Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Выступая против индивидуалистских доктрин, Дюги отрицает идеи равенства и естественных прав человека. Люди от природы не равны, занимают соответственно разные положения и, следовательно, разное юридическое состояние. Он против понятия прав личности и призывал заменить понятия субъективного права социальной функцией, тождественной обязанности выполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма.
То есть, по солидаристской доктрине индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности. Так, применительно к частной собственности человек обязан свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника (...гостиницы) или - к капиталистическому классу: буржуа собирает капиталы и отдает их в распоряжение предприятий. Это его социальный долг (а не субъективное право собственности).
Под капиталистом-собственником понимается здесь не предприниматель-организатор производства, а рантье. Его забота состоит в овладении средствами и в получении процентов. И это его социальная функция. Ибо, по Дюги, кто-то должен владеть капиталом и рисковать им, вкладывая в производство.
О государстве. Дюги отвергал концепции общественного договора и государственного суверенитета (Эсмен, Еллинек).
Суверенитет, преклонение
перед большинством, является основой
деспотизма (якобинцы). Поэтому правовым
основанием публичной власти является
только осуществление социальной солидарности.
Доктрина солидаризма: Разделение труда неизбежно. Необходимость солидарности классов.
Доктрина Направлена против: Либерализма: субъективные права разобьщают общество, Социализма: классы (буржуазия и рабочий класс) взаимосвязаны и необходимы для производства
Выступая против парламентаризма, Дюги писал: «Закон выражает не всеобщую волю, а волю нескольких человек в парламенте». Кроме того, политическое могущество принадлежит не парламенту, а кабинету министров, ответственность которого стала пустым звуком.
Разложение парламентского режима – есть гибель государства (римской, якобинской, королевской, наполеоновской, коллективистской форм). Им на смену идет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность – строй социальной справедливости. То есть на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий.
Предложения Дюги по преобразованию государственного строя.
Л. Дюги (1859 – 1928) Теоретик права, Бордо
Основа общества- неравенство
людей. Это ведет к разделению
на классы. Каждый класс выполняет необходимую
функцию. Социальная Солидарность – факт
взаимной зависимости
Социальная норма: делать все для увеличения социальной солидарности. Появление синдикатов - федерация классов. Отношения регулируются на основе уступок. У человека не субъективные права, а социальные функции. Человек не имеет прав, а лишь социальные обязанности
Государство: Правовая основа –социальная солидарность. Нет парламенту. Закон воля нескольких в парламенте. Власть не парламенту, а кабинету министров.
Социальный строй
справедливости: Господство представителей
классов и партий; классовые отношения
регулирует договор; Положительные
обязанности: всеобщее образование, охрана
труда, социальное обеспечение
Особое место в древнеиндийской правовой мысли занимает трактат «Артхашастра» («Наставление о пользе», IV-III вв. до н.э.). Автор Чанакья (литературный псевдоним Каутилья, годы жизни неизвестны), древнеиндийский государственный деятель. Исторической традицией ему приписывается важная роль в свержении династии Нандов в Магадхе и воцарении Чандрагупты I, основателя империи Маурьев (IV в. до н.э.), министром и советником которого Каутилья состоял.
«Артхашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами - наставление правителю по искусству управления подданными. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Каутилья не считал себя создателем этого жанра, он ссылается на древних учителей. Но предшественники известны науке лишь по цитатам, приводимым в его работе - единственно дошедшей до нас целиком.
Во-первых, в трактате, в полном соответствии с брахманизмом, воспроизводятся идеи о кастовом строе, о превосходстве жречества и его монополии на отправление религиозного культа, подчинения им светских правителей. Однако, во-вторых, явное предпочтение отдается артхе (практической пользе), а главная роль в законодательстве – государю.
Согласно «Архашастре», из четырех видов узаконивания дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой, в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ. При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.
В-третьих, на первый план выдвинута идея сильной царской власти. Каутилья рекомендует царю руководствоваться интересами укрепления государства, в интересах государственной пользы не останавливаться перед нарушением религиозного долга.
Таким образом, идеи Каутильи были направлены на освобождение деятельности государя от религиозных традиций, необходимости сверять каждый шаг с их догмами. В этом были заинтересованы и светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жречества на политику, и часть самого жречества – консолидировать господствующие сословия. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала в управлении государством, освобождение политики из морально-религиозных уз, дало основание для характеристики Каутильи в качестве индийского Макиавелли.
«Артхашастра» (Наставление о пользе). Теория приобретения и сохранения власти
Природа власти – насильственная. Власть приобретается и отстаивается любыми способами. Высшей силой обладает царский указ.
Управление основывается на суровом наказании. Предпочтение отдается Артхе (практическое пользе).Политика свободна от морали.
Индийский
Макиавелли.
Политические события XVIII века (Крестьянская война Пугачева) стимулировали поиск совершенствования форм правления российского государства. Наметилось несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, и ее конституционное ограничение, и республиканский образ правления. А.Н.Радищев (1749-1802), начальник Петербургской таможни, предложил радикальные ответы на волновавшие общество проблемы. В 1790 г. он отпечатал известную книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”, за что, по указанию Екатерины II, суд приговорил Радищева к смертной казни, через 40 дней замененной ссылкой в Илимский острог “на десятилетнее безысходное пребывание”.
Крепостное право Радищев впервые назвал как “звериный обычай порабощать себе подобного человека”, а “крестьянин в законе мертв”. По природе все люди равны, а крепостное право - насилие. Положительный закон должен основываться на естественном законе. А так как крепостное право - насилие, то и ему следует противопоставить насилие. К тому же, оно противоречит общественному договору, т. к. общество создано для обеспечения интересов каждого.
Самодержавие он отождествляет с тиранией и называет “наипротивнейшим состоянием” и ему надо противопоставить народную революцию. Само положение монарха таково, что он не может быть просвещенным, он недоступен просвещению, а его союзником в угнетении и подавлении народа является церковь. И они друг другу в этом помогают. “Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую - рекут”. Поэтому надежд на реформы “просвещенного монарха” нет. Ему нет выгоды ограничивать свой собственный произвол. Из этого Радищев делает вывод: “из мучительства рождается вольность”. Так появилась концепция народной революции. Но считая революцию правомерной, он опасался, что народ из-за “темноты своей”, вместо “сотрясения уз пойдет по пути мщения (убийство помещиков) и поиски самозванцев.
Следовательно народу необходима позитивная программа, дабы исключить царистские иллюзии. В будущей России необходима республика, где “на вече весь течет народ”, а аналоги он искал в ее истории: Новгород, Псков, Киев. Итак, по Радищеву, вече - это государь, а т.к. в большом государстве сложно осуществить демократию, то Россия ему представляется как союз республик. Основа союза - частная собственность (естественное право человека). Но собственность (земля) принадлежит тем, кто ее обрабатывает, а не помещикам. Таким образом, частная собственность - трудовая собственность. Это впервые в России.
Республиканский политический идеал для России Радищев видел следующим образом: форма правления - республика, форма государственного устройства - федерация, политический режим - народовластие. В этой республике существует разделение властей на законодательную (однопалатное народное собрание), исполнительную (избираемые народом чиновники) и судебную (выборные судебные органы).
Права, понимаемые
как естественные права личности, и свободы
граждан включают вольность, право на
самозащиту, собственность и восстания,
свободу мысли, слова и совести, равноправие
всех. Социальной основой общества является
мелкая частная собственность (“себе
всяк сеет, себе жнет”). Путь преобразования
- революционный, а столица - Нижний Новгород.
А. Н. Радищев (1749 – 1802) Начальник таможни
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Крепостное право – «звериный обычай порабощать себе подобных». Самодержавие – «наипротивнейшее состояние»
«Из мучительства рождается вольность». Концепция народной революции. Позитивная программа народа.
Республика: Политический режим – народовластие. Государственное устройство – федерация.
Власти: Законодательная –народное собрание. Исполнительная – Избираемые народом чиновники. Судебная – выборные судьи.
Права и свободы : право
на самозащиту, собственность и восстание.
Свобода мысли слова и печати.
Даосизм. Лао-Цзы. Дао(путь) – естественный ход вещей, естсественная закономерность, справедливость. в отношении Дао все равны.. Дао – естественное право непосредственного действия. Особая роль «принципа недеяния». Народ необходимо отлучать от знаний «трудно править народом, когда у него много знаний». Восстановить простоту человеческих отношений способны «умные вожди».
Конфуций. «лунь юй» Категории: благородный муж, человеколюбие жень, правила ритуала ли. – Фундамент системы управления.
Исправление имен (чже
имн) Государь воспитывает личным примером
«поступать правильно» Правила ритуала
(ли) Нормативная система. Государство
подобно семье, где император – отец, правящие
и подданные члены семьи. Система управления
аристокартическая. Патриархально-
Интересы мелких собственников (земледельцы, ремесленники, торговцы, низшие чины госаппарата) выражал моизм. Основатель школы моистов Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), основной труд, подготовленный учениками, «Мо-Цзы». Социальное положение их было двояко: с одной стороны, они близки к трудящимся и восприняли их идеологию, а с другой, - добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке.
В основе их притязаний лежало учение моизма о выдвижении мудрых, «почитание мудрости как основы управления». Поскольку люди все равны, «небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди-слуги неба», то на государственную службу следует выдвигать не по принципу происхождения и родства, а наиболее мудрых. При этом источником мудрости являются не врожденные добродетели и знания, чтения книг (Конфуций), а знания, почерпнутые из жизни. Способности к государственному управлению определяются деловыми качествами – желание служить народу, усердие в делах.
В обоснование этого положения Мо-Цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Было время, когда не было управления, «у каждого было свое понимание справедливости», в результате чего в обществе царила вражда. «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба.… Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок» Так было создано идеальное государство. Эта теория преследовала две цели. Во-первых, источник власти императора – воля народа. А во-вторых, идея единой справедливости и единой законодательной власти лишала законодательного права местных правителей, ограничивала их произвол. Мо-Цзы изложил принципы и методы управления в «идеальном государстве». Прежде всего, он выдвинул принцип всеобщей любви. Если конфуцианское человеколюбие, по утверждению Мо-Цзы, есть корыстная любовь, основанная на привязанности по крови и родственных связях, то истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям. Одновременно с этим, всеобщая любовь истолковывается им как взаимная выгода. И, таким образом, из бескорыстной добродетели, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения выгоды.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"