Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы «Базы данных» в профильном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА позноват деятельность.docx

— 108.26 Кб (Скачать)

В культурно-исторической теории развития высших психических функций  Л.С. Выготского, активность является ведущей характеристикой человека. Активность человека, по его мнению, специфична. Она имеет не столько биологическую природу, сколько социальную и обусловлена созданием и употреблением человеком орудий и знаков. Орудия и знаки являются продуктом социальных отношений между людьми. В них в концентрированном виде содержится социальный опыт предшествующих поколений людей. Развитие человека основано на употреблении знаков и включении их в общую систему поведения, благодаря чему человек становится способным к активному преобразованию социальной ситуации.

Среди разных форм активности человека, направленной на окружающий мир, важными Л.С. Выготский считает формы сотрудничества ребенка с взрослыми и коллективную деятельность детей [12].

Таким образом, рассмотренные  некоторые подходы к определению  сущности активности позволяют отметить, что активность человека имеет отличия  от активности животного мира. Две  формы активности (животного и  человека) обладают разной природой, разной сущностью. С возникновением человека и общества, активность приобретает  новые качественные характеристики. Она направлена не столько на приспособление организма к среде, сколько среды  к нуждам и потребностям человека. Специфика активности человека определяется не только его сознанием, особенностями  психики, но и наличием и воздействием системы общественных отношений, культуры, которые создаются самим человеком  и в которой он действует.

Основной сферой самовыражения  человека является деятельность. Активность личности рассматривается в психологии в тесной связи с деятельностью, как способностью человека производить  общественно и личностно значимые преобразования действительности. При  этом активность является характеристикой  уровня развития личности и интенсивности  самой деятельности.

Так И.А. Джидарьян высказал предположение о том, что в содержании понятия «активность» имеются такие смысловые значения, которые не могут быть полностью раскрыты через категорию деятельности, а потому делают возможным существование обеих категорий. Проведя сопоставительный анализ категорий активность и деятельность, автор приходит к выводу о том, что активность и шире, и уже деятельности. Если рассматривать активность как характеристику психики, то она уже деятельности, так как психика включена в деятельность в качестве ее регулятора. На личностном уровне объем понятия «активность» шире деятельности, так как человек является не просто деятелем, преобразователем бытия, а проявляет чувства, отношения, связанные с преобразованием окружающего мира. Активность, таким образом, не просто включена в деятельность, а придает ей индивидуальную (личностную) окраску. «Кроме того, – пишет автор, – посредством категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного изменения и преобразования мира» [22, с. 85–86].

Соотношение объемов понятий  активность и деятельность обсуждается  в работах К.А. Абульхановой-Славской. «Необходимость обращения к понятию активности, – как пишет автор, вызвано тем, что оно шире деятельности, поскольку активность проявляется и в познании, и в общении, и, главное, в жизненном пути в целом» [2, с. 45]. В системе понятий «личность» и «деятельность», активность занимает промежуточное положение, выступает связующим звеном, позволяющим «рассматривать, как личность объективирует себя в деятельности,… выявить способ ее самовыражения» [1, с. 23]. Личность, обладая индивидуализированной психологической структурой (установки, притязания, ожидания, готовность, способность, воля, сознание и т.д.), строит собственную систему деятельности с учетом требований общества (социальных, профессиональных) и возможности проявления самостоятельности (саморегуляции, самоопределения) в данной деятельности [8].

Принципиальное различие между активностью и деятельностью  состоит, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, в источнике побуждения. «Деятельность исходит из потребности в предмете, а активность – из потребности в деятельности» [1, с. 77]. В остальном структуры и объем понятий «активность» и «деятельность» совпадают.

Итак, анализ различных подходов к определению содержания активности позволяет отметить, что на данный момент в науке отсутствует четкое определение понятия «активность». Имеющиеся определения данного  понятия не являются исчерпывающими, а взаимодополняющими друг друга, подчеркивающими  различные грани активности человека. В аналитических работах исследователей понятие активности рассматривается  в тесном единстве с категориями  личности и деятельности, подчеркивается, что активность есть важнейшая сторона  деятельности, ее качество, динамическое условие ее становления, видоизменения, самореализации и самодвижения. Но деятельности без конкретной личности не существует, поэтому активность является существенной характеристикой  не только деятельности, но и субъекта, реализующего ее – личности. Специфика  активности заключается в двойственности ее бытия: с одной стороны это  сложное динамическое качество личности, в котором интегрирована вся  ее психологическая структура, деятельная сущность личности. С другой – сознательная, заинтересованная деятельность, которая  организуется и регулируется самой  личностью путем согласования требований общества к избранной деятельности и возможностей личности реализовать деятельность и выразить себя в ней.

Как выше было отмечено, формой реализации активности выступает деятельность. М.С. Каган, рассматривая деятельность как «активность субъекта, направленную на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами» [29, с. 65], выделяет различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную и другие. Каждый вид деятельности отличается между собой своим предметным содержанием. Следовательно, видов активности будет столько, сколько существует видов деятельности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику. Специфика активности будет определяться не только предметным содержанием деятельности, но и особенностями личности, ее направленностью.

Познавательная активность может присутствовать практически  в любой профессиональной деятельности. Так как познавательная активность связана с реализацией познавательной потребности, то в рамках профессиональной деятельности познавательная активность может быть удовлетворена «в различных  формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование  орудий труда, технологии и самих  способов труда…» [30, с. 23]. Не исключение составляет профессиональная педагогическая деятельность. Значимость познавательной активности для педагога связана с тем, что «стремление реализовать свои творческие силы вызывает потребность в непрерывном образовании учителя, в совершенствовании своего индивидуального опыта на основе постоянного освоения опыта других учителей и достижений педагогической науки» [75, с. 4]. Познавательная активность приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности. Раскрывая сущность профессиональной направленности познавательной активности, мы обратились к содержанию таких понятий, как «направленность», «направленность личности», «профессиональная направленность», «педагогическая направленность», «педагогическая деятельность», анализ которых позволит выделить и понять специфику профессиональной направленности познавательной активности учителя.

В общепсихологических теориях  личности направленность выступает  как важнейшее свойство, в котором  выражается динамика развития человека как общественного существа, как  качество, определяющее его психологический  склад (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Направленность преимущественно связана с мотивами, мотивационной сферой личности, которая определяет целостную структуру личности. Направленность личности может иметь разный характер в зависимости от того, какие мотивы по содержанию и строению в структуре мотивационной сферы являются доминирующими.

Направленность личности проявляется в различных сферах человеческой деятельности, которые  различаются между собой, прежде всего своим предметным содержанием. Анализируя теорию деятельности А.Н. Леонтьева, предмет деятельности определяется В.В. Давыдовым как «то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия» [18, с. 169]. Деятельность, имея свое предметное содержание, осуществляется посредством выполнения действий и операций, с привлечением разнообразных средств, но характер их выполнения зависит от потребностей и мотивов личности, то есть от ее направленности. Направленность деятельности, следовательно, будет определяться предметом деятельности, объективными целями и задачами, условиями ее выполнения.

Направленность на профессиональную деятельность проявляется в юношеском  возрасте. Данный вид направленности формируется под влиянием социально-нравственного, профессионального и личностного  самоопределения, в процессе осуществления  трудовой или учебно-профессиональной деятельности и представляет собой  совокупность профессионально значимых мотивов деятельности. Тогда профессиональная направленность личности будет соединять  в себе характеристики и направленности деятельности, и направленности личности, и направленности на профессиональную деятельность. Так, если направленность личности представляет собой совокупность доминирующих мотивов, направленность деятельности определяется предметным содержанием, целями и задачами деятельности, а направленность на профессиональную деятельность определяется профессиональными  мотивами, то профессиональная направленность личности представляет собой ее ориентацию в профессиональной деятельности на объектно-предметное содержание профессии, ее главные цели и задачи, которые  приобретают личностную значимость для субъекта, реализующего деятельность.

Познавательная активность развивается в процессе деятельности и ее направленность приобретает  конкретную специфику в зависимости  от условий и требований определенной профессиональной деятельности. Мы ведем  речь о профессиональной направленности познавательной активности учителя, поэтому  необходимо выявить, какие требования предъявляет к познавательной активности учителя педагогическая деятельность и какие в этой связи особенности  приобретает ее направленность.

Педагогическая деятельность и ее особенности глубоко и  всесторонне изучались Е.П. Белозерцевым, Ф.Н. Гоноболиным, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткиным, М.М. Левиной, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и другими. В работах подчеркивается, что целью педагогической деятельности является становление и преобразование личности другого человека и в этом смысле она обладает гуманистической субъект-субъектной направленностью.

Средством реализации основной цели педагогической деятельности является деятельность по передаче и переработке  знаний от учителя к учащимся, то есть обучение. Процесс обучения возможен тогда, когда есть обучающий и  обучаемый, и то, что должно стать  достоянием обучаемого, то есть предметно-методическое содержание. Предметное содержание, зафиксированное  в учебных программах, текстах  учебников выступает основой  процесса обучения, и одновременно, связующим звеном между педагогом  и учащимися. Общий механизм функционирования процесса обучения и развития его  основных элементов (деятельности педагога и деятельности ученика) раскрыт  М.М. Левиной [45]. Идея системной организации процесса обучения позволяет представить процесс обучения в виде динамической модели, в которой отражены функциональные связи не только между компонентами, но и внутри каждого компонента, благодаря которым процесс обучения предстает как развивающийся. Опираясь на динамическую модель процесса обучения М.М. Левиной, к особенностям педагогической деятельности можно отнести: рефлексивный, вариативный и творческий характер педагогической деятельности, как условия ее выполнения. Более подробно рассмотрим указанные особенности.

Функцией педагогической деятельности является организация  и управление учебной деятельностью. Ю.Н. Кулюткин называет педагогическую деятельность «метадеятельностью», которая надстраивается над деятельностью ученика. Цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика, поэтому процесс их достижения реализуется через организацию деятельности ученика. Оценка результативности собственных действий педагогом проводится на основе того, насколько успешным оказалось запланированное продвижение ученика. Однако достижение конечного результата педагогической деятельности не всегда совпадает с запланированным, ожидаемым. Немаловажную роль в этом играют ситуативность педагогического процесса, слабая предсказуемость и отсроченность во времени его результатов и другие причины. Педагогическая деятельность, таким образом, является детерминированной другой деятельностью – учебной. Именно действия ученика выступают в качестве целей педагогической деятельности и главным фактором, направляющим и организующим все действия педагога. Такое управление, основанное на анализе и оценке учителем своих действий и действий ученика, названо Ю.Н. Кулюткиным рефлексивным [40].

Процесс обучения находится  в постоянном изменении, развитии. Эти  изменения обусловлены развитием  учебной деятельности, субъектами которой  являются учащиеся с различными личностными  характеристиками и формами поведения  в конкретной учебно-познавательной ситуации. Это придает процессу обучения вариативный характер. Отсюда следует, что и педагогическая деятельность должна строиться с учетом его  вариативности. Следовательно, вариативность  педагогической деятельности является ее особенностью и условием реализации как процесса обучения, так и педагогической деятельности.

Вариативность процесса обучения делает творчество педагога обязательным условием успешного протекания процесса обучения и достижения его целей. Коточигова Е.В. на основе анализа трудов В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Левиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской и других, посвященных педагогическому творчеству, выделила такие особенности: «временная спрессованность» творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); сопряженность творчества учителя с творчеством других субъектов учебной деятельности (учащиеся, коллеги); отсроченность результатов и необходимость его прогнозирования; наличие атмосферы публичного выступления; необходимость соотнесения типичных приемов педагогической деятельности с не типичностью педагогических ситуаций» [41, с. 306].

Информация о работе Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы «Базы данных» в профильном курсе информатики