Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и Других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными  документами, создавать благоприятные  условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет  право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением  случаев, когда приняты решения  о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены правила  аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство  организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов  редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с  требованиями настоящей статьи.

  1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы России в информационной сфере.

 

Понятие, предмет  информационной безопасности и ее место  в системе обеспечения национальной безопасности.

Информационная безопасность –  состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Предотвращение и ликвидация угроз  информационной безопасности интересам  и правам личности, общества, государства  основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких  угроз.

Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и  права которых подлежат защите, так  и субъектов, обеспечивающих такую  защиту. Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной  власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие  информационные системы, технологии и  средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие  информационные ресурсы и предоставляющие  потребителям информацию из них, государственные  структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность.

Информационная безопасность РФ находится  под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президентом  РФ утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Она служит основой  для:

• формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

• подготовки предложений по совершенствованию  правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения  информационной безопасности РФ;

• разработки, целевых программ обеспечения  информационной безопасности РФ.

Доктрина развивает Концепцию  национальной безопасности РФ применительно  к информационной сфере.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и  гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах  осуществления не запрещенной законом  деятельности, физического, духовного  и интеллектуального развития, а  также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении  интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового  социального государства, достижении и поддержании общественного  согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения  незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного  и взаимовыгодного международного сотрудничества.

национальные  интересы российской федерации в  информационной сфере


на  основе национальных интересов российской федерации в информационной сфере  формируются стратегические и текущие  задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

выделены  четыре основные составляющие национальных интересов российской федерации в информационной сфере.

первая  составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

вторая  составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики российской федерации, связанное с доведением достоверной информации о государственной политике российской федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни до российской и международной общественности. при этом необходимо обеспечить доступ граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

третья  составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

под информационной безопасностью российской федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

интересы  личности в информационной сфере  заключаются в реализации конституционных  прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

интересы  общества в информационной сфере  заключаются в обеспечении интересов  личности в этой сфере, упрочении  демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

  1. Государственная система обеспечения информационной безопасности. Сертификация средств защиты информации.

 

Система обеспечения информационной безопасности – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих информационную безопасность.

Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения  полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции  системы обеспечения информационной безопасности:

1)  оценка состояния информационной безопасности

2)  выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности

3)  разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности

4)  координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности

5)  защита охраняемой информации

6)  лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности

7)  осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности

8)  и т.д.

Структура информационной безопасности:

1)  защита личности, общества и государства от воздействия недоброкачественной информации

2)  защита информации и информационных ресурсов от неправомерного воздействия посторонних лиц

3)  защита информационных прав и свобод

Средства защиты информации — это программные, технические, криптографические и другие средства, задача которых — защита сведений, содержащих государственную тайну и др.

 

Эти средства подлежат обязательной сертификации. Сертификация средств защиты информации осуществляется на основании требований государственных стандартов, нормативных документов.

 

Существуют несколько участников системы сертификации. Федеральный  орган по сертификации осуществляет выбор способа подтверждения  соответствия, выдает сертификаты и  лицензии, определяет центральный орган  для каждой системы сертификации, контролирует признание зарубежных сертификатов. Центральный орган  системы сертификации — орган, возглавляющий  систему сертификации однородной продукции, он организует работы по формированию системы сертификации, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий. Органы по сертификации проводят непосредственно  сертификацию определенной продукции, испытательные лаборатории проводят сертификационные испытания 

 

Изготовители же производят средства защиты информации только при наличии  сертификата, кроме того, они обязаны  маркировать сертифицированные  средства защиты информации специальным  знаком соответствия.

 

Существуют две основные схемы  проведения сертификации средств защиты: одна — для единичных образцов, другая — для серийного производства. Обе схемы включают проведение испытаний  этих образцов, но вторая схема отличается от первой инспекционным контролем  за стабильностью характеристик  сертифицированных средств защиты информации. Срок действия сертификата  не может превышать пяти лет.

  1. Юридическая ответственность за нарушение правовых норм в области информационной безопасности.

 

Ответственность за правонарушения в информационной сфере устанавливается в порядке: защиты нравственности и духовности личности, общества, государства от воздействия недоброкачественной, ложной информации и дезинформации; защиты личности в условиях информатизации; защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа (гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая ответственность). Особенности установления ответственности за правонарушения в среде трансграничных информационных сетей, в том числе в Интернет основываются на особенностях и юридических свойствах информации, информационных технологий и средств их обеспечения.

  1. Понятие и режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[1]. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут  подразумевать саму информацию, которая  составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую  или иную информацию, в том числе  составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право  отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным  критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные  процедуры (составление перечня, нанесение  грифа и некоторые другие). После  получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"