Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Статья 24 закона № 152-ФЗ "О  персональных данных" прямо определяет виды ответственности за нарушение  требований федерального закона. Лица, виновные в нарушении требований закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную  законодательством Российской Федерации  ответственность.

По ст. 140 ответственность наступает  при неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных  в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих  права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или  заведомо ложной информации, если эти  деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. По статье предусмотрено  наказание: штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев  либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

По ст. 272 Уголовного кодекса РФ наступает ответственность за неправомерный  доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование  информации, нарушение работы ЭВМ, системы  ЭВМ или их сети. По статье предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч  рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное  группой лиц по предварительному сговору или организованной группой  либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим  доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или  их сети, предусматривает штраф в  размере от 100 тысяч или лишение  свободы на срок до 5 лет.

Как следует из диспозиции статьи, правоприменимость статьи зависит от наличия средств защиты персональных данных как признака охраняемой информации. Но статья относится к лицу, совершившему неправомерный доступ, а не к оператору персональных данных. Кроме того, данная норма содержит условие, которое позволяет отнести данное правонарушение к разряду уголовно наказуемых деяний, "если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети".

Кодекс об административных правонарушениях

 

Кодекс об административных правонарушениях  включает наказание по ст. 5.39 (отказ  в предоставлении информации), 13.11 (нарушение  установленного законом порядка  сбора, хранения, использования или  распространения информации о гражданах (персональных данных)), 13.12 (нарушение  правил защиты информации), 13.13 (незаконная деятельность в области защиты информации) и 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом).

Отказ в предоставлении информации (ст. 5.39) наиболее часто встречается  в правоприменительной практике. Это связано не только с малыми сроками предоставления информации, но и прежде всего с отсутствием  у оператора регламентов предоставления информации.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено  федеральными законами, несвоевременное  ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от 1 до 3 тысяч рублей.

Нарушение установленного законом  порядка сбора, хранения, использования  или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) напрямую указывает на необходимость  соблюдения ФЗ-152 "О персональных данных". Санкциями за данные нарушения  являются предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан  в размере от 300 до 500 рублей; на должностных  лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч  рублей.

Ст. 13.12 "Нарушение правил защиты информации" содержит три обязательных признака, только при их наличии  наступает ответственность по ст. 13.12:

    1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). Это указывает на обязательность лицензирования деятельности по защите информации. Если лицензии отсутствуют, то отсутствуют и объективные признаки нарушения. Санкции по статье – это наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.
    2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации. Санкции в этом случае – наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой. То есть, если при проверке окажется, что в системе защиты используются несерти-фицированные средства, они могут быть конфискованы.
    3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

 

  1.  Организация и деятельность средств массовой информации как предмет правового регулирования. 

Организация деятельности средства массовой информации не должна препятствовать свободе массовой информации, ограничивать свободу действий средств массовой информации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после  его регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения  преимущественно:

  • на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей, – подается учредителем в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
  • на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом  в месячный срок с указанной даты.

Не требуется регистрация:

  • средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания в них официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  • периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
  • радио– и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
  • аудио– и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен, если:

  • заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с Законом «О средствах массовой информации»;
  • указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  • название, примерная тематика и (или)специализация средства массовой информации представляют собой злоупотребление свободой массовой информации;
  • данным регистрирующим органом либо Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных указанным Законом.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего  органа или Министерства РФ по делам  печати, телерадиовещания и средств  массовых коммуникаций.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно  в случаях и порядке, предусмотренных  уставом редакции или договором  между учредителем и редакцией (главным редактором).

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации  и устава редакции.

  1. Свобода массовой информации. Субъекты права массовой информации.  

 

Свобода слова – гарантированная Конституцией РФ возможность беспрепятственно выражать собственное мнение, убеждения и взгляды в любых сферах (политике, религии, научной деятельности и др.) в средствах массовой информации.

Свобода слова распространяется на все сферы жизнедеятельности  общества, за исключением случаев, установленных  федеральными законами.

Не являются реализацией права  на свободу слова:

1) пропаганда, возбуждающая расовую, национальную, социальную или религиозную рознь или вражду (т. е. распространение в массах воззрений, идей, учений, взглядов, относящихся к превосходству по какому-либо признаку); 2) агитация, направленная на достижение тех же целей (т. е. активная деятельность среди масс посредством выступлений, плакатов, лозунгов, имеющая целью распространение соответствующих идей и взглядов о превосходстве).

Поэтому распространение вышеуказанных  сведений преследуется по закону.

Эти ограничения в праве граждан  на свободное выражение мнений и  идей имеют своей целью: 1) соблюдение прав и репутации других членов общества; 2) охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституционные гарантии свободы  слова тесно связаны со средствами массовой информации, так как именно посредством их, как правило, осуществляется распространение массовой информации среди населения, в которой и  выражается свобода слова.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Средства массовой информации – все виды форм распространения массовой информации.

В РФ гарантируется свобода массовой информации, т. е. не допускается ограничение в какой бы то ни было форме: 1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; 2) образования новых средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; 3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В РФ запрещается цензура массовой информации, т. е. не допускается требование от редакции средства массовой информации со стороны кого бы то ни было предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также недопустимо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Федеральными законами устанавливаются  ограничения в сфере распространения  массовой информации. Не допускается  распространение: 1) сведений для совершения уголовно наказуемых деяний, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления  экстремистской деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и  жестокости; 2) в средствах массовой информации скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих  вредное влияние на их здоровье; 3) в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях  сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств  и психотропных веществ, а также  их пропаганды.

  1. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.

Журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения установленных законом требований (см. ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»);
  • производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  • излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"