Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Административно-правовые санкции  установлены, в частности, в отношении  нарушения права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1), нарушения установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и  проведением выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушения в ходе избирательной  компании условий рекламы предпринимательской  и иной деятельности (ст. 5.9), изготовления или распространения анонимных  агитационных материалов (ст. 5.12), непредоставления возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленного уничтожения или повреждения печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), непредоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25), непредоставле-иия информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29), отказа в предоставлении гражданину информации (ст. 5,39), уклонения от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд РФ (ст. 7.25), сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5), сокрытия сведений о внезаконном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3), не предоставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), использования служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), публичного размещения рекламы под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24), не предоставления информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6), разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), не предоставления сведений (информации) (ст. 19.7), не предоставления ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий (ст. 19.8), нарушения законодательства о наименованиях географических объектов (ст. 19.10), предоставления ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23), нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23), несообщения сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4), умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7).

Значительный перечень административных правонарушений, содержащихся в КоАП, касается противоправных действий в области связи. К их числу отнесены: самовольная установка или эксплуатация узла проводного вешания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольное проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование сертифицированных средств связи либо предоставление сертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены  и применяются, как правило, такие  виды административных наказаний, как  предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения.

Так, согласно ст. 13.12 КоАП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), влечет положение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

В соответствии со ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Административно-правовая ответственность  строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия  и желало наступления таких последствий  или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления  такт последствий, хотя должно было и  могло их предвидеть.

 

    1. Уголовно-правовая ответственность за преступления в информационной сфере.

 

В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят  систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности  в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным  кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). При этом не является преступлением  действие (бездействие), хотя формально  и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным  кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).

Следовательно, под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное  в области информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее  установленного законом возраста, с  которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности  подлежат лица, достигшие 16-летнего  возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности  лица, достигшие 14-летнсго возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер  правового обеспечения информационной безопасности, зашиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих  уголовную ответственность за информационные преступления.

В действующем Уголовном кодексе  РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной  охране, выделены отношения, возникающие  в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный  доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение  вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274). Таким образом, преступления в  области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером. Важно отметить, что термин «компьютерная информация» впервые был введен законодателем в Уголовный кодекс и является новеллой. Ранее в российском законодательстве, регулирующем информационные правоотношения, определения информации как «компьютерной» не существовало. По мнению ряда ученых, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного объекта посягательства от информационных преступлений, предусмотренных другими разделами Уголовного кодекса РФ.

В тех случаях, когда общественно  опасные действия в области информационных отношений совершаются без применения компьютерных средств, законодатель нередко  относит их к соответствующим  родовым объектам.

Так, в разделе «Преступления  против личности» находятся составы  таких преступлений, как клевета (ст. 129) или оскорбление (ст. 130), нарушение  тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и др.

Нормы, регулирующие информационные преступления, есть и в разделе  «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»: заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность  для жизни или здоровья людей (ст. 237), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими  изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1) и др.

Ряд информационных преступлений содержатся в разделе «Преступления против государственной власти». Это государственная  измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение  государственной тайны (ст. 283) и др.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354), являющиеся преступлением против мира и безопасности человечества также можно отнести  к информационным преступлениям.

 


Информация о работе Лекции по "Информационное право"