Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Сведения, не подлежащие отнесению  к государственной тайне и  засекречиванию

 

Не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию сведения: 
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 № 131-ФЗ) 
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; 
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) 
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; 
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; 
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; 
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. 
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

  1. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.

Отнесение сведений к государственной  тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне и  их засекречивания понимается соответствие засекречиваемых сведений требованиям  законодательства РФ о государственной  тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается  в установлении путем экспертной оценки целесообразности их засекречивания, а также вероятных экономических  и иных последствий засекречивания исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и  граждан. Своевременность отнесения  сведений к государственной тайне  заключается в установлении ограничений  на распространение этих сведений с  момента их получения (разработки) или  заблаговременно.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и для каждой из них – грифы секретности, устанавливаемые на их носителях: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной  тайне, не допускается.

Отнесение сведений к государственной  тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или  программно-целевой принадлежностью. Обоснование необходимости отнесения  сведений к государственной тайне  возлагается на органы государственной  власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными  сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому  опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне, разрабатывают развернутые  перечни сведений, подлежащих засекречиванию, и устанавливают степень их секретности. Перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной  власти.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате деятельности органов  государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в  данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий  гриф секретности.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся  реквизиты, включающие следующие данные:

  • о степени секретности содержащихся в носителе сведений;
  • об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • о регистрационном номере;
  • о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Порядок рассекречивания  сведений

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном  настоящим Законом порядке ограничений  на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. 
Основаниями для рассекречивания сведений являются: 
взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; 
изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. 
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. 
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 
Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Порядок рассекречивания  носителей сведений, составляющих государственную  тайну

Носители сведений, составляющих государственную  тайну, рассекречиваются не позднее  сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации  перечня, на основании которых они  были засекречены. 
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии. 
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. 
Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

 

  1.  Защита государственной тайны. Оформление доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

К органам защиты государственной тайны относятся:

  • Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте рФ и их органы на местах;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной  власти по защите государственной тайны  в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных  и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной  тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации  обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и  в пределах своей компетенции. Ответственность  за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах  государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Допуск должностных лиц  и граждан Российской Федерации  к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск предусматривает для  принимающих такое решение:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;
  • ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

При решении вопроса о допуске  к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем  проверочных мероприятий зависит  от степени секретности сведений, к которым будет допускаться  оформляемое лицо.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне  на постоянной основе, устанавливаются  льготы:

  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений  по защите государственной тайны  дополнительно к этим льготам  устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Устанавливается три формы допуска  к государственной тайне должностных  лиц и граждан, соответствующие  трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие  у должностных лиц и граждан  допуска к сведениям более  высокой степени секретности  является основанием для доступа  их к сведениям более низкой степени  секретности.

  1. Объекты и субъекты информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации.

 

Объекты и субъекты правоотношений института  библиотечного дела

Субъектами правоотношений этого института выступают библиотеки, государство, гражданин, предприятие, учреждение и организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек.

Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

 Общедоступная библиотека — библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

государственные библиотеки, учрежденные органами государственной  власти, в том числе: федеральные  библиотеки; библиотеки субъектов Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти;

муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских  институтов, образовательных учреждений;

библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

библиотеки общественных объединений;

частные библиотеки;

библиотеки, учрежденные  иностранными юридическими и физическими  лицами, а также международными организациями  в соответствии с международными договорами РФ.

 

Пользователем библиотеки может быть физическое или юридическое лицо.

  1. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов.

 

Основные объекты  информационных правоотношений института  архивного дела:

Архивный фонд Российской Федерации — совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Архивный документ — документ, сохраняемый или подлежащий со хранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника. Архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой. Архив — совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей. Тайный архив — архив, о котором не заявлено публично. В состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Документы относятся к составу Архивного фонда РФ на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Федеральной архивной службой России. Государственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства — в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории РФ, или в частной собственности и представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"