Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
Таким образом, результаты использования
названных методов
Исходя из целей и задач профильного обучения и тех знаний и умений, которые необходимы человеку в условиях информационного общества, были сформулированы цели и задачи обучения базам данных, с целью развития познавательной активности обучающихся, а также представлено содержание темы, разработаны требования к результатам обучения.
На основе анализа методов решения типичных задач баз данных, а также их взаимосвязей и функций была построена система обучающих заданий для данной темы. Решение специально разработанной системы задач по изучению баз данных средствами программирования обеспечивает развитие познавательной активности.
Разработаны методические рекомендации
по использованию системы задач
при изучении предложенной темы. Особая
роль в организации процесса обучения
отводится применению методов программирования,
методов проблемного обучения, а
также таких методов обучения,
как метод демонстрационных примеров,
метод учебных
Результаты педагогического
эксперимента подтвердили необходимость
изучения учащимися профильных классов
естественнонаучного и физико-
Заключение
В начале работы были поставлены следующие задачи: на основе анализа современного состояния школьной информатики и тенденций ее развития, определить место и роль изучения вопросов применения технологий баз данных для решения практических задач из разнообразных сфер человеческой деятельности в школьном курсе информатики; а также разработать методические рекомендации по темы «Базы данных» на основе применения системы задач, обеспечивающей развитие познавательной активности учащихся.
Данное исследование показывает,
что применение разработанной системы
задач по теме «Базы данных» позволяет
более эффективно реализовать цели
и задачи современного образования
в области информатики в
Основные результаты, полученные в исследовании, можно сформулировать следующим образом:
Определена роль задачи как основного средства обогащения опыта школьников, сформулированы требования к построению системы обучающих заданий, создающей условия для учета познавательных интересов и склонностей учащихся, а также для формирования основных компонентов интеллекта школьников.
На основе системы обучающих заданий, разработана методика преподавания темы «Базы данных», реализация которой в профильном курсе информатики дает возможность ученику выбирать уровень изучения материала, способствует учету и развитию индивидуальных образовательных возможностей, положительно влияет на развитие интеллектуальной деятельности, познавательной активности учащихся.
Экспериментально подтверждено,
что использование системы
– повышению уровня информационной подготовки учащихся в области технологий хранения и поиска данных, в частности овладению фундаментальными знаниями принципов работы баз данных, создающими основу для освоения новых технологий, а также умениями пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;
– положительным изменениям особенностей организации опыта учащихся, а следовательно, развитию познавательной активности учащихся;
– удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей и интересов школьников;
– усилению межпредметных связей изучаемой темы с другими науками и высокой прикладной направленности;
– приобретению учащимися опыта творческой деятельности в процессе работы с информационными массивами.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. В качестве его продолжения предполагается дальнейшее изучение возможности применения разработанной методики к преподавания других разделов курса информатики, может быть, не только в области профильного, но и основного образования.
Список литературы
1. Абульханова, К.А. Психология
и сознание личности (проблемы
методологии, теории и
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев // М., 1980.
4. Анохин, П.К. Очерки по
физиологии функциональных
5. Батищев, Г.С. Деятельностная
сущность человека в
6. Басин, Ф.В. Проблема бессознательного [Текст] / Ф.В. Басин // М., Медицина, 1968.
7. Бешенков, С.А. Дидактические основы профильного обучения информатике [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / С.А. Бешенков – М, 1993.
8. Богомолова, Е.В. Методика изучения способов интеграции информационных технологий в профильном курсе информатики гуманитарных классов средней школы [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е.В. Богомолова. – М., 1999.
9. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская // М., 1981.
10. Бутова, Н.В. Содержание профильного курса информатики для средних профессиональных учебных заведений [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.В. Бутова. – Курск, 2002
11. Васенина, Е.А. Общение на уроке информатики [Текст] / Е.А. Васенина, С.М. Окулов // Информатика и образование. – 2004. – №8. – С. 12–18.
12. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: избран. психол. труды. [Текст] / Л.С. Выготский // Под ред. М.Г. Ярошевкого. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.
13. Галыгина, Л.В. Изучение
информационных и
14. Гейн, А.Г. Изучение информационного
моделирования как средство
15. Горлицкая, С.И. Метод
проектов в развивающем
16. Грабарь, М.И. Измерение и оценка результатов обучения [Текст] / М.И. Грабарь. – М.: ИОСО-РАО, 2000.
17. Грабарь, М.И. Применение
математической статистики в
педагогических исследованиях.
18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст] / В.В. Давыдов // М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
19. Давыдова, Н.А. Технология
формирования содержания
20. Данилина, И.И. Обучение
информатике в условиях
21. Дейт, К.Дж. Введение в системы баз данных [Текст] / К.Дж. Дейт: пер. с англ. – 6-е изд. – Киев; М.: ДИАЛЕКТИКА, 1998. – 784 с.
22. Джидарьян, И.А. Категория
активности и ее место в
системе психологического
23. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
24. Захарова, Т.Б. Профильная
дифференциация обучения
25. Зильберман, Б.Г. Проблемные
задания в процессе изложения
новых знаний, как средство развития
познавательной
26. Золотова, С.И. Практикум по Access [Текст] / С.И. Золотова // Информатика и образование, 2002. №9, №12; 2003, №1–3, №5.
27. Информатика. 10–11 класс. [Текст] / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: Питер, 2000.
28. Информатика. Базовый курс для 7–9 классов. [Текст] / Под ред. Семакина И.И др. – М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.
29. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. [Текст] / М.С. Каган // М.: Политиздат, 1974. 328 с.
30. Каган, М.С. Философская теория ценностей. [Текст] / Каган М.С. // СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
31. Калошина, И.П. Структура
и механизмы творческой
32. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. [Текст] / Е.А. Климов // Казань, 1969.
33. Колягин, Ю.М. Профильная
дифференциация обучения
34. Коляда, Е.П. Развитие
логического мышления учащихся-