Законы Паркинсона и их модификация в условиях современной российской бюрократии

Автор: r************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе сделана некоторая систематизация исследований в этой области. Это необходимо для того, чтобы опираясь на их выводы попробовать несколько глубже проникнуть в суть проблемы. Далее рассматриваются особенности бюрократических проявлений в современной России.

Содержание

Введение..………………………………………………………… ……………………………..2
I Бюрократия и Законы Паркинсона. …………………………………………………………..2
1.1 Бюрократия как явление…………………………………………………………………….2
1.2 Закон Паркинсона……………………………………………………………………………4
1.3 Проявление законов Паркинсона в современной России………………………………..11
II Анализ сущности бюрократии………………………………………………………………15
2.1 Экскурс в историю изучения бюрократии……………………………………...………...15
2.2 Бюрократия в работах Питера и других ученых и литераторов……………………...…18
III Способы борьбы с бюрократией………………………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………………………...…38
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

REFERAT3.DOC

— 330.50 Кб (Скачать)

     Вероятно  стоит обратиться к обширному историческому опыту, чтобы попробовать найти признаки проявления этого закона в прошлом. Из истории мы знаем, что уже в далеком прошлом люди добровольно объединялись в племена и народы, которые, как правило, не достигали больших размеров. Такие объединения помогали людям совместно выживать в дикой природе. В этих общинах вырабатывалась собственная культура и традиции приспособления к природным особенностям населяемой территории. Эти культурные и бытовые традиции передавались из поколения в поколение. Ввиду небольшой величины бюрократия в таких объединениях не была выражена, община успешно и вполне демократично самоуправлялась, одним или несколькими лидерами или вождями, которые выбирались из всеми известных и уважаемых людей. 

     Еще более крупные добровольные объединения возникали когда возникала необходимость защищать свою территорию от посягательств других племен. Так индейцы Северной Америки образовали "Союз шести племен" для защиты от более могущественного соседнего племени. Именно внешний враг, Римская империя, стал причиной объединения галльских племен в единое французское государство. Чтобы защитить себя от имперской экспансии Московского государства Польша и Литва объединились в единое государство Речь Посполитую во время кровопролитной Ливонской войны (Великое Княжество Литовское потеряло в ней половину своего населения).16 Во второй половине 20 века и ряд западноевропейских стран и США объединились в военный блок НАТО, чтобы противостоять экспансии России (в то время называемой СССР). 

     Известно  и то что до монгольского нашествия  на территории Древней Руси естественным образом сформировалось восемь сравнительно небольших государств, как правило, вокруг крупных городов. Этот период еще часто называют феодальной раздробленностью Древней Руси. 

     Нашествие монголов создало Золотую Орду - насильственное имперское объединение. Как свидетельствует история такие объединения обычно занимают огромные территории, и неизменно опираются на деспотический административный аппарат - государство, в полной мере охарактеризованное Лениным, как орудие систематического насилия одной группы населения над другой. 

     Ввиду огромных размеров них уже в полной мере должен был проявиться закон  больших систем. Можно сказать, что хорошей управляемости в этой системе и не было - Золотую Орду, кроме сбора налогов - дани, Орда мало воздействовала на религиозное и на бытовое сознание своих подданных. Поэтому просуществовала эта империя не очень долго, и исчезла практически бесследно. Технически можно сказать что смягчив режим деспотии и позволив Москве самой собирать дань, власти Золотой Орды совершили роковую ошибку. Они позволили возникнуть альтернативному центру силы, что в централизованной империи ведет к ее разрушению. 

     Но  после распада Золотой Орды теперь уже Москва начала проводить политику территориальной экспансии. Не случайно основатель Москвы Юрий Долгорукий получил свое характерное прозвище. Под лозунгом "собирания земель русских" Московское княжество насильственно присоединило к себе Новгород и Псков. 

     Многие  из славянских княжеств вынуждены были присоединиться к Московскому централизованному государству "добровольно-принудительно" - под угрозой жестокой расправы, подобно тому, как это произошло над населением Новгорода. Подобным образом было присоединено и самое восточное удельное княжество - Пермь Великая.17 

     Образовавшееся  Московское централизованное государство, было по своей сути таким же имперским, как и разрущенная им Золотая  Орда. Империя стала захватывать и другие народы - в 1552г пала Казань, вскоре также "добровольно-принудительно" в состав России вошла Астрахань. Еще ранее под предлогом распространения христианства началось подчинение Москве северных фино-угорских народов Вычегды, Печеры и Приуралья. Вынуждены были стать ее данниками и Коми-зыряне. 

     Манси (вогулы) отчаянно пытались отразить продвижение русских поселений в северном Прикамье, память о бывших хозяевах тех мест осталась в многочисленных вогульских названиях рек, урочищ, гор, береговых скал. Память об одной из многочисленных схваток с вогулами хранит урочище Побоище на реке Усьве.  

     Старинные легенды повествют о племенах Чуди, которые наотрез отказались принимать новую веру и нового царя, и закопали себя в землю  живьем (что свидетельствует сколь  небогатый выбор оставался у  соседних с Россией народов).18 

     С 1582г с похода Ермака началась началась экспансия в Сибирь. 

     Расширение  империи была временно отражено лишь на Западе, войсками Речи Посполитой под предводительством Стефана Батория. 

     На  протяжении четырех веков, до начала Первой мировой войны 1914 года, российские правители и правительницы захватывали соседние территории, поглощая примерно по 80 квадратных километров в день. 

     Механизм  устойчивости имперского управления основан, как правило, на предельном сосредоточении власти в метрополии, и подавлении всех возможных альернативных центров силы. Империя добивается тем больших успехов, чем более жесткий (военизированный, полицейский) установлен режим, более того это обязательное условие ее стабильности. 

     И в общем из истории России отчетливо  видно, что моменты наибольшей экспансии совпадают с периодами деспотических правлений Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II и Иосифа Сталина. 

     Периоды смягчения режима и демократизации, (правителей в такие эпохи часто  называли "слабыми царями"), приводили  лишь к ослаблению империи, которая зачастую теряла приобретенные ею территории. Так в 1918-1922г ослабленная поражением в Японской и I мировой войнах, гражданской войной, Россия потеряла Польшу, Финляндию и, на время, Прибалтику. В 1991г распад Советского Союза резко перечеркнул более чем четырехсотлетнюю историю России, которая возвратилась в границы до правления Петра I. 

     По  сути дела в истории России 20 века возникло лишь два момента, когда  она на на короткое время находилось в состоянии демократии - примерно в 1924-1928гг и 1991-1992г (парад суверинитетов). Оба раза это приводило к разрушению страны. 

     Примечательно то, что осколки, отделившиеся от Российской империи (Польша, Финляндия, страны Балтии), смогли построить у себя вполне устойчивую демократию. Отметим тот факт, что размеры этих государств во много раз меньше России, кроме того они не были государствами имперского типа. 

     Но  может быть неудачность этих попыток  осуществить демократию в России является сложившийся менталитет населения, какая-то генетическая аномалия русских людей?  

     Ответ дает роман Л Н Тостого "Казаки". Толстой описал русское этническое сообщество, сложившееся на берегу Терека - Терское казачество, непосредственным свидетелем жизни и быта которого он стал. Впоследствии он долго находился под впечателением этой неожиданного знакомства общности людей, несомненно русской по кровному происхождению и языку, но столь отличающейся от замордованного крестьянства в российских сельских общинах Российской империи. 

     Этот  опыт наводит на мысль, что особый менталитет российского населения, есть лишь следствие воздействия на него государственной бюрократической машины, власти которой в то время удалось избежать вольным терским казакам. Тем более, что и Толстой видит, как с приходом России на глазах угасает вольнолюбивый казацкий дух, что уже снят и вечевой колокол, и угасание пусть дикой и совершенно не западной, и тем не менее настоящей внутриобщинной демократии, надвигается неотвратимо. "Нынче уж и казаков таких нету. Глядеть скверно."19 - с досадой восклицает герой романа дед Ерошка. Из этого можно заключить, что особой генетической несовместимости россиян с демократическим правлением нет. 

     Значит  именно огромный российский бюрократический  аппарат, cделал россиян такими какие  их находят сейчас. С другой стороны, очевидно что без мощного бюрократического аппарата, Россия неизбежно рассыпалась бы на небольшие государственные образования. Все же можно предположить, что если какой-то небольшой территории с российским населением (например Калининградской облати) удастся выйти из под общей системы централизованного контроля - в нем вполне может осуществиться настоящее демократическое правление. 

     Стоит поподробнее остановиться и на механизме  из которого выводится закон больших  систем. Поскольку в иерархической системе с ростом ее размеров информационные потоки через узлы верхнего уровня нарастают в геометрической прогрессии, и эти узлы начинают испытывать все большую перегрузку. Это справедливо как для узлов-компьютеров, так и людей, находящихся в этих административных узлах, вынужденных принимать все больше решений во все более ограниченное время. Увеличение штата чиновников мало решает эту проблему, ведь объем работы растет в геометрической прогрессии. Зато это служит прекрасным стимулом для увеличения штата чиновников - ведь сама перегрузка очевидна и неоспорима. Это при том, что мы пошли на сознательное упрощение, не предполагая и не учитывая корыстолюбие чиновников или коррупцию. В том то и дело что для проявления закона эти побочные явления не имеют решающего значения, закон будет проявляться даже если абсолютно всех чиновников замененить бесстрастными компьютерами, исключив таким образом и корыстолюбие и коррупцию. 

     Конечно огромные административные системах так  или иначе способны функционировать, как например российское, американское или китайское государство или например ООН. В чем же тут дело? При ближайшем оказывается, что чиновники в информационно перегруженных административных узлах, большинство проблем и не решают, сосредотачиваясь лишь на самых важных. Как следствие это приводит к резкому падению качества принимаемых управленческих решений. Внешне это как раз и выглядит как типичная бюрократия и волокита - можно еще раз вспомнить Кафку со злоключениями его землемера. 

     Вовсе не корыстолюбие чиновников, привело землемера в заколдованный круг. Именно несущественость его вопроса для административной системы привело к тому, что он видимо просто приносился в жертву решению более существенных и значимых для системы проблем. 

     Именно  так административная система начинает жить своей самостоятельной жизнью, выходя из под контроля человека и здравого смысла. Паркинсон назвал это административной самодостаточностью или болезнью Паркинсона, отметив при этом, необходимость для этого достаточно больших размеров административной системы (в оригинале это звучит: "Любое учреждение, где наберется больше тысячи сотрудников, может стать административно-самодостаточным.") 

     Интересно, все же, какое место, занимает коррупция  и взятки в такой перенапряженной  административной системе. Оказывается взятки - отличное средство повысить значимость решаемого вопроса для чиновника. Вероятно таким способом можно было бы и землемеру из "Замка" разомкнуть свой порочный круг. 

     Конечно нельзя отрицать существование и "криминальной" коррупции, - целенаправленного вымогание взяток, но, не углубляясь в дальнейшее исследование, предполагаю, что, доминирует у чиновников именно такая некриминальная мотивация. 

     Рассматривая  такие перегруженные административные системы можно вывести интересное расширение Принципа Питера. Как известно Принцип Питера утверждает что "каждый достигает своего уровня некомпетентности”. Из этого в частности следует, что в любой иерархии каждая следующая ступенька наверх требует от человека все большей и большей компетентности. Но представим себе настолько огромную иерархию, что начиная с некоторого уровня все вышестоящие ступени требуют от человека физических или интелектуальных способностей, которыми не распологает ни один человек на земле. 

     То  что биологические возможности  человека ограничены известно всем. Никто не сможет прыгнуть в длину дальше чем на 9м, или пробежать стометровку быстрее чем за 9 секунд. Очевидно, что также обстоят дела и в административном управлении - способность человека вовремя принимать правильные решения отнюдь не безгранична. Таким образом почему бы не вывести еще одно следствие (в качестве гипотезы) из Принципа Питера: "Для некоторых должностей компетентных работников вообще не существует." То есть, все кто оказываются на такой должности, автоматически становятся некомпетентным. 

     Конечно современая техника позволила человеку и развивать большие скорости, и выполнять огромное количество вычислений за короткий промежуток времени. Видимо для огромной перегруженной управленческой иерархии внедрение компьютерной техники является единственным способом повысить компетентность на своих административных ступеньках. Мы видим что зачастую все на больших уровнях иерархии место человека занимают компьютеры с соответствующими программами. Компьютер не подвержен коррупции, не корыстен, абсолютно беспристрастен, дешев и в тысячи раз превосходит любого даже самого талантливого человека по скорости принятия управленческих решений. Вероятно с точки зрения административного управления он был бы идеальным чиновником. А сам человек все больше и больше оказывается самым слабым звеном в системах управления. 

Информация о работе Законы Паркинсона и их модификация в условиях современной российской бюрократии