Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель контрольной работы: рассмотреть деловую игру как метод оценки персонала и установить основные преимущества данного метода оценки.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
следует рассмотреть теоретические аспекты деловой игры как метода;
классифицировать деловые игры;
рассмотреть важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении персоналом.
Введение
Деловая игра как метод оценки — это усвоение знаний методом активного обучения; создание формальной модели конфликтной ситуации, в которой участвуют различные стороны, наделенные различными интересами. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и процессов трудовой деятельности, поведения и отношения занятых в ней людей.
Цель
деловой игры – обучение эффективному
и современному принятию управленческих
решений в условиях высокой степени
динамичности и неопределенности внешней
среды.
Объектом данной контрольной работы выступает деловая игра как метод эффективной оценки персонала.
Цель контрольной работы: рассмотреть деловую игру как метод оценки персонала и установить основные преимущества данного метода оценки.
Поставленная
цель обуславливает решение
В процессе
написания контрольной работы использовались
следующие источники информации : научная
литература, материалы практики менеджмента.
1.Отличительные
черты и типология
деловых игр
1.1
Понятие «игра»
и основные компоненты
игры
Деловые игры сочетают в себе качества игр и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общей форме игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не её результат, а сам процесс. Игра — это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Приминительно к обществу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит своё поведенческое проявление активная позиция её участников.
Игра как метод построения учебного процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты:
Ведущими компонентами игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых обществом, окружающими к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предпологает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач,присущих роли, её исполнению.
Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссёрами, или фасилитаторами) игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видинием ситуации и поставленными перед ними целями.
Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива ( например, обучение, апробирование определённых способов действий, релаксация, досуг и т.п.).
Моделирование
в игре — это создание макетов, замещающих
объекты реальной ситуации, а также манипулирование
ими с целью замены реального эксперементирования
искусственно сконструированными поведенческими
образцами. Модель игры реализуется, приводится
в действие с помощью её правил. Правила
отражают соотношение всех компонентов
игры. Они могут быть перенесены в игру
из социального контекста, в котором развёртывается
игровой процесс, взяты из реальной жизни
или же придуманы.
1.2.
Особенности деловых
игр
Деловые игры и тесты имеют много общего. Поэтому провести между этими двумя методами чёткую границу достаточно сложно, а порою и невозможно. Деловые игры, как и тесты, выполнябт функцию выявления и оценки (в том числе измерения) с помощью определённых испытаний мндивидуальных качеств личности, её знаний, умений, характерных черт и образцов поведения. В то же время используемые в управлении персоналом деловые игры имеют по сравнению с тестами ряд отличий. Важнейшие из отличительных черт деловых игр таковы:
Однако,
эти отличия не абсолютны, некоторые
из них допускают исключения.
1.3.
Задачи деловых
игр в управлении
персоналом
В управлении персоналом деловая игра используется прежде всего для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений. Она позволяет успешно решать следующие задачи:
1.4. Общая типология деловых игр
С управлением
персоналом в больщей или меньшей
степени связано подавляющее
большинство деловых игр, применяемых
в коммерческих и государственных
организациях , поскольку «человеческий»
аспект — неотъемлемая сторона управления.
Многообразные деловые игры можно систематизировать
по ряду признаков ( таблица 1).
Таблица 1.Классификация деловых игр, используемых в практическом менеджменте ( в том числе в управлении персоналом).
Признак классификации | Значение признака | Характер деловых игр |
1.Целевое назначение | Обучающее |
Подготовка профессиональных упраленцев, переподготовка и повышение квалификации специалистов; |
Практическое | Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации; | |
Проектное | Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур предприятий и составляющих их организационных едениц; | |
Исследовательское | Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем. | |
2.Широта тематических рамок | Комплексные (сводные) | Охватывают комплекс взаимосвязанных задач; |
Частные | Охватывают решения отдельных задач. | |
3.Степень свободы решений | Жёсткие | Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения задач; |
Мягкие | Предусматривают большую свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач. | |
4.
Степень неопределённости |
Детерминированные | Предусматривают решение задач в условиях строго детерминированной ситуации; |
Вероятностные | Предусматривают
использование вероятностных | |
5.
Характер коммуникаций |
Интерактивные | Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников; |
Неинтерактивные | Не предусматривают зависимости отдельного игрока от поведения других участников игры. | |
6. Области применения | Общие | Имитируют поведение группы, организации в целом; |
Функциональные | Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб персонала. | |
7. Открытость игры | Открытые | Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участников; |
Закрытые | Не предусматривают контактов между участниками в процессе всеё игры. | |
8 Инструменты игры | Ручные | Расчёты выполняются вручную и предусматривают отработку техники решения отдельных задач управления; |
Компьютерные | Ориентация на использование компьютеров для подготовки и анализа возможных решений задач управления. | |
9. Формы проведения | Очные | Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте; |
Заочные | Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной технологии. |
2.
Важнейшие виды
деловых игр, используемых
в управлении персоналом
Рассмотренная выше общая классификация деловых игр основывается главным образом на их формальных признаках и не является исчерпывающей. В зависимости от содержательной конструкции и целей игр наиболее широко используемых в управлении персоналом, можно выделить:
Остановимся подробнее на каждой из них.
Ролевая игра – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли, используемые в играх этого типа, могут быть самые различные: начальника, руководителя проекта, специалиста, сотрудника, преподавателя и т.д.
Типичными
техниками ролевых игр
Анализ игры после завершения ее непосредственного процесса:
Для преодоления скованности участников, облегчения их вживания в роль и естественности их поведения желательна минимизация вмешательства руководителя в процесс игры. Функции руководителя сводятся главным образом к ознакомлению участников с условиями, целями и техниками игры, обеспечению ее нормального протекания, общему контролю за ее процессом и оказанию в случае необходимости методической помощи в достижении игровых целей, а также к общему подведению итогов, включающему, если это целесообразно, индивидуальные советы и рекомендации ее участникам. Ролевые игры полезны не только непосредственным участникам – актерам, но и участникам-зрителям, особенно если группа гомогенна, т.е. состоит из людей, примерно одинаковых по статусу, опыту и кругу профессиональных интересов.
На предприятиях ролевые игры наиболее часто используются для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению поддержки сотрудниками коллективного задания, руководству командой и т.д. С их помощью сотрудники повышают свои знания и умения в области принятия самостоятельных решений, своевременного просчитывания их последствий, развития делового общения и т.п. Ролевые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функций, вытекающих из его будущих должностных обязанностей.
Базирование
ролевых игр на повседневных, личностно
значимых ситуациях обеспечивает высокую
ангажированность, вовлеченность их участников.
Это в свою очередь облегчает личностное
принятие вырабатываемых образцов поведения,
идентификацию решений и рекомендаций,
перенос отработанных в игре образцов
поведения в повседневные практические
отношения.
Ролевые
игры тесно связаны с групподинамиче