Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
В дидактике познавательная самостоятельность определяется как готовность (стремление и умение) своими силами вести поисковую деятельность [48, 59].
Развитие познавательной
самостоятельности в процессе обучения
некоторые авторы связывают с
возникновением эффекта, когда управляемый
объект становится и управляющим
по отношению к самому себе. В
категории «познавательная
Процессуальная сторона предполагает владение средствами и способами познания, наличие тех практических и интеллектуальных возможностей личности, которые обуславливают выполнение самого механизма познания, иначе говоря, умения познавать в процессе целенаправленного поиска.
Таким образом, познавательная
активность и самостоятельность
характеризует мотивационные, интеллектуальные
и организационные свойства личности,
от которых зависит уровень
При исследовании познавательной активности и самостоятельности учеными используются различные методы. Так метод работы в «креативном поле» позволил Д.Б. Богоявленской выделить три главных уровня познавательной активности [9]:
1. Репродуктивный, нижняя
граница которого
2. Эвристический, который
характеризуется стремлением
3. Креативный, это высший
уровень интеллектуальной
Критерии уровней
И.Я. Лернер так определяет уровни познавательной самостоятельности учащихся:
1. Умение самостоятельно
и доказательно сделать один
или несколько
2. Умение доказательно
придти к нескольким
3. Умение сделать один
или несколько опосредованных
выводов из одного или
4. Умение делать опосредованные
выводы на основе выявления
связи между различными
Б.Г. Зильберман устанавливает следующие уровни познавательной самостоятельности учащихся:
1. Овладение техникой
умственного труда как база
для умений творческого
2. Поэтапное овладение логикой решения задач.
3. Ученик самостоятельно
умеет выдвинуть новую
Думается, что только последнее из этих утверждений есть собственно обозначение одного (вероятно, высшего) уровня познавательной самостоятельности. Остальные два – не уровни познавательной самостоятельности, а возможные (но не исчерпывающие) пути ее формирования.
И, наконец, уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова. Первый уровень познавательной самостоятельности определяется ею как «копирующая самостоятельность» при «простейших переносах»; второй – как «воспроизводяще-выборочная» познавательная самостоятельность (способность к самостоятельному воспроизведению методов решения проблем и к выбору нужного метода); третий – «творческая» познавательная самостоятельность (способность учащихся самостоятельно устанавливать рациональные, новые для них пути овладения знаниями).
Такое понимание уровней познавательной самостоятельности представляется нам оригинальным и интересным. Однако уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, направлены только на выяснение способа решения задачи, проблемы [59]. Обучение же имеет целью не только дать знания о способах решения проблем, но и знание самих решений, ответов на эти проблемы, то есть собственно «знания». Уровни же познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, не позволяют выяснить качество этих знаний, особенно при изучении информатики.
1.3 Особенности
организации профильного
К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития учащихся, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Основная идея обновления
старшей ступени общего образования
состоит в том, что образование
здесь должно стать более
Многолетняя практика школьного образования в нашей стране и за рубежом убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. «В качестве приоритетов в нынешней школе – подчеркивает П.И. Пидкасистый [58, с. 177] – выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии. В этом и суть личностно-ориентированного обучения».
Социологические исследования
доказывают, что большинство
К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 г. Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70–75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время сформировалось
устойчивое мнение о необходимости
дополнительной специализированной подготовки
старшеклассников для прохождения
вступительных испытаний и
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
Все вышесказанное говорит
о том, что в настоящее время
сформировался общественный запрос
общества на профилизацию школы. Переход
к профильному обучению продиктован
необходимостью создания условий для
реализации обучающимися своих познавательных
интересов, склонностей, способностей,
для подготовки старшеклассников к
продолжению образования и
Так, проблема формирования содержания профильного образования по информатике рассматривалась, например, в работах Бутовой Н.В. [10], Давыдовой Н.А. [19]. Методоческие аспекты обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались Данилиной И.И. [20], Сухановой Н.Т. [69], Шестаковым А.П. [80] и др. Вопросам изучения конкретных информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики посвящены диссертации Богомоловой Е.В. [8], Галыгиной Л.В. [13] и др.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [35].
Профильное обучение –
средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений
в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно
учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать
условия для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями в отношении
продолжения образования и
Профильное обучение направлено
на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. При этом существенно
расширяются возможности
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Важнейшим вопросом организации
профильного обучения является определение
структуры и направлений