- Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи.
Статья 29. Лицензирование деятельности
в области оказания услуг связи
1. Деятельность юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей
по возмездному оказанию услуг
связи осуществляется только
на основании лицензии на осуществление
деятельности в области оказания
услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в
лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются
Правительством Российской Федерации
и ежегодно уточняются.
В перечень лицензионных условий, вносимых
в лицензии на осуществление деятельности
в области оказания услуг связи
для целей телевизионного вещания
и (или) радиовещания (за исключением
услуг связи для целей проводного
радиовещания), если указанная деятельность
осуществляется на основании договоров
с абонентами, вне зависимости
от используемых сетей связи включается
условие о бесплатном осуществлении
трансляции обязательных общедоступных
телеканалов и (или) радиоканалов.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
2. Лицензирование деятельности
в области оказания услуг связи
осуществляется федеральным органом
исполнительной власти в области
связи (далее - лицензирующий орган),
который:
1) устанавливает в соответствии
с перечнями лицензионных условий,
указанными в пункте 1 настоящей статьи, лицензионные условия,
вносит в них изменения и дополнения;
2) регистрирует заявления о предоставлении
лицензий;
3) выдает лицензии в соответствии
с настоящим Федеральным законом;
4) осуществляет контроль за соблюдением
лицензионных условий, выдает
предписания об устранении выявленных
нарушений и выносит предупреждения
о приостановлении действия лицензий;
5) отказывает в выдаче лицензий;
6) приостанавливает действие лицензий
и возобновляет их действие;
7) аннулирует лицензии;
8) переоформляет лицензии;
9) ведет реестр лицензий и
публикует информацию указанного
реестра в соответствии с настоящим
Федеральным законом.
3. Лицензии выдаются по результатам
рассмотрения заявлений, а в
случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, - по
результатам проведенных торгов (аукциона,
конкурса).
51.
Особенности правового регулирования
отношений в Интернет. Правовая
защита информационных систем
и прав на них.
Можно выделить основные направления правового
регулирования отношений в Интернете:
- защита от вредной и незаконной информации;
- соблюдение авторских и смежных прав;
- вопросы электронного документооборота, доменные имена, правовое регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи;
- вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации, ЭЦП;
- информационная безопасность;
- правонарушения в Интернете.
При правовом регулировании отношений
в Интернете важно соблюдение баланса:
- между свободой слова и интересами несовершеннолетних;
- свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;
- свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность.
Свобода – не вседозволенность. Потребители
имеют все больший доступ к
он-лайновым банковским операциям, каталогам
и прочим услугам. Оплачиваться услуги
могут как традиционными методами, так
и электронными – с использованием «электронных
денег. Системы электронных денег разрабатывают
несколько компаний. Сами электронные
деньги – эквивалент банковского депозита,
либо выданный в виде зашифрованной серии
цифр компьютерным сетям, либо записанный
на карточку со встроенным микропроцессором.
Важным моментом на пути формирования
основ информационного общества
на международном уровне следует
считать принятие в Окинаве Хартии
Глобального информационного общества,
в которой устанавливаются основные
принципы вхождения мирового сообщества
в такое общество на основе единой
информационной инфраструктуры, базис
которой составляет Интернет.
Основные направления законодательства,
имеющие наиболее тесную связь с
отношениями, возникающими в Интернете:
- законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать);
- законодательство об интеллектуальной собственности (законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау);
- законодательство о СМИ;
- законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах;
- законодательство об информации ограниченного доступа;
- законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.
Именно нормы актов этих направлений
могут быть рассмотрены на предмет
дополнений и изменений для приведения
в соответствие с особенностям среды
Интернета.
Кроме того, важнейшее значение сегодня
приобретает работа по формированию
актов международного законодательства,
ибо именно на этом уровне необходимо
регулировать основную группу отношений,
возникающих в виртуальной среде
Интернета, не имеющей географических
границ.
Особенности информационных
правоотношений в интернете
Конечная
цель распространения информации – доведение содержания до потребителя.
Можно
выделить три группы субъектов, которые
действуют в Интернете.
Первая
группа – те, которые создают
программно-техническую часть информационной
инфраструктуры Интернет, включая средства
связи и телекоммуникаций, обеспечивают
ее эксплуатацию, расширение и развитие.
Основными субъектами первой группы
выступают: разработчики трансграничных
информационных сетей, в том числе
их технических средств (компьютеров),
средств связи и телекоммуникаций,
программных средств разного
уровня и назначения, другого оборудования,
составляющего инфраструктуру Интернета.
Вторая
группа – субъекты, производящие и
распространяющие информацию в Интернете,
предоставляющие услуги по подключению
к Интернету (как бы «генераторы»
информации, информационных продуктов
и услуг). В число субъектов
второй группы входят специалисты, производящие
исходную информацию, формирующие информационные
ресурсы (наполняющие информацией
базы данных, входящие в состав Интернета)
и предоставляющие информацию из
этих ресурсов потребителям или предоставляющие
возможность потребителям подключиться
к Интернету и пользоваться его
возможностями самостоятельно.
Третья
группа – потребители информации
из Интернета, т. е. все то множество субъектов,
которые подключаются к Интернету для
получения необходимой им информации
и используют ее в собственной деятельности.
Основными
объектами, по поводу которых возникают
информационные отношения в Интернете,
являются:
- программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;
- информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;
- доменные имена;
- информационные права и свободы;
- интересы личности, общества, государства в информационной сфере;
- информационная целостность и информационный суверенитет государства;
- информационная безопасность.
Информационные
объекты в Интернете обладают
той отличительной чертой, что
они, как правило, представляются в
виртуальной форме. В этой связи
правоотношения, возникающие по их
поводу, существенно отличаются от
действующих в отношении информационных
объектов на материальных, жестких
носителях. Наиболее типичным примером
здесь может служить доменное
имя, предоставляемое для именования
сайта (области памяти в Интернете
для размещения информации и информационных
ресурсов) и обозначения адреса этого
сайта в Интернете.
Доменное
имя представляет собой особый информационный
объект, обладающий и содержанием, и
формой исходя из принципа двуединства
информации и ее носителя. Применение
доменных имен в виртуальном пространстве
Интернет ставит много вопросов перед
правом.
Тем
самым оно может состоять из любого
набора букв, цифр, знаков и других способов
обозначения адреса.
B
целом структура информационных
правоотношений в виртуальной
среде информационной сферы аналогична
их структуре в материальной
среде. Однако их особенности
определяются особенностями представления
и обращения информации в Интернете.
- Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.
Гражданско-правовая (имущественная)
ответственность наступает в
тех случаях, когда в результате
несоблюдения соответствующих норм
информационного права причиняется
вред предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам. Такую ответственность
несут как юридические, так и
физические лица. В соответствии с
Согласно ст. 152 ГК РФ «Защита чести,
достоинства и деловой репутации»
гражданин вправе требовать по суду
опровержения порочащих его честь,
достоинство или деловую репутацию
сведений, если распространивший такие
сведения не докажет, что они соответствуют
действительности.
Если сведения, порочащие честь,
достоинство или деловую репутацию
гражданина, распространены в средствах
массовой информации, они должны быть
опровергнуты в тех же средствах
массовой информации.
Кроме того, гражданин, в отношении
которого распространены сведения, порочащие
его честь, достоинство или деловую
репутацию, вправе наряду с опровержением
таких сведений требовать возмещения
убытков и морального вреда, причиненных
их распространением.
Гражданским кодексом РФ закреплены
аналогичные правила зашиты деловой
репутации юридического лица.
- Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере.
Лицо, совершившее административное
правонарушение, подлежит ответственности
на основании закона, действовавшего
во время и по месту совершения
административного правонарушения.
Административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
Кодексом РФ об административных правонарушениях
или законами субъектов РФ установлена
административная ответственность. Данный
вид юридической ответственности
носит публичный характер, поскольку
административное наказание является
установленной государством мерой
ответственности за совершенное
правонарушение и применяется в
целях предупреждения совершения новых
правонарушений, как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
В информационной сфере
действующим законодательством
предусмотрен значительный перечень мер
административного характера, применяемых
к правонарушителям. Покажем эти
меры подробнее, обратившись к тем
из них, которые установлены Кодексом
РФ об административных правонарушениях,
в области связи и информации.
Административно-правовые санкции, связанные
непосредственно с информацией,
определены в отношении нарушения
установленного законом порядка
сбора, хранения, использования или
распространения информации о гражданах
(персональных данных) (ст. 13.11), нарушения
правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной
деятельности в области защиты информации
(ст. 13.13), разглашения информации с
ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления
свободной массовой информации (ст.
13.15), воспрепятствования распространению
продукции средства массовой информации
(ст. 13.16), нарушения правил распространения
обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствования
уверенному приему радио- и телепрограмм
(ст. 13.18), нарушения порядка представления
статистической информации (ст. 13.19), нарушения
правил хранения, комплектования, учета
или использования архивных документов
(ст. 13.20), нарушения порядка изготовления
или распространения продукции
средства массовой информации (ст. 13.21),
нарушения порядка представления
обязательного экземпляра документов,
письменных уведомлений, уставов и
договоров (ст. 13.23).