Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или  бездействие, в результате которых  информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том  числе с использованием технических  средств) становится известной третьим  лицам без согласия обладателя такой  информации либо вопреки трудовому  или гражданско-правовому договору.

За разглашение (умышленное или  неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена  ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Правовой режим  коммерческой тайны

Установление режима коммерческой тайны

Право установления режима коммерческой тайны  имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном  с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим  коммерческой тайны, установленный  ее обладателем. При этом на носителе информации или на сопроводительном документе устанавливается гриф «Коммерческая тайна».

Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению  режима коммерческой тайны в отношении  получаемой информации, в том числе  постановку и снятие грифа коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование  средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну.

Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Дополнительные  меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент  коммерческой тайны устанавливают  по собственному усмотрению. Дополнительными  мерами могут считаться установление специального порядка доступа к  сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа  на документах, содержащих указанные  сведения, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным  сведениям.

Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение.

При ликвидации юридического лица – обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссии (ликвидатор) принимает решение  о возможности и порядке дальнейшего  использования и охраны информации, составлявшей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.

Коммерческая  тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате правопреемства, считается полученной правомерно. Информация, полученная без  использования неправомерных средств  при проведении исследований по собственной  инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной  информации может совпадать с  содержанием коммерческой тайны  другого лица.

Лицо, правомерно и самостоятельно получившее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предусмотренными законодательством.

  1. Определение сведений, составляющих коммерческую тайну.

 

Существует целый ряд  сведений, не являющихся государственными секретами, связанных с производством, технологией, управлением, финансами, другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых (передача, утечка) может нанести ущерб его  интересам. Такие сведения принято  называть и/или коммерческой тайной.

Сведения, составляющие коммерческую тайну.

Как правило, коммерческую тайну  составляют три вида сведений:

  1. Коммерческая информация;
  2. Производственная информация (ноу-хау);
  3. Организационно-управленческая информация.

 

 

По гражданскому законодательству (ст. 139 ГК РФ) обладатель технической, организационной  или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет  право на защиту от незаконного использования  этой информации при условии, что:

  1. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  2. к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
  3. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Не допускается получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Что является коммерческой тайной вуза (конфиденциальной информацией), определяет руководитель: директор предприятия, ректор вуза или  уполномоченные на то органы учреждения. Более подробно эти вопросы будут  раскрыты в дальнейшем.

Предприятие имеет  право не предоставлять сведения, составляющие коммерческую тайну, контролирующим деятельность предприятия органам, если эти вопросы не входят в их компетенцию и не относятся к  предмету контроля.

Если в ходе выполнения возложенных на эти органы функций  они будут иметь доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, то эти  сведения не подлежат разглашению. В  случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в установленном  законом порядке.

Вред, нанесенный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, (ст. 15 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, ст. 25 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности”).

Коммерческая информация

Коммерческая информация помогает предпринимателю ответить на вопросы, как планировать получение  прибыли и как ее получить. Ее предметом могут быть все свойственные данному предприятию особенности, детали коммерческой деятельности, деловые  связи, закупка сырья и товаров, сведения о поставщиках, предполагаемой прибыли, методике установления цен  и т.д.

В качестве коммерческой информации предпринимателю следует сохранять  в режиме конфиденциальности в первую очередь следующие сведения:

  1. знания и опыт в области реализации продукции и услуг;
  2. сведения о конъюнктуре рынка, маркетинговые исследования;
  3. анализ конкурентоспособности, продукции и услуг;
  4. информация о потребителях, заказчиках, посредниках;
  5. банковские отношения, кредиты, ссуды, долги;
  6. сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумагах, акциях, капиталовложениях;
  7. бухгалтерские и финансовые отчеты;
  8. предполагаемые объемы коммерческой деятельности;
  9. сведения о заработной плате;
  10. сведения о заключенных договорах (контрактах), 
  11. предложения по их заключению;
  12. условия договоров, реализации и передачи продуктов;
  13. условия перевозки грузов;
  14. список клиентов;
  15. цены и расценки;
  16. деловая переписка;
  17. формы и виды расчетов и др.

 

 

Сохранение в тайне  этой информации от всех посторонних, кроме налоговых и финансовых служб, - непременное условие для  удержания достигнутых в конкурентной борьбе позиций.

Особое внимание следует  уделить охране договоров, заключаемых  предприятием. Большая их часть должна относиться к коммерческой тайне. Часто  охране подлежат не только условия  договора, но и сам факт его заключения. Поскольку деятельность коммерческих структур строится в основном на договорных началах, то, обладая информацией  о заключаемых договорах, можно  составить довольно полную картину  о производственном и финансовом положении предприятия, о связях предприятия, состоянии его дел.

Приобретение клиентов фирмой, информация о них - результат деятельности прежде всего владельцев предприятия, которая осуществляется за их счет. Эту информацию следует сохранять  строго конфиденциально, не доверяя  порой даже ближайшим сотрудникам. Накопленные сведения о клиентах, об их потребностях, привычках, об особенностях заключений сделок обеспечивают прибыльность всех операций фирмы. Осведомленность  же о наиболее выгодных клиентах конкурента и личностная информация о них (в  частности, о привязанностях, дружеских  и иных связях, которые могут влиять на принятие решений) дают возможность  победить в конкурентной борьбе, переманив  партнеров. 

 

Секреты производства (ноу-хау)

Сфера использования производственно-технической  информации чрезвычайно широка.

Это может быть и информация об изобретениях на стадии их разработки и оформления, программное обеспечение  и базы данных для ЭВМ, рецепты  приготовления кондитерских изделий  и напитков, процесс изготовления различных изделий, электронные  схемы и топологии, методы, способы, навыки и др.

Термин ноу-хау впервые был использован в договорной практике Великобритании и США для обозначения информации, специально опущенной в описании новшества и в буквальном переводе означающий “знать как”, что является сокращением выражения “знать, как это сделать”.

На практике под  ноу-хау понимаются технические  решения - методы, способы, использование  технологических процессов и  устройств, которые не могут быть обеспечены патентной защитой по законодательству страны или по усмотрению владельца.

В одних случаях ноу-хау  является изобретением, умышленно не патентуемым и сохраняемым в  тайне, или элементом изобретения, не включенным в патент, так как  патент не охраняет саму информацию, а  только запрещает ее несанкционированное  использование.

Сведения, составляющие предмет  изобретения, целесообразно сохранять  в режиме “ноу-хау” до подачи заявки на выдачу патента.

Часто использование изобретения  невозможно проконтролировать, и тогда  единственным способом защиты своих  технических сведений от несанкционированного использования является сохранение их в режиме конфиденциальности.

Следует помнить при выборе формы охраны своей промышленной информации, что действие патента ограничено территориально и во времени, тогда как коммерческая тайна может сохраняться бессрочно.

В настоящее время ноу-хау  называются все секреты производственной и предпринимательской деятельности.

Основные признаки ноу-хау: это знания, связанные с освоением, обслуживанием, созданием, эксплуатацией, ремонтом новой техники, технологии, материалов, управленческого, финансового, экономического и другого характера;

1. Эта информация имеет  действительную или потенциальную  ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам;

2. К этой информации  нет свободного доступа третьим  лицам на законном основании;

3. Обладатель информации  предпринимает надлежащие меры  к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау  ограничивается временем действия названных  условий. 

 

Организационно-управленческая информация ограниченного доступа:

  1. структуры и методы управления;
  2. связи как внутри, так и вне фирмы;
  3. распределение обязанностей и их содержание;
  4. взаимодействие структурных подразделений;
  5. планы развития и реорганизации производства;
  6. объекты охраны и контроля; его организация, методы, способы;
  7. кадровый состав, его подбор, формирование и др.

 

  1. Объекты защиты коммерческой тайны. Организация защиты коммерческой тайны.

Цели защиты

Информация является одним из важнейших  элементов  управления деятельностью любого предприятия. В условиях рынка от наличия информации в значительной степени зависит успех предпринимательской деятельности. На сегодняшний день организации нередко сталкиваются с проблемой утечки информации и необходимостью построения системы защиты коммерческой тайны. Создание такой системы – сложный и многоплановый процесс, который затрагивает все структурные подразделения организации, в т.ч. и отдел кадров.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"