Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:45, реферат
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.
Определение ОДИ
Определений организационно-деятельностных игр довольно много, но все они сводятся к одному. Приведу несколько примеров.
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и как метод поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и как метод эффективного обучения.
Организационно-
Организационно-
История развития
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении.
Но вместе с этим можно сказать, что истоки деловой игры восходят к обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции.
Первая
деловая игра ("Перестройка производства
в связи с резким изменением производственной
программы") была проведена в 1932 году
в Ленинградском инженерно-
Однако, проводимые в 30-ых годах, игры приостановили свое развитие в России. Называются разные причины. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, обращают внимание, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.
Возродил деловые игры в России Г.П. Щедровицкий, лидер Московского методологического кружка. Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало хорошие результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.
За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпорейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, т.к. в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.
Виды деловых игр
Существуют различные типологии и классификации деловых игр. Например, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.
В каждой типологии выделяются отдельные критерии
1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
– свободные,
открытые игры – заранее
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие
- конкурсы профессионального
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
Игра, как метод обучения
Деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
– наличие ролей.
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Т.о, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.
Важно отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.
Преимущества деловой игры над традиционными методами обучение очевидны.
– Процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений;
– Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по использованию теоретических знаниий, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности;
– Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;
– В деловой игре знания усваиваются не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации
– Игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности;
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.
Определение темы и целей деловых учебных игр
Сами организаторы играют уже в ходе подготовительного этапа; они играют в силу того, что обязаны продумать ход и различные события игры до ее начала. Они играют в силу того, что в своем мышлении должны проимитировать проблемную область и тематическое содержание предстоящей игры, проимитировать различные повороты сюжета и будущих рабочих процессов, возможные точки зрения и позиции участников и в результате такого рода мыслительной имитации ответить, как должна строиться игра.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
1) Для чего
проводится данная деловая
2) Для какой категории обучаемых?
3) Чему именно следует их обучать?
4) Какие результаты должны быть достигнуты
Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Очень важным моментом является то, что целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические и воспитательные цели, в условном — игровые. Причем чисто игровые цели нужны не сами по себе, т.к. сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона… Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей (формирования предметной и социальной компетентности специалиста).
Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.
Психолого-педагогические принципы
В
деловой игре при ее конструировании
и применении реализуются следующие
психолого-педагогические принципы: принцип
имитационного моделирования
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.
Таким образом, разработчик или организатор деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Сегодня такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается.
Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме.
Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться на ее структурное описание.
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.
В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
– цели,
– предмет игры,
– графическая модель
– система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
– цели,