Деловая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Содержание

Введение 3
1. Деловая игра как метод обучения 5
1.1. Виды деловых игр 5
1.2. Деловая игра как метод активного обучения 7
1.3. Конструирование деловой игры 9
2. Преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения 15
Заключение 17
Литература 19

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

 

     В педагогике классно-урочная система  предусматривает различные формы  организации учебно-воспитательного  процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

     В педагогической литературе преобладает  точка зрения, согласно которой урок -- это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.

     Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под  которой понимается дидактически обусловленная  внутренняя взаимосвязь основных компонентов  урока, их целенаправленная упорядоченность  и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

     С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить  и т.д.) и не отражает внутреннюю его  сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию1.

     Сегодня большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивали бы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

     Одним изспособов реализации этих принципов  является нетрадиционный подход к организации  урока – деловая игра.

     В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества»2.

 

1. Деловая  игра как метод обучения

1.1. Виды деловых игр

 

     На  сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий  и классификаций деловых игр.

     «В  зависимости от того, какой тип  человеческой практики воссоздается в  игре и каковы цели участников, различают  деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные»3. Данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.

     Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и  такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

  1. По времени проведения:
    • без ограничения времени;
    • с ограничением времени;
    • игры, проходящие в реальное время;
    • игры, где время сжато.
  2. По оценке деятельности:
    • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
    • оценка того, кто как работал, отсутствует.
  3. По конечному результату:
    • жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
    • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
  4. По конечной цели:
    • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
    • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
    • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
  5. По методологии проведения:
    • луночные игры –игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
    • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
    • групповые дискуссии –участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
    • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
    • организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
    • инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
 
 
 
 
 
 
 

     Классификация деловых игр4:

Признаки Класс деловых игр
Функциональное назначение учебные ДИ
производственные  ДИ
организационно - деятельностные (ОДИ)
Степень реальности игровой модели конкретные (практические)
абстрактные (теоретические)
Сложность игровых процедур простые (ограниченное число участников, одна проблема)
сложные (множество участников)
Структура участников игры однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия  и т.д.)
смешанные (разнопрофильность участников игры)
Вид оценки деятельности участников игровых  групп без оценивания специальным арбитражем
с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой  участников игры

1.2. Деловая игра как  метод активного  обучения

 

     Традиционно деловую игру относят к числу  методов активного обучения. Область  применения деловых игр как особого  метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

     Для типологизации методов активного  обучения обычно используют два основных критерия:

  • наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
  • наличие ролей.

    Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а  в рамках последних выделяют игровые  и неигровые. Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения5.

    Деловая игра — это коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…»

    Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

    Специфика обучающих возможностей деловой  игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

  1. В игре воссоздаются основные закономерности движения деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.
  2. Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
  3. Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта.
  4. Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. 
  5. В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа ситуации.
  6. Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

   Основные  атрибуты деловых игр:

  1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
  2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
  3. Игровые действия регламентируются системой правил;
  4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;
  5. Игра носит условный характер;
  6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

1.3. Конструирование деловой игры

 

Определение темы и целей деловых  учебных игр  

     Для разработки деловой игры принципиальными  моментами являются определение  темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

     При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

  1. Для чего проводится данная деловая игра?
  2. Для какой категории обучаемых?
  3. Чему именно следует их обучать?
  4. Какие результаты должны быть достигнуты

      При постановке целей необходимо различать  учебные цели игры (её ставит перед  собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей6.

     Особенностью  деловой игры является ее возможность целеобразования самими учащимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Психолого-педагогические принципы конструирования  деловой игры

     В деловой игре при ее конструировании  и применении реализуются следующие  психолого-педагогические принципы: принцип  имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования  содержания и форм деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности».

     Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ.

     Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается.  
 
 

Структура деловой игры

     В силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные элементы деловой игры у других авторов.

Информация о работе Деловая игра