Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Применительно к отношениям внутри правящего сословия, взаимная любовь означала, что чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, а он платит им ответной любовью – назначает высокое жалованье, награждает рангами и землей. Здесь уже не остается места для действительной любви к людям. Во-вторых, Мо-Цзы для установления полного единства государства предлагал насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. А поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и наград. Важное место в учении Мо-Цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям характерно проницательное суждение о том, что «бедность – это корень беспорядков в управлении».
Моизм.
Мо – цзы (479 – 400)«Мо – цзы»
Концепция мелких собственников. «Небо не различает малых и больших» (люди равны) На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, а не знатных
Теория договорного происхождения государства
Было время, когда не было правителя, люди жили в состоянии вражды и тогда для прекращения хаоса и установления управления был выбран самый добродетельный и сделан «сыном неба»
Источник власти –
народ. Источник права – закон
императора. Принципы и методы управления
в идеальном государстве : всеобщая любовь,
единомыслие, методы поддержания порядка
– наказание и награды
Одним из видных теоретиков
абсолютизма был священник Феоф
Церковная реформа, сводимая к подчинению церкви царю, встречала противодействие духовенства, утверждавшего, что “закон господен непорочен, а человеческие бывают порочные”. Прокопович осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству. В государстве есть чины, утверждает он и каждый занят своим делом. То же и духовенство - это чин в народе, но не иного государства. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии, а затем Священного Синода, Прокопович обосновывал ссылкой на коллегиальность, якобы свободную от ошибок. Ссылаясь на историю, приводил примеры из Рима, где императоры имели и светскую и духовную власть, тогда как в России конфликты царя и церкви вели к волнениям.
Правомерность
неограниченной монархии
он доказывал тем, что с одной стороны
государь только богу дает ответ, а с другой
стороны неограниченная власть проистекает
из договора, “ты владеешь для общей пользы”.
В безвластном состоянии царили хаос,
произвол и кровь и тогда, для обеспечения
мира и общего блага народ, по велению
бога, отказался от прав и передал их государству.
Ссылка на бога - дань традиции
Форма правления установлена народом,
но не произвольно, а в зависимости от
размеров государства. Республика - это
для малых территорий.
После того как Петр I издал Указ о наследнике, Прокопович пишет трактат ”Правда воли монаршей во определении наследника державы своей”. Упоминая демократию и аристократию, правильной он называет монархию. При этом он сопоставляет “наследную” и “избирательную”. Предпочтение отдает первой. А в случае, если наследник окажется “неспособным”, тогда воля монарха завещанием исправить ситуацию. Прокопович обосновывает это положение ссылками на святое писание - право родителей наказывать детей, на Гроция, на Устав Юстиниана (применение к публичному праву, институт частного права, регулирующий семейные отношения, наследование). И, наконец, мол в договоре есть запись “ты сам впредь оставляешь нам наследного правителя”.
Власть
самодержца абсолютна, неограниченна.
Он вправе на все: жизнь, быт, вера, обычаи,
одежда, пиры, погребение и прочее - все
ему подвластно. Царь стоит над законом
и это нам полезно.
Феофан Прокопович (1681 – 1736) Священник
«Правда воли монаршей во определении наследника державы своей»
«Духовенство – чин в народе, но не иного государства». Подчинена церковь царю
Коллегиальность свободна от ошибок и личных качеств. Правомерность упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии (позже – Священного Синода)
Правомерность неограниченной монархии. Государь только богу дает ответ. Власть проистекает из договора.
Форма правления: Устанавливает
народ в зависимости
от размеров государства. (республика
для малых территорий).
Демократия, аристократия.
Монархия – лучше наследная.
Царь стоит над законом.
Власть самодержца абсолютна.
Нормативизм своими корнями уходит в формально-догматическую юриспруденцию XIX века. Он сложился на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме как реакция на распространение в западном правоведении социологических, психологических и других концепций.
Родоначальником нормативистской школы (иногда ее называли «венской») был австрийский юрист, позднее эмигрировавший в США, Ганс Кельзен (1881 – 1973). Самая известная его работа – «Чистая теория права» (1934).
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке : социология, психология, этика, политическая теория и другие. В основе такого подхода убеждение в том, что юридическая наука призвана заниматься не социальными и нравственными основаниями правовых установлений, а юридическим (нормативным) содержанием права.
При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, различающую все области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология) и науки о должном (этика, юриспруденция). В первой главным постулатом выступает принцип объективной причинности, во второй – принцип вменения.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов других областей познания. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого юридического порядка, … обусловлено историческими, экономическими, моральными, и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении». Чистая теория предполагает преодолеть также исключение из нее идеологических оценок; «чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой». Это первая постановка деидеологизации правоведения.
Право по Кельзену есть совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Здесь он подчеркивает его отличие от морали и религии. Право старше государства, оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешая людям совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив – в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, т.е. органами власти.
Внутригосударственное право по Кельзену выступает замкнутой регулятивной системой в виде пирамиды, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что соответствует норме более высокой ступени. На вершине пирамиды – нормы конституции, далее «общие нормы», установленные законодательством или обычаем, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или администрацией при решении конкретных дел.
Источником единства
правовой системы Кельзен называет
основную норму – трансцендентально-
Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку. Кельзен, аргументируя свою позицию, пришел к выводу, что любое государство является правовым. Но он их делил на демократические и недемократические. Демократическое государство там, где уважаются чужие взгляды и защищены права меньшинства.
Г. Кельзен (1881 – 1973) Юрист, Австрия
«Чистая природа права» Нормотивиская.
Неокантианство: наука о сущем. Наука о должном. Главный постулат: Объективная причинность, принцип вменяемости.
Нормативистская теория: Освободить юриспруденцию от исследовательских приемов других знаний. Исключить идеологические оценки. Познавать право с внутренней стороны. С позиции специфических норм
Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Возникло в первобытную эпоху: принуждения и запреты. Общество разрешало и запрещало.
Правовое общество перерастает в государство: у него монополия на применение силы
Цель: Коллективная безопасность.
Внутригосударсвтеное право. Нормы конституции, «общие нормы» (устанавливаются законодателем или обычаями) , индивидуальные нормы (устанавливается судом или администрацией).
Международное право. Мировой правопорядок, основанный на добровольном подчинении государств международной юрисдикции
Здесь
государство и
прао отождествляются
и поэтому каждое государство
– правовое
Первым, кто начал разработку идеологии либерализма (идеологии буржуазии) был профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 – 1804). Его трактат «Метафизика нравов» (1797) – обобщенный труд по социально – политическим проблемам. В основе учения Канта лежит методология противопоставления эмпирического (опытного) и априорного (лат. а priori – “из предшествующего” –знания, предшествующие опыту) видов знания. Познание мира начинается с опыта (чувственных ощущений), эмпирического познания. Оно дает знания лишь о внешней стороне явления, предмета – цвет, форма, вес. А сущность дает лишь разум. Вот этот вид познания, познания с помощью разума, Кант назвал априорным познанием.
. Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям Кант относил наличие принудительных законов, гарантию частной собственности и личных прав, равенство перед законом, разрешение споров в судебном порядке.
В основе происхождения государства – принцип априорного подхода к объяснению социально – политических явлений.
Первоначальный договор у Канта, это всего лишь идея разума. Но он имеет практическую значимость – налагает на законодателя обязанность издавать законы так, чтобы они исходили из объединенной воли народа. И это будет справедливо. И таким образом, идея договора, с одной стороны, выполняет регулятивный принцип, а с другой – мерило права и бесправия. Так, например, нельзя предположить, чтобы в договоре были положения о наследственных привилегиях. Это противоправно.
Государство – есть соединение людей, подчиненных законам. Его важнейший признак – верховенство закона. При этом имеется в виду тот факт, что рассматривается не реальное государство, а государство в идее, каким оно должно быть в соответствии с чистым принципом права. Цель государства – гарантия устойчивого правопорядка, а создается оно на условиях общественного договора и суверенитета народа.
Народный суверенитет по Канту, это не «народоправство» (Руссо), а представительство народа в парламенте с правом отклонять (иногда) требования правительства.
Главная цель государства – правовое обеспечение индивидуальной свободы, но сюда не входит обеспечение или забота о счастье народа. С этих позиций Кант выделяет три главных органа: по изданию законов (парламент), по их исполнению (правительство) и по их охране (суд). Его государственно-правовой идеал–система разделения и субординации властей. Этот же принцип он положил в основу разграничения форм государства: республика (есть разделение властей) и деспотия (нет разделения властей). «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной», «деспотизм – принцип самовластного исполнения законов, данных им самим».
Классификации форм государства на монархию, аристократию и демократию Кант не придавал значения, так как он полагал, что это – есть выражение буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции, монархия оказывается республикой, если в ней есть разделение властей и деспотией, если нет. Будущее устройство Германии он видел в виде конституционной монархии (наличие суверена наряду с народом).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"