Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Система защиты коммерческой тайны  создаётся в целях:

- достижения устойчивых позиций  в условии конкурентной борьбы  на рынке товаров и услуг;

- сохранения конфиденциальной  информации в течение определённого  промежутка времени;

- получения возможности проверить  каждый из вероятных каналов  утечки информации;

- предотвращения негативных последствий  текучести кадров.

Основная цель функционирования системы  защиты информации – установить оптимальный  режим работы предприятия с таким  расчетом, чтобы ограничить распространение  сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить  их утечку и создать необходимые  условия работы лицам, имеющим к  ним законный доступ.

По мере функционирования предприятия  накапливается определённый объём  информации, разглашение которой, в  т.ч. самими работниками, способно ухудшить его экономическое положение. В  связи с этим собственник информации вправе придать ей статус охраняемой путём отнесения к коммерческой тайне и тем самым закрыть  свободный доступ к ней на законном основании. Лишь сохранение этой информации втайне ей коммерческую ценность. 

 

Меры защиты коммерческой тайны

Разрабатывая систему защиты информации, необходимо, прежде всего, конкретизировать объект, предмет коммерческой информации на предприятии.

Объектом защиты информации являются сведения  различных категорий, собранные в процессе деятельности предприятия, к которым может проявить интерес его конкурент.

Предметом защиты информации являются носители информации, на которых зафиксированы, отображены защищаемые сведения: документы, изделия, материалы, предметы, существа. В качестве носителя защищаемой информации выступает также человек. Именно на охрану носителей засекреченной  информации и направлены главным  образом усилия предприятия.

Обобщенный опыт защиты коммерческой тайны фирмы показывает, что успех  в этом деле достигается только комплексным  подходом, объединяющим в себе административно-организационные  и социально-психологические, правовые, технические, технологические и  иные специальные меры  по обеспечению информационной безопасности. Нарушением права на конфиденциальную информацию являются утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированный доступ и распространение информации. Обладатель информации должен  использовать такие способы защиты материальных носителей информации, как сигнализация, сейфы, кодирование, осторожная кадровая политика, вневедомственная охрана, персональная ответственность лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, и др.

Правовое обеспечение деятельности фирмы по защите коммерческой тайны  рекомендуется начинать с подготовки и создания организационно-распорядительных документов. Здесь важно отметить, что система  правовой регламентации защиты конфиденциальной информации на предприятии всегда является двухуровневой: законодательные акты РФ и нормативные акты фирмы (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения о подразделениях).

К административно-организационным  мерам защиты коммерческой тайны  относятся:

- наличие службы безопасности;

- оптимальное ограничение числа  лиц, посвящаемых в коммерческие  секреты фирмы;

- наличие охраны на всех объектах  фирмы;

-  контроль помещений и оборудования (обеспечения безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);

- работа с персоналом (беседы  при приёме на работу, инструктаж  вновь принятых с правилами  защиты информации, обучение сохранению  коммерческой тайны, работа с  сотрудниками, подозреваемыми в  хищении секретной информации, беседы  с увольняющимися);

- организация работы с конфиденциальными  документами (установление порядка  делопроизводств, контроль над  публикациями, рассекречивание и  уничтожение конфиденциальных документов);

- работа с конфиденциальной  информацией, накопленной в компьютерах  фирмы (создание системы защиты  электронной информации от несанкционированного  доступа, обеспечение контроля  за пользованием ПК);

- защита коммерческих тайн фирмы  в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить  круг лиц, имеющих отношение  к этой работе).

Организационные и административные меры защиты коммерческой тайны необходимо сочетать с социально-психологическими. Среди социально-психологических  мер защиты можно выделить два  основных направления: это, во-первых, правильный подбор и расстановка  кадров и, во-вторых, использование  материальных стимулов. Западные специалисты  по экономической безопасности считают, что от правильного подбора, расстановки  и стимулирования персонала сохранности  фирменных секретов зависит минимум  на 80%.

При приёме на работу каждый работник должен подписать договор-соглашение, призванный формализовать меры по охране тайны. Подобным соглашениям следует  уделять самое серьёзное внимание, поскольку в случае разглашения  работником информации, составляющей тайну работодателя, такие соглашения составят юридическую основу для  привлечения работника к ответственности  и взысканию причинённого ущерба. Подобное соглашение могут заключаться  как в виде отдельного документа, так и в виде условия в трудовом договоре.

Менеджер может включить следующие  меры в договор, чтобы максимально  обеспечить сохранность тайны фирмы. Работник должен принять на себя следующие  обязательства:

- не разглашать составляющую  тайну организации информацию, которая  будет ему доверена или станет  известна по работе;

- не передавать третьим лицам  и не раскрывать публично информацию, составляющую тайну организации,  без согласия администрации организации;

- не использовать информацию, составляющую  тайну, для занятия другой деятельности, которая в качестве конкурентного  действия может нанести ущерб  организации;

- в случае попытке посторонних  лиц получить от работника  информацию, составляющую тайну,  незамедлительно известить об  этом соответствующее должностное  лицо;

- незамедлительно сообщать соответствующему  должностному лицу организации  об утрате или недостаче носителей  информации, составляющей тайну,  удостоверений, пропусков, хранилищ, сейфов, личных печатей и о  других актах, которые могут  привести к разглашению тайны  фирмы, а также о причинах  и условиях возможной утечки  информации, составляющей тайну;

- в случае увольнения все  носители информации, составляющие  тайну фирмы (документы, чертежи,  рукописи, магнитные ленты, диски,  дискеты, распечатки, фотоматериалы  и т.д.), которые находились в  распоряжении работника в связи  с выполнением им служебных  обязанностей во время работы  в фирме, передать соответствующему  должностному лицу фирмы.

Менеджер должен под расписку предупредить работника об ответственности за нарушение этих положений. Вместе с  тем не следует ограничиваться только воспитательной работой и обучением. Сотрудник, нарушивший правила работы с секретной информацией, должен знать, что у него будут серьёзные  неприятности, и он будет строго наказан руководством. Кроме того, следует определить объём информации, передаваемой каждому конкретному  работнику, за которую он должен нести  ответственность.

Соглашения о неразглашении  могут заключаться с работниками  и при прекращении трудовых отношений. Предметом таких соглашений будет  обязательство увольняющегося работника  не разглашать определённую информацию, составляющую КТ, ставшую ему известной  во время работы у данного работодателя, а также не использовать её в своей  последующей деятельности.

Такие подходы к разработке мер  по защите коммерческой тайне дают неплохие результаты и могут применяться  на предприятиях разного профиля  деятельности.

  1. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны.

Основными объектами информационных правоотношений в области государственной  тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной  тайны, средства и методы защиты государственной  тайны, гриф секретности.

Субъекты правоотношений в области государственной тайны

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент РФ:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • утверждает по представлению Правительства РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну.

3. Правительство РФ:

  • организует исполнение Закона РФ «О государственной тайне»;
  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам.

4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;
  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;
  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны.
  1. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

 

Государственную тайну составляют: 
1) сведения в военной области: 
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; 
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; 
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; 
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; 
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; 
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 
2) сведения в области экономики, науки и техники: 
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; 
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; 
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; 
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; 
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; 
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); 
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 153-ФЗ) 
3) сведения в области внешней политики и экономики: 
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму: 
(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 299-ФЗ) 
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 
(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 299-ФЗ) 
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; 
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; 
о методах и средствах защиты секретной информации; 
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; 
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; 
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; 
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства. 
о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов; 
(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ) 
о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности. 
(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

Информация о работе Лекции по "Информационное право"