Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы «Базы данных» в профильном курсе информатики»
Введение
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных источников и т.д., – именно такие требования к подготовке подрастающего поколения предъявляет сегодня формирующееся информационное общество.
Многие исследователи (С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.) отмечают, что современное образование должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Ведущим становится принцип: «образование через всю жизнь». Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Данные тенденции приводят к следующему выводу: знания, умения и навыки в работе с информацией следует формировать и развивать целенаправленно. Необходимые умения приобретаются и развиваются в процессе освоения технологий хранения и поиска информации и информационных систем, использующих эти технологии. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных», в процессе изучения которого у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области. Однако базовый курс информатики в силу ограниченности своего объема недостаточно освещает вопросы технологий систематизации, хранения и поиска информации, применения баз данных к решению практических задач из различных предметных областей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью школьников.
Повсеместное распространение баз данных, порождающее необходимость в формировании умений и навыков работы с ними у широкого круга пользователей, стало основанием для большого числа исследований, посвященных проблемам преподавания технологий хранения и поиска информации. Так, создание языковых программных средств баз данных и обучение работе с ними конечных пользователей рассматривались в работах российских и зарубежных специалистов в области информационных систем В.А. Белова, С.Б. Гусенковой, М.С. Диго, К. Дейта, Н.Е. Емельянова, Дж. Ульмана и др. Теоретическое обоснование внедрения в учебные программы школ работы с базами данных провел В.Э. Фрейнман. Исследования по методике преподавания раздела «Базы данных» при изучении основ информатики провели О.В. Карташева, С.В. Лаптева, Н.В. Сазонова и другие. Методические указания по обучению технологии работы с базами данных приведены в исследованиях Л.Н. Бахтияровой, С.И. Золотовой, Т.А. Левчук, Т.А. Никифоровой, И.И. Сильванович, Н.В. Софроновой и др.
Все отмеченные исследования
рассматривают различные
На старшей ступени
школьного образования должна быть
усилена профессиональная направленность
информационной подготовки учащихся в
области технологий поиска и хранения
информации, в содержание обучения
этому предмету должно быть введено
освоение умений и видов деятельности,
характерных для избранной
Одним из возможных путей
решения поставленной задачи может
стать изучение аспектов СУБД в рамках
профильного курса по информатике,
которые связаны с
Переход к профильному
обучению продиктован необходимостью
создания условий для реализации
обучающимися своих познавательных
интересов, склонностей, способностей,
для подготовки старшеклассников к
продолжению образования и
Согласно одобренной Министерством
образования РФ «Концепции профильного
обучения на старшей ступени общего
образования» дифференциация содержания
обучения в старших классах
Каждый ребенок обладает
специфическим набором
Особую роль в таком развитии играет правильно организованная учебная деятельность школьников, важнейшим видом которой на уроках информатики является решение задач. Так, вместо традиционных задач должны использоваться обучающие задания, которые характеризуются наличием определенного психологического адресата, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией школьника на анализ своих решений и т.д. Методически грамотно разработанная система задании является, по мнению авторов модели, одним из основных средств развития познавательной активности учащихся.
В рамках рассматриваемого подхода процесс обучения строится на основе развития индивидуального своеобразия интеллектуальной деятельности учащихся, реализации их познавательных потребностей, создания психологически комфортного режима умственного труда.
Объектом исследования является методика обучения темы «Базы данных» в старшем звене средней школы в условиях введения профильного образования, которая развивает познавательную активность школьников.
Предметом исследования является построение методических рекомендаций для профильного курса информатики, с целью развития познавательной активности, на примере разработки темы «Базы данных».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методических рекомендаций по теме «Базы данных», направленных на развитие познавательной активности школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что тема «Базы данных» в системе профильного обучения будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, если: содержание и методы обучения в рамках изучения преподавания данной темы будут определяться специально разработанной системой задач, обеспечивающей формирование интеллектуальной и практической деятельности.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить природу
2. Выделить методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики.
3. Разработать систему
заданий по темы «Базы данных»,
4. Проверить влияние
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация философской, психолого-педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ школьных образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по курсу школьной информатики; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, тестирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный его анализ.
база данные информатика познавательный
1. Особенности
формирования познавательной
1.1 Понятие познавательной активности
Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста.
Понятие активность в сфере научных знаний определяется неоднозначно, что указывает на сложность исследуемого феномена.
В философии активность понимается как универсальное, всеобщее свойство материи.
И.А. Джидарьян относит понятие активности к группе общенаучных. Оно, как отмечает автор, «фиксирует такое свойство явлений и систем материального мира, которое проявляется в их способности к внутренне необходимому движению и связано с процессами самоизменения, саморазвития, саморегуляции» [22, с. 86]. Автор конкретизирует философскую трактовку и закрепляет данное понятие лишь за той системой материального мира, которая обладает развитым сознанием, т.е. человеком. Материальная система приобретает качественно новый уровень своего развития, в котором активность «становится важнейшей, сущностной характеристикой высочайшей по своей сложности системы» [22, с. 66].
Активность человека, по мнению М.С. Кагана, «призвана обеспечить не только его биологическую, но и его социальную жизнь» [29, с. 39].
Итак, активность в философском
смысле означает коренное свойство материи
и характеризует способность
организма приспосабливаться к
изменяющимся условиям жизни с целью
самосохранения. Она выражается в
определенном поведении организма.
Активность человека имеет социальную
природу. Благодаря сознанию, человек
способен целенаправленно
Теоретическая разработка проблемы активности в психологии проводилась К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Н.Ф. Добрыниным, А.Г. Ковалевым, А.И. Крупновым, А.Ф. Лазурским, В.Г. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, С.Д. Смирновым и др.
Обратимся к рассмотрению сущности понятия активность, даваемому в психологической литературе и попытаемся выделить ее особенности, значимые для понимания профессиональной направленности познавательной активности учителя.
Понятие «активность», по утверждению А.Ф. Лазурского, является основополагающим в психологии. Человек в теории личности А.Ф. Лазурского выступает как активный деятель в окружающей среде. Под «средой» автор понимает не только вещи, природу, людей, «человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.» [43, с. 8]. Человек является не только элементом среды, для существования в которой ему необходимо приспособиться к ней. Но сама среда не является неизменной, она меняется, и эти изменения обусловлены самим человеком. Характер взаимодействия человека со средой зависит от степени одаренности человека (богатство и интенсивность прирожденных способностей) и внешних условий окружающей среды (благоприятствующих или препятствующих проявлению способностей человека). Активность, по мнению автора, это не волевое усилие в узком смысле, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех психических процессов и проявлений личности.
Однако человек не сразу становится активным преобразователем среды. Чтобы стать таковым, ему необходимо начать с приспособления, подчинения среде, подражания действиям и поведению других людей, и лишь затем, по мере своего духовного роста, постепенно, становится творцом и преобразователем жизни. Важную роль в процессе становления человека как активного деятеля играют, согласно А.Ф. Лазурскому, процессы воспитания и образования, в ходе которых природные задатки человека могут быть преобразованы в личностно и социально значимые качества личности.
В теории личности В.Н. Мясищева активность рассматривается через категорию «отношение», которое определяется как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Отношения, и, следовательно, активность возникают там, где есть субъект и объект отношений. В качестве объекта отношений выступает окружающая действительность (предметы материальной и духовной культуры и их свойства, деятельность, люди и т.д.). Один и тот же объект вызывает у разных людей различные реакции, действия и переживания. Разнообразие реакций обусловлено, по мнению В.Н. Мясищева, особенностями индивидуального опыта человека и степенью значимости объекта отношений. Поэтому связи и отношения человека с окружающим миром, его активность в целом носят, во-первых, индивидуально избирательный характер, и являются продуктом индивидуального развития человека. Во-вторых, имеют разный уровень проявления. Чем более значим для личности объект ее отношений, тем выше уровень активности личности. Отношения личности (ее потребности, интересы, склонности), проявляемая ею активность, согласно автору, является результатом взаимодействия человека с конкретной окружающей средой, и с тем, насколько данная среда предоставляет условия для проявления и развития его активности и индивидуальности [55].