Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций
Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
Аккредитовавшие журналистов органы,
организации, учреждения обязаны предварительно
извещать их о заседаниях, совещаниях
и Других мероприятиях, обеспечивать
стенограммами, протоколами и иными
документами, создавать благоприятные
условия для производства записи.
Аккредитованный журналист
Аккредитация собственных
Понятие, предмет
информационной безопасности и ее место
в системе обеспечения
Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.
Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и права которых подлежат защите, так и субъектов, обеспечивающих такую защиту. Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность.
Информационная безопасность РФ находится
под пристальным вниманием
• формирования государственной политики
в области обеспечения
• подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;
• разработки, целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной
сфере заключаются в
Интересы государства в
на основе национальных интересов российской федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
выделены четыре основные составляющие национальных интересов российской федерации в информационной сфере.
первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики российской федерации, связанное с доведением достоверной информации о государственной политике российской федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни до российской и международной общественности. при этом необходимо обеспечить доступ граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
третья
составляющая включает в себя развитие
современных информационных технологий,
отечественной индустрии
четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
под информационной безопасностью российской федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
интересы
общества в информационной сфере
заключаются в обеспечении
Система обеспечения информационной безопасности – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих информационную безопасность.
Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Основные функции
системы обеспечения
1) оценка состояния информационной безопасности
2) выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности
3) разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности
4) координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности
5) защита охраняемой информации
6) лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности
7) осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности
8) и т.д.
Структура информационной безопасности:
1) защита личности, общества и государства от воздействия недоброкачественной информации
2) защита информации и информационных ресурсов от неправомерного воздействия посторонних лиц
3) защита информационных прав и свобод
Средства защиты информации — это программные, технические, криптографические и другие средства, задача которых — защита сведений, содержащих государственную тайну и др.
Эти средства подлежат обязательной сертификации. Сертификация средств защиты информации осуществляется на основании требований государственных стандартов, нормативных документов.
Существуют несколько
Изготовители же производят средства защиты информации только при наличии сертификата, кроме того, они обязаны маркировать сертифицированные средства защиты информации специальным знаком соответствия.
Существуют две основные схемы
проведения сертификации средств защиты:
одна — для единичных образцов,
другая — для серийного производства.
Обе схемы включают проведение испытаний
этих образцов, но вторая схема отличается
от первой инспекционным контролем
за стабильностью характеристик
сертифицированных средств
Ответственность за правонарушения в информационной сфере устанавливается в порядке: защиты нравственности и духовности личности, общества, государства от воздействия недоброкачественной, ложной информации и дезинформации; защиты личности в условиях информатизации; защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа (гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая ответственность). Особенности установления ответственности за правонарушения в среде трансграничных информационных сетей, в том числе в Интернет основываются на особенностях и юридических свойствах информации, информационных технологий и средств их обеспечения.
Коммерческая тайна —
режим конфиденциальности инфор
Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.
Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.