Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа
Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета? На наш взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо – это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестают активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны.
Введение…………………………………………………………………
4 стр.
Глава 1. Метод деловых игр как один из методов активного обучения………………………………………………………………….
7 стр.
Методы активного обучения.
7 стр.
Деловая игра как один из методов активного обучения
10 стр.
Классификация деловых игр
13 стр.
Основы проведения деловой игры
16 стр.
Глава 2. Деловые игры в курсе обучения информатике и информационным технологиям в старшем звене школы.
21 стр.
Особенности применения деловых игр на уроках информатики в старшем звене школы
21 стр.
Методика разработки деловой игры по информатике
23 стр.
Деловые игры по информатике для старших школьников по содержательной линии
29 стр.
Заключение
44стр.
Список использованной литературы
ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.
Проведение игры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаются службы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками и т.д.
Столы обозначаются соответствующими табличками с названием служб.
В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.
На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым по данной должности, и принимают свое основательное решение. Для этого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируют литературные источники, оформляют итоги работы.
На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом учитель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.
Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения производственно – хозяйственных задач.
В заключении арбитры с участием учителя подводят итоги игры: анализируется активность работы отдельных участников, качество составленной документации, правильность выполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.
Оценка участников деловой игры может проводиться по критериям:
Показатели |
Число баллов |
Качество выполнения задания, отчета, доклада Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность Четкость и Эрудиция специалиста, способность ориентироваться в реальной производственной ситуации Выступление в качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений Четкость, полнота и качество заполнения документации Штрафные баллы за нарушение дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус) |
0…10 0…10 0…10
0…10 0…10 0…10 0…10 0…10 |
Нами была разработана серия уроков-деловых игр по теме «Обработка текстовой, графической и числовой информации»», изучаемой в старшей школе.
Деловая игра «Создание фирмы».
Класс: 10-11
Тема: Обработка текстовой и числовой информации
Цели занятия:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Форма проведения занятия: деловая игра.
Форма организации образовательной деятельности: групповая
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практикум.
Средства обучения:
План занятия:
Ход занятия
Учитель: Сегодня, мы проводим обобщающее занятие по темам “Табличный процессор Excel” и “Текстовый редактор Word”. Это занятие пройдет в форме деловой игры “Создание фирмы”. Вы должны показать все знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, проявить творческую активность, внимательность; научиться работать в коллективе.
II. Повторение знаний.
Устный опрос для проверки уровня подготовленности обучающихся (опрос проводится по карточкам следующего вида).
№ вопроса |
Вопрос |
Предполагаемый ответ |
1 |
Для чего нужна программа Excel? |
Для создания таблиц, графиков и диаграмм. |
2 |
Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? |
С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов. |
3 |
При помощи какой команды можно построить диаграммы и графики в Excel? |
С помощью кнопки вызова “ Мастер диаграмм”. |
4 |
Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? |
Ввести знак “+”, затем
активировать нужную ячейку и вводить
соответствующие знаки |
5 |
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? |
Нужно установить курсор на нижнем правом маркере и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне. |
III. Знакомство обучающихся с правилами игры
1 этап. Наше занятие проведем в форме деловой игры. Давайте представим, что все вы – работники фирмы. Педагог выступает в роли “банка” и предлагает ссуду для создания фирмы с 10 % годовых. Задача фирмы - правильно распределить кредитные средства, подготовить всю документацию (финансовую, отчетную), необходимую для жизнедеятельности фирмы, зарегистрировать фирму и получить расчетный счет в банке.
2 этап. Обучающиеся создают фирму, объединяясь в группы по 8-10 человек.
Выбирают президента, главного бухгалтера, секретаря-референта, коммерческого директора, менеджера по рекламе, менеджера персонала, мастера-технолога, сотрудников.
3 этап. Обучающиеся придумывают название своей фирмы, определяются с видом деятельности фирмы и знакомятся с пакетом документов, необходимых для жизнедеятельности фирмы.
4 этап. Президент фирмы координирует работу фирмы, определяет производственные задания сотрудникам фирмы, которые они выполняют на своих рабочих местах за компьютерами:
* секретарь-референт составляет список сотрудников (образец 1 в Приложении 1, (выполняется в “Текстовом редакторе Word”));
* менеджер по
рекламе разрабатывает
* менеджер персонала
печатает визитные карточки
* сотрудники заполняют
бланки лицевых счетов о
* бухгалтер ведет финансовую документацию (образец 5 в Приложении 1(выполняется в “Электронной таблице Excel”)).
5 этап. На этом этапе президент выслушивает отчеты о проделанной работе каждого сотрудника и представляет расчетный счет фирмы для банка (образец 6 в Приложении 1 (выполняется в “Электронной таблице Excel”)).
IV. Рефлексия. Обучающиеся проговаривают основные этапы создания фирмы; деятельность, которой занимался каждый из сотрудников фирмы.
V. Итог занятия. Педагог подводит итог: насколько слажено сработала фирма, удается ли ее зарегистрировать и создать расчетный счет в банке.
Деловая игра «Рекламная компания»
Класс: 10-11
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательная:
Форма проведения занятия: деловая игра.
Форма организации образовательной деятельности: групповая, фронтальная.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практикум.
Приложение 2. «Деловая игра «Рекламная компания»»
План занятия: