Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

 

Основные субъекты правоотношений института архивного  дела:

В качестве субъектов информационных отношений в области архивного  дела выступают органы государственной  власти РФ, органы Исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов, образуемые ими органы управления архивным делом, Федеральная архивная служба России и ее система, ее органы и учреждения, граждане, учреждения, организации  и [предприятия, общественные и религиозные  объединения и организации —  потребители архивной информации.

 

  1. Правовой режим архивов.

Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

Право на создание архивов принадлежит  юридическим и физическим лицам  Российской Федерации.

Не допускается создание тайных архивов из документов государственной части Архивного фонда РФ, а также содержащих документы, внесенные в установленном порядке к категории особо ценных и уникальных, либо создание тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

К федеральной собственности относятся  архивные фонды и архивные документы  федеральных государственных архивов  и центров хранения документации, архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в  деятельности федеральных органов  государственной власти, Генеральной  прокуратуры РФ, Центрального банка  РФ и других банков, отнесенных к  федеральной собственности, а также  учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, архивные фонды и архивные документы, полученные в установленном порядке  от общественных и религиозных объединений  и организаций, юридических и  физических лиц.

Передача  права собственности другим лицам  на архивные фонды и архивные документы  федеральных государственных архивов  и центров хранения документации, а также архивные фонды и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов  государственной власти, Генеральной  прокуратуры рФ, Центрального банка рФ и других банков, отнесенных к федеральной собственности, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Передача  права собственности другим лицам  на архивные фонды и архивные документы, находящиеся на территориях республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и являющиеся федеральной собственностью, за исключением указанных в ч. 1 ст. 8 Основ законодательства «Об  Архивном фонде Российской Федерации  и архивах», осуществляется органами представительной власти республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с Федеральной архивной службой России.

Архивные  фонды и архивные документы, относящиеся  к государственной части Архивного  фонда РФ, не могут быть объектом купли-продажи или иных сделок, кроме  случаев, когда передача права собственности  на указанные фонды и документы  осуществляется в соответствии с  ч. 1, 2 и 3 ст. 8 указанных Основ, а также  на основании судебного решения.

Право собственника архива независимо от формы  собственности охраняется законодательством  РФ. Ни один архивный документ не может  быть без согласия собственника или  уполномоченного им органа или лица изъят иначе как на основании  судебного решения.

Архивы, архивные фонды и архивные документы, находящиеся в незаконном владении, передаются законным собственникам  в соответствии с законодательством  РФ и международными соглашениями с  участием Российской Федерации.

  1. Понятие рекламы и требования, предъявляемые к ней.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее – товары) Российской Федерации, включая рынки банковских страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями Закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести ее потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Ненадлежащая  реклама – недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения  требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством  Российской Федерации.

Контрреклама – опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Реклама должна быть распознаваема без специальных  знаний или без применения технических  средств именно как реклама непосредственно  в момент ее представления независимо от формы или от используемого  средства распространения.

Реклама на территории Российской Федерации  распространяется на русском языке  и по усмотрению рекламодателей дополнительно  на государственных языках республик  и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание  и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных  языках республик, родных языках народов  Российской Федерации и иностранных  языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном  законодательством РФ.

Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Юридические лица или граждане – нарушители законодательства о рекламе несут  гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном  порядке в суд, арбитражный суд  с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную  выгоду (т. е. неполученные доходы), о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, а также о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Общие требования к рекламе  перечислены в ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

1. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

3. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

6. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

7. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

8. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

Федеральный закон «О рекламе» устанавливает также специальные  требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения  рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются к:

  1. рекламе, распространяемой с помощью специальных средств – радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Федерального закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д.;
  2. наружной рекламе, то есть распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;
  3. рекламе отдельных видов товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т. п. (п. 1 ст. 16Федерального закона «О рекламе»).

Требования к рекламе некоторых  видов товаров содержатся также  в специальных законодательных  актах (в Федеральных законах  «О лекарственных средствах», «О наркотических  средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами  и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в РФ» и др.).

  1. рекламе отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д.

Сформулированные в ст. 17 Закона о рекламе требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке  ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

  1. рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).
  2. Способы распространения рекламы.

 

Федеральный закон №38-ФЗ называет несколько различных способов распространения рекламы. К таковым  относятся: размещение рекламы в  теле- и радиопрограммах, периодических  печатных изданиях, размещение наружной рекламы с помощью технических  средств стабильного территориального размещения (плакатов, стендов, световых табло и иных), на транспортных средствах  и почтовых отправлениях, при кино - и видеообслуживании и так далее. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

 

  1. Наружная реклама и установка рекламных конструкций.

Статья 19 Федерального закона №38-ФЗ значительно  конкретизирует на законодательном  уровне требования к наружной рекламе, определяет порядок выдачи и сроки  действия разрешений на распространение  наружной рекламы.

Деятельность  по распространению наружной рекламы  осуществляется владельцем рекламной  конструкции, являющимся рекламораспространителем, с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"