько социальную и обусловлена созданием и употреблением человеком орудий и знаков. Орудия и знаки являются продуктом социальных отношений между людьми. В них в концентрированном виде содержится социальный опыт предшествующих поколений людей. Развитие человека основано на употреблении знаков и включении их в общую систему поведения, благодаря чему человек становится способным к активному преобразованию социальной ситуации.
Среди разных форм активности человека, направленной на окружающий мир, важными Л.С. Выготский считает формы сотрудничества ребенка с взрослыми и коллективную деятельность детей [12].
Таким образом, рассмотренные
некоторые подходы к
Основной сферой самовыражения
человека является деятельность. Активность
личности рассматривается в психологии
в тесной связи с деятельностью,
как способностью человека производить
общественно и личностно
Так И.А. Джидарьян высказал предположение о том, что в содержании понятия «активность» имеются такие смысловые значения, которые не могут быть полностью раскрыты через категорию деятельности, а потому делают возможным существование обеих категорий. Проведя сопоставительный анализ категорий активность и деятельность, автор приходит к выводу о том, что активность и шире, и уже деятельности. Если рассматривать активность как характеристику психики, то она уже деятельности, так как психика включена в деятельность в качестве ее регулятора. На личностном уровне объем понятия «активность» шире деятельности, так как человек является не просто деятелем, преобразователем бытия, а проявляет чувства, отношения, связанные с преобразованием окружающего мира. Активность, таким образом, не просто включена в деятельность, а придает ей индивидуальную (личностную) окраску. «Кроме того, – пишет автор, – посредством категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного изменения и преобразования мира» [22, с. 85–86].
Соотношение объемов понятий
активность и деятельность обсуждается
в работах К.А. Абульхановой-
Принципиальное различие
между активностью и
Итак, анализ различных подходов
к определению содержания активности
позволяет отметить, что на данный
момент в науке отсутствует четкое
определение понятия «
Как выше было отмечено, формой реализации активности выступает деятельность. М.С. Каган, рассматривая деятельность как «активность субъекта, направленную на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами» [29, с. 65], выделяет различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную и другие. Каждый вид деятельности отличается между собой своим предметным содержанием. Следовательно, видов активности будет столько, сколько существует видов деятельности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику. Специфика активности будет определяться не только предметным содержанием деятельности, но и особенностями личности, ее направленностью.
Познавательная активность
может присутствовать практически
в любой профессиональной деятельности.
Так как познавательная активность
связана с реализацией
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как важнейшее свойство, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, как качество, определяющее его психологический склад (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Направленность преимущественно связана с мотивами, мотивационной сферой личности, которая определяет целостную структуру личности. Направленность личности может иметь разный характер в зависимости от того, какие мотивы по содержанию и строению в структуре мотивационной сферы являются доминирующими.
Направленность личности проявляется в различных сферах человеческой деятельности, которые различаются между собой, прежде всего своим предметным содержанием. Анализируя теорию деятельности А.Н. Леонтьева, предмет деятельности определяется В.В. Давыдовым как «то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия» [18, с. 169]. Деятельность, имея свое предметное содержание, осуществляется посредством выполнения действий и операций, с привлечением разнообразных средств, но характер их выполнения зависит от потребностей и мотивов личности, то есть от ее направленности. Направленность деятельности, следовательно, будет определяться предметом деятельности, объективными целями и задачами, условиями ее выполнения.
Направленность на профессиональную
деятельность проявляется в юношеском
возрасте. Данный вид направленности
формируется под влиянием социально-нравственного,
профессионального и
Познавательная активность развивается в процессе деятельности и ее направленность приобретает конкретную специфику в зависимости от условий и требований определенной профессиональной деятельности. Мы ведем речь о профессиональной направленности познавательной активности учителя, поэтому необходимо выявить, какие требования предъявляет к познавательной активности учителя педагогическая деятельность и какие в этой связи особенности приобретает ее направленность.
Педагогическая деятельность
и ее особенности глубоко и
всесторонне изучались Е.П.
Средством реализации основной цели педагогической деятельности является деятельность по передаче и переработке знаний от учителя к учащимся, то есть обучение. Процесс обучения возможен тогда, когда есть обучающий и обучаемый, и то, что должно стать достоянием обучаемого, то есть предметно-методическое содержание. Предметное содержание, зафиксированное в учебных программах, текстах учебников выступает основой процесса обучения, и одновременно, связующим звеном между педагогом и учащимися. Общий механизм функционирования процесса обучения и развития его основных элементов (деятельности педагога и деятельности ученика) раскрыт М.М. Левиной [45]. Идея системной организации процесса обучения позволяет представить процесс обучения в виде динамической модели, в которой отражены функциональные связи не только между компонентами, но и внутри каждого компонента, благодаря которым процесс обучения предстает как развивающийся. Опираясь на динамическую модель процесса обучения М.М. Левиной, к особенностям педагогической деятельности можно отнести: рефлексивный, вариативный и творческий характер педагогической деятельности, как условия ее выполнения. Более подробно рассмотрим указанные особенности.
Функцией педагогической деятельности является организация и управление учебной деятельностью. Ю.Н. Кулюткин называет педагогическую деятельность «метадеятельностью», которая надстраивается над деятельностью ученика. Цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика, поэтому процесс их достижения реализуется через организацию деятельности ученика. Оценка результативности собственных действий педагогом проводится на основе того, насколько успешным оказалось запланированное продвижение ученика. Однако достижение конечного результата педагогической деятельности не всегда совпадает с запланированным, ожидаемым. Немаловажную роль в этом играют ситуативность педагогического процесса, слабая предсказуемость и отсроченность во времени его результатов и другие причины. Педагогическая деятельность, таким образом, является детерминированной другой деятельностью – учебной. Именно действия ученика выступают в качестве целей педагогической деятельности и главным фактором, направляющим и организующим все действия педагога. Такое управление, основанное на анализе и оценке учителем своих действий и действий ученика, названо Ю.Н. Кулюткиным рефлексивным [40].
Процесс обучения находится
в постоянном изменении, развитии. Эти
изменения обусловлены
Вариативность процесса обучения делает творчество педагога обязательным условием успешного протекания процесса обучения и достижения его целей. Коточигова Е.В. на основе анализа трудов В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Левиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской и других, посвященных педагогическому творчеству, выделила такие особенности: «временная спрессованность» творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); сопряженность творчества учителя с творчеством других субъектов учебной деятельности (учащиеся, коллеги); отсроченность результатов и необходимость его прогнозирования; наличие атмосферы публичного выступления; необходимость соотнесения типичных приемов педагогической деятельности с не типичностью педагогических ситуаций» [41, с. 306].