Организационо-деловые игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.

Работа содержит 1 файл

Определение ОДИ.docx

— 29.83 Кб (Скачать)

Определение ОДИ

     Определений организационно-деятельностных игр довольно много, но все они сводятся к одному. Приведу несколько примеров.

Деловая игра —  форма воссоздания предметного  и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного  вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.

     Организационно-деятельностная игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

     Организационно-деятельностная игра - это игровой метод анализа и решения сложных проблем, не имеющих однозначного решения. Игры могут быть направлены на развитие индивидуальности, организации, региона или проблем общества в целом. 

История развития

     Самым близким предшественником деловых  игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении.

     Но  вместе с этим можно сказать, что  истоки деловой  игры восходят к обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции.

     Первая  деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом  институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий. Первые ОДИ проводились для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях.

     Однако, проводимые в 30-ых годах, игры приостановили  свое развитие в России. Называются разные причины. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, обращают внимание, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.

     Возродил  деловые игры в России Г.П. Щедровицкий, лидер Московского методологического кружка. Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало хорошие результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

     За  рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х  годах в США. Первые игры применялись  преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпорейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, т.к. в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

     Виды  деловых игр

Существуют различные  типологии и классификации деловых игр. Например, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

В каждой типологии  выделяются отдельные критерии

1. «По времени  проведения:

 – без  ограничения времени; 

 – с ограничением  времени; 

 – игры, проходящие  в реальное время; 

 – игры, где  время сжато. 

2. По оценке  деятельности:

 – балльная  или иная оценка деятельности  игрока или команды; 

 – оценка  того, кто как работал, отсутствует. 

3. По конечному  результату:

 – жесткие  игры – заранее известен ответ  (например, сетевой график), существуют  жесткие правила; 

 – свободные,  открытые игры – заранее известного  ответа нет, правила изобретаются  для каждой игры свои, участники  работают над решением неструктурированной  задачи.

4. По конечной  цели:

 – обучающие  – направлены на появление  новых знаний и закрепление  навыков участников;

 – констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые  – направлены на выявление проблем  и поиск путей их решения.

Игра, как метод обучения

Деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

     Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

 – наличие  ролей. 

     Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Т.о, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.

     Важно отметить, что деловая игра —  это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

     Преимущества  деловой игры над традиционными  методами обучение очевидны.

– Процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений;

– Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по использованию теоретических знаниий, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности;

– Игра позволяет  радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность  экспериментировать с событием, пробовать  разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

– В деловой  игре знания усваиваются не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации

– Игра позволяет  формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности;

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и  т.п.

Определение темы и целей деловых  учебных игр

     Сами  организаторы играют уже в ходе подготовительного этапа; они играют в силу того, что обязаны продумать ход и различные события игры до ее начала. Они играют в силу того, что в своем мышлении должны проимитировать проблемную область и тематическое содержание предстоящей игры, проимитировать различные повороты сюжета и будущих рабочих процессов, возможные точки зрения и позиции участников и в результате такого рода мыслительной имитации ответить, как должна строиться игра.

     При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего  проводится данная деловая игра?

2) Для какой  категории обучаемых?

3) Чему именно  следует их обучать? 

4) Какие результаты  должны быть достигнуты 

     Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

     При постановке целей необходимо различать  учебные цели игры (её ставит перед  собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

     Очень важным моментом является то, что целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические и воспитательные цели, в условном — игровые. Причем чисто игровые цели нужны не сами по себе, т.к. сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона… Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей (формирования предметной и социальной компетентности специалиста).

     Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

     Психолого-педагогические принципы

     В деловой игре при ее конструировании  и применении реализуются следующие  психолого-педагогические принципы: принцип  имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования  содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип  двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

     Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который  можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

     Таким образом, разработчик или организатор деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Сегодня такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается.

     Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления  по управлению производством, строительству  объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме.

     Структура деловой игры

     При конструировании деловой игры разработчик  может опираться на ее структурное описание.

     Имитационная  и игровая модели могут рассматриваться  как основные элементы при конструировании  деловой игры.

     В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных  компонентов:

     – цели,

       – предмет игры,

       – графическая модель взаимодействия  участников,

       – система оценивания.

     Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

     – цели,

Информация о работе Организационо-деловые игры