Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:48, реферат
В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Введение 3
1. Деловая игра как метод обучения 5
1.1. Виды деловых игр 5
1.2. Деловая игра как метод активного обучения 7
1.3. Конструирование деловой игры 9
2. Преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения 15
Заключение 17
Литература 19
СОДЕРЖАНИЕ
В
педагогике классно-урочная система
предусматривает различные
В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок -- это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.
Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию1.
Сегодня большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивали бы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Одним изспособов реализации этих принципов является нетрадиционный подход к организации урока – деловая игра.
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества»2.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные»3. Данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
Классификация деловых игр4:
Признаки | Класс деловых игр |
Функциональное назначение | учебные ДИ |
производственные ДИ | |
организационно - деятельностные (ОДИ) | |
Степень реальности игровой модели | конкретные (практические) |
абстрактные (теоретические) | |
Сложность игровых процедур | простые (ограниченное число участников, одна проблема) |
сложные (множество участников) | |
Структура участников игры | однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и т.д.) |
смешанные (разнопрофильность участников игры) | |
Вид оценки деятельности участников игровых групп | без оценивания специальным арбитражем |
с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры |
Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
Для
типологизации методов
Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения5.
Деловая игра — это коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…»
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
Основные атрибуты деловых игр:
Определение
темы и целей деловых
учебных игр
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей6.
Особенностью деловой игры является ее возможность целеобразования самими учащимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры
В
деловой игре при ее конструировании
и применении реализуются следующие
психолого-педагогические принципы: принцип
имитационного моделирования
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ.
Разработчик
деловых игр должен решать как профессиональную,
так и педагогическую задачу. Как фиксируют
эксперты, на сегодняшний день такое совмещение
двух типов задач является узким местом
в разработке деловых игр. На практике
преимущественно решаются чаще задачи
первого типа. Педагогическая задача,
к сожалению, нередко отрабатывается слабо
и не в полном объеме, если вообще решается.
Структура деловой игры
В силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные элементы деловой игры у других авторов.