Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, дипломная работа
В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные
При таком обучении деятельность учащихся становится активной, меняется роль ученика: из пользователя он превращается в активного исследователя, думающего, планирующего, ищущего. По мере решения задач, сводящихся к программной реализации работы той или иной операции, у ученика появляется не только четкое представление о сути этой операции (что она делает), но и осознание того, как она работает, поэтому в дальнейшем при работе с конкретной программой СУБД (Microsoft: Access) ученик будет понимать принципы работы с базами данных.
И поскольку фундаментальные основы баз данных учащиеся осваивают на этапе решения задач в среде программирования, то они в состоянии самостоятельно изучить конкретные, пользовательские программы по организации и управлению базами данных. В частности, нами предполагается, что второй содержательный блок (Изучение СУБД Microsoft Access) школьники осваивают самостоятельно. В результате проведенной подготовительной работы по изучению основ баз данных средствами программирования учащимся потребуется меньше времени на изучение Microsoft Access. Кроме того, освоив фундаментальные принципы работы баз данных, ученики не будут зависеть от какой-либо определенной программы по СУБД и смогут свободно ориентироваться в рамках одной из наиболее востребованных на сегодняшнем рынке труда областей деятельности – работе с разнообразными базами данных.
2.2 Методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики
Основная цель изучения темы
– развитие познавательного интереса
учащихся, а также формирование исследовательских
умений, умений принимать оптимальные
решения, умения работать с информацией,
развитие коммуникативных способностей
учащихся. Поэтому наряду с сообщением
готовых знаний, обучением по образцу,
в большинстве своем
Использование компьютера в обучении позволяет усилить мотивацию учения, развить познавательный интерес и творческую активность; эффективно реализовать принципы индивидуализации и дифференциации обучения; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; обеспечить контроль и самоконтроль усвоения знаний и т.д.
Поэтому в качестве приоритетной
была выбрана методика, согласно которой
компьютер используется как инструмент
построения знаний и как инструмент
создания проблемных ситуаций. Применение
на занятиях среды программирования
как инструмента познания способствует
воспитанию у учащихся высокой мотивации
к обучению, реализации практической
направленности процесса обучения. При
решении специально подобранных
задач средствами программирования
роль компьютера не сводится лишь к
выполнению некоторой последовательности
вычислительных процедур. Ученик на каждом
этапе может увидеть
Как отмечалось выше, в профильном курсе информатики изучение баз данных предполагается с помощью специально разработанной системы заданий. При такой организации обучения, решая многие задачи баз данных средствами программирования, с одной стороны, появляется возможность получить на первых порах неэффективное и нестрогое с точки зрения организации баз данных решение. С другой стороны, дальнейший анализ решаемых задач позволяет рассматривать вопросы построения более эффективного алгоритма, знакомить учащихся с проблемами анализа и оптимизации алгоритмов.
Здесь важным моментом является организация работы с задачей и построение серии задач. Вопросы и задачи выстраиваются в систему таким образом, что ответ на каждый следующий вопрос и решение каждой следующей задачи приводит к получению небольшого количества нового знания. Практика применения новых знаний происходит не только после их предъявления, но и распределяется по всей теме. Вопросы и задачи создают проблемные ситуации, порождая мотив к изучению того или иного факта или способа действия, позволяют сделать тот или иной вывод. Задания подбираются таким образом, чтобы мотивировать изучение материала и организовать его освоение и закрепление в виде программных реализаций алгоритмов. При этом задачи объединены общей идеей, каждая последующая задача либо обобщает ее, либо конкретизирует ее, либо является ее аналогом, либо использует результат предыдущей задачи.
Так, например, для раскрытия сути операций по обработке реляционных баз данных может быть предложена следующая серия задач.
1. Дан массив данных об абитуриентах факультета информатики, поступавших на определенную специальность (например, «Информатика и английский язык») в прошлом году. Массив содержит следующие данные: № личного дела, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, № школы, год окончания школы. Сформировать новый массив, содержащий информацию об абитуриентах:
· окончивших школу №14;
· проживающих в г. Москва;
· окончивших школу не позднее 2004 года…
Программная реализация прямого
решения задачи не вызывает затруднений.
Организовать данные можно, по крайней
мере, двумя способами: с помощью
двумерного массива строкового типа
или с помощью одномерного
массива из данных комбинированного
типа (записи). Затем идет проверка строк
исходного массива на удовлетворение
условию задачи и запись подходящий
строк в новый массив. В Приложении
1 приведена возможная реализация
такого алгоритма на языке Паскаль.
Однако если исходный массив данных об
абитуриентах содержит достаточно большое
количество записей (как это обычно
и бывает в реальной базе данных),
то при решении задачи возникают
проблемы, связанные со временем выполнения
алгоритма (временной сложностью). Таким
образом, появляется необходимость
оптимизации алгоритма с
Так, если использовать, например, бинарный поиск данных, то предварительно нужно отсортировать исходный массив, а следовательно, учащимся нужно будет вспомнить известные им методы сортировки данных в массиве, применить их, не забывая об эффективности алгоритма. В Приложении 2 приведено решение задачи с использованием алгоритма быстрой сортировки (сортировка Хоара) и бинарного поиска. Приведем лишь основную логику построения программы. Результат работы этой программы аналогичен предыдущему.
Кроме того, если данные представлены в виде двумерного массива строкового типа, то при решении заданий под буквами б) или в) возникают новые задачи: нахождение подстроки в строке, перевод строки (с датой) в число и т.д., что еще раз послужит закреплению соответствующих навыков.
Задачи сами по себе не сложные,
однако, на их примере ученики на
самом деле изучают не что иное,
как операцию выборки записей
из реляционной таблицы. После рассмотрения
нескольких таких примеров можно
предложить учащимся создать универсальную
программу для всех трех задач (для
этого проверку условия для строк
исходного массива можно
Аналогичным образом формулируются задачи по изучению остальных операций реляционной алгебры. Например, операцию проекции будут имитировать задания следующего типа:
2. В условиях задачи 1,
· сформировать массив данных об абитуриентах, включающих только фамилию, имя и отчество учеников;
· вывести список школ, выпускники которых поступали в прошлом году на факультет информатики и т.д.
3. Для реализации операций объединения, пересечения и разности нужно будет рассмотреть еще один массив с аналогичными данными, например, об абитуриентах, поступавших на специальность «Прикладная информатика в экономике». И решить задачи по формированию нового массива, содержащего:
· обобщенную информацию обо всех абитуриентах, поступавших на специальность «Информатика и английский язык» или «Прикладная информатика в экономике»;
· информацию об абитуриентах, поступавших одновременно на две вышеупомянутые специальности;
· информацию об абитуриентах, поступавших только на специальность «Информатика и английский язык».
Центральным моментом каждой из трех программ является проверка наличия одинаковых строк в исходных массивах. При решении этой задачи «в лоб» каждая строка одного массива сравнивается с каждой строкой другого массива. В результате программа получается достаточно простой. Однако, при решении второй задачи нужно учесть возможность получения пустого массива, а при нахождении разности (третья задача) ученики должны обратить внимание на несимметричность этой операции (разность массивов А и В и разность массивов В и А в общем случае различны).
4. Операцию декартова произведения будет имитировать следующая задача. Наряду с массивом абитуриентов рассматривается еще один массив «Экзамены», содержащий информацию об экзаменах, которые необходимо сдать для поступления на определенную специальность факультета информатики: № предмета, название предмета (например, русский язык, информатика, английский язык). Необходимо вывести массив, содержащий все столбцы исходных массивов, то есть «связать» каждого абитуриента с каждым предметом. В результате решения этой задачи получается, если так можно выразиться, незаполненная ведомость по абитуриентам и экзаменам.
5. Для заполнения этой
ведомости конкретными
Список задач может быть продолжен, важно, чтобы при их решении у учащихся сформировались вполне определенные представления о сути рассмотренных операций и способах их реализации. После рассмотрения достаточно широкого круга подобных задач в распоряжении учеников будет совокупность универсальных процедур, каждая из которых реализует ту или иную реляционную операцию. Затем можно переходить к организации запросов по условно созданной базе данных, формулируемых также в виде определенных задач. Например:
6. Вывести № личного дела, фамилии и имена абитуриентов, сдавших экзамен по информатике на 4 или 5.
После тщательного анализа этой задачи учащиеся, наверняка, заметят, что для ее решения можно использовать ранее рассмотренные операции: сначала соединить массивы «Абитуриент» и «Оценки по информатике», затем на объединенном массиве сделать выборку по оценкам 4 или 5, а потом сделать проекцию получившегося массива на столбцы № личного дела, фамилия, имя, предмет, оценка. Таким образом, любой запрос можно будет свести к применению конечного набора рассмотренных операций реляционной алгебры.
Но здесь также возникают
проблемы оптимизации алгоритмов. В
частности, возникает вопрос, применение
какой последовательности операций
даст наиболее эффективный (по времени)
алгоритм? Ведь получить желаемый в
предыдущей задаче результат можно
и другим путем: сначала сделать
выборку в таблице оценок (выбрать
только записи с оценками 4 или 5), а
уже потом производить
Построенная таким образом серия задач позволяет:
• применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
• устанавливать больше логических связей в материале;
• выделять главное и существенное в большой дозе материала;
•выявить больше межпредметных связей и приложений изучаемых понятий и алгоритмов;
• более эмоционально подать материал;
• сделать более эффективным закрепление материала.
Каждая задача представляет
собой некоторую проблему, решение
которой опирается на решенные ранее
задачи. Рассмотрение взаимосвязанных
объектов в системе, как единое целое,
способствует обучению не отдельным
мыслительным операциям в случайном,
стихийно складывающемся порядке, а
системе умственных действий для
решения нестереотипных задач. Ученик,
анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая,
конкретизируя фактический
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга – оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задания ученикам, указав, как выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.
Очевидно, что такой способ самостоятельного изучения материала под силу не каждому ученику, это связано, прежде всего, с уровнем развития мышления. И задача учителя здесь научить «добывать» знания.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, дает в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Особую роль в развитии мышления и обучении самостоятельного извлечения знаний из конкретной ситуации играет система вопросов, направляющих ход мышления, представленная в таблице 1:
Таблица 1. Вопросы, направляющие ход мышления
Вопросы |
Мыслительные операции |
Приведите пример. |
Предложение |
Каким образом можно…использовать для…? |
Предложение |
Что случится, если…? |
Предположение/ Анализ |
Что подразумевается под…? |
Предположение / Выдвижение гипотезы |
В чем сильные и слабые стороны…? |
Анализ / Заключение |
Что мы уже знаем о…? |
Анализ / Заключение |
Каким образом…влияет на…? |
Активизация ранее приобретенных знаний |
Активизация причинно-следственных отношений | |
Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее? |
Активизация ранее приобретенных знаний |
Объясните, почему.? |
Анализ |
Объясните, как…? |
Анализ |
Почему важно…? |
Анализ |
В чем разница между…и…? |
Анализ значимости |
Как можно применить…в повседневной жизни? |
Сравнение/противопоставление |
Применение в реальном мире | |
Како аргумент можно привести против…? |
Контраргументация |
Какими могут быть возможные решения задачи? |
Синтез идей |
Сравните…и…на основании… |
Сравнение-противопоставление |
Что, на ваш взгляд, является причиной…и почему? |
Анализ причинно-следственных связей |
Согласны ли вы с утверждением, что…? |
Оценка и ее обоснование |
Чем вы можете аргументировать свой ответ |
Оценка и ее обоснование |