Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Предмет ИППУ - является история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику. Или – процесс развития представлений (теорий) о том, какова должна быть политическая (государственная) власть и ее деятельность, чтобы оказались реализованными принципы справедливости и свободы личности.
политико-правовая доктрина состоит из трех частей: логико-теоретической, философской, религиозной или иной основы; теоретического содержания (система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); программы (оценка существующего государства и права, политические цели). К ее оценке применяется не гносеологический подход (истинности – неистинности), а социологический (способность выражать интересы конкретной социальной группы).
ИППУ Наука- О закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идеях, учениях, доктринах
Предмет - Идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены.
Политико-правовая доктрина Система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции государства и права: логико-теоритическая основа, теоритическое содержание, программные положения.
Во–первых, божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов (правил, порядка).
Во–вторых, земные порядки - это часть общего, космического порядка, установленного богом.
В третьих, земные законы – это воплощение вечных божественных законов. Здесь два принципиальных момента. Первый момент. Почему земные законы вечны? Человечество развивалось очень медленно. Первобытное общество длилось примерно 3 млн. лет. Государство возникло после “неолитической революции” (7-5 тыс. лет до н.э.). И только в н.э. бег истории заметно ускорился, а в ХХ в. стал стремительным: век атома, кибернетики, информатики. В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. А коли установленный порядок вечен, то он справедлив и обязателен для всех. Второй момент. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.
Древний Египет:
“Поучение Птахотепа»” (ХХІІІ в. до н. э.) “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” (ХХІІ в. до н. э.) “Книга мертвых” (ХХV – ХХІV вв. до н. э.) “Речение Ипусера” (1750 г. до н. э.)
Восхваление божественной справедливости как основы земных порядков, законов и правил
Естественное равенство всех свободных
Обоснование необходимости соблюдения КА (добродетель)
Фараон, обладая божественной властью, должен поступать справедливо и по закону
Вавилон
Древнешумерский миф (ІІ тыс. до н. э.)
Законы Хаммурапи (ХVІІІ в. до н. э.)
Бог Шамаш – покровитель справедливости, защитник слабых и теснимых
Власть и законы правителей носят объективный характер и соответствуют божественным установлениям и справедливости
Цель государства – установление справедливости
Деление на свободных
и рабов, неравноправное положение
свободных в зависимости от сословий
- справедливо
Джон Локк (1632-1704) в работе «Два трактата о правлении» (1690).
О возникновении государства. До появления государства люди пребывали в естественном состоянии - «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью». Здесь господствует «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Каждый обладает естественными правами, к которым относится собственность: право на индивидуальность, на свои действия, на свой труд и его результаты. Собственность, по Локку, «то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью».
В естественном состоянии
все равны, свободны и имеют собственность,
царит мир и
И тогда для гарантий естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение.
Гарантом стало государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Государство образуется для достижения «великой и главной цели» политического сообщества - каждый мог реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободы и собственность. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы (пределы) власти и действия государства, преступить которые ему не разрешено. В противном случае, а так же если будет тираническое правление, народ вправе «пересмотреть соглашение».
Абсолютная монархия - всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов. А это нарушает главный принцип Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный и постоянный закон и разделение властей.
Высшая (но не абсолютная) власть принадлежит законодательному органу, представительной системе, избираемой и ответственной перед народом. Исполнительная власть (правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает. Монарх может распустить парламент, наложить вето, обладает правом законодательной инициативы. Не имеет права препятствовать созыву парламента. Это является основанием к его низложению.
В вопросе о
государственной форме Локк был категорически
против абсолютно-монархического устройства
власти. Для него принципиально важно
было то обстоятельство, чтобы любая форма
власти вырастала из общественного договора
и чтобы она имела надлежащую «структуру
правления». Он понимал, что идеальных
форм не бывает и появление деспотической
власти всегда возможно. И тогда народное
восстание будет совершенно правомерным.
Происхождение гос-ва:
Естественное состояние каждый обладает естественными правами: Естественные права не гарантированы
Договор – Государство- Цель: гарантия естественных прав.
Законы( Права): Политические и гражданские
Форма правления: Конституционная монархия с разделением властей
Исполнительная: монарх, кабинет. Законодательная (высшая): Двухпалатный парламент: палаты лордов и палаты представителей.
Федеративная или союзная власть: монарх, парламент.
Главная опасность- свобода
привилегий власти. Гарантия – равный
для всех закон и разделение властей.
Правовая мысль демократии получила обоснование в работах софистов. Софистами (греч. sophistes - мудрый) называли философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. Софисты - платные учителя мудрости (жизни), первые просветители и интеллигенты. Их делят на старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон, Алкидамант)
В основе учения софистов лежал миф Протагора о возникновении общества. Согласно мифу, человек первоначально отличался от животного только умением пользоваться огнем. Этому его научил Прометей. Постепенно люди овладели ремеслами, но жили порознь и гибли от диких животных. Жить вместе они не умели: едва собравшись, начинали раздоры. Тогда боги ввели стыд и правду. Каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. И никакое государство не устоит, если политикой будут заниматься немногие. Справедливость требует того, что в управлении государства должны участвовать все граждане
О законах. Представления человека носят изменчивый характер. Об одном и том же люди могут судить по-разному, высказывать противоположные мнения. Например, отношение к еде больного и здорового. Следовательно, единых истины и блага не бывает. Каждый человек есть носитель знаний и справедливости. “Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Протагор).
Относительность и условность морали предполагает выделение добродетели для всех категорий общества (мужчины и женщины, свободного и раба), возрастов, рода занятий. Справедливость поступков предписывалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояния человека и т.д. Концепция, отрицающая существование абсолютно единого блага, получила название этического релятивизма. В целом справедливость, это божественный и естественный закон. На закон (справедливость) не может претендовать ни один человек. Закон есть выражение согласованной, “взаимной справедливости”, сумма индивидуальных добродетелей. Т.е. закон - это договор, совместное установление граждан и народа. Справедливость состоит в том, чтобы не нарушать законов государства в котором живешь.
Софисты противопоставляли
писаные законы естественным. Писаные
законы - искусственное изобретение, они
несправедливы, от них (человеческих
законов) неравенство, а не от природы.
Справедливо то, что пригодно сильнейшему.
“Бог сделал всех свободными, природа
никого не. Рабство существует по установлению
(закону), а не по природе. Такое представление
о рабстве, его оправдание было отличительной
чертой демократии.
До образования государства люди были беспомощны. Вместе – ссорились, т. к. дикие понимали по разному. Врознь – гибли от диких животных
И тогда Боги дали
людям Стыд и Правду. Каждый стал
причастен к политическому
Государство не устоит, если управлением будут заниматься немногие.
Закон не может установить один человек. Это дело всех.
Справедливо, если в управлении участвуют все граждане.
Государство обеспечивает
добродельность
Против идей солидарности были многие французские анархо-синдикалисты (Сорель и другие), призывающие рабочий класс к борьбе с буржуазией. С опровержением выступил Леон Дюги (1850 – 1928), пытавшийся на основе идей солидарности построить политико-правовую доктрину.
Основой общества, считает Дюги, является неравенство людей, что ведет к разделению на классы, где каждый класс выполняет необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность – факт взаимной зависимости. Он (факт солидарности) порождает социальную норму – ничего не делать, что уменьшает солидарность, и делать все, чтобы увеличить социальную солидарность.
Норма стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению. Предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии, а забастовка и захват рабочими фабрик и заводов грозят обществу разрушением.
Конечно, Дюги – не
сторонник социализма, но он одобрял
мирное движение с целью обуздания
эгоизма частных
Характерной чертой XX века являлось развитие синдикатов, объединяющих по профессиональному признаку рабочих и предпринимателей, либо тех и других. В конечном счете, полагал Дюги, возникнет федерация классов, где отношения будут регулироваться соглашениями на основе уступок (индийские, египетские касты).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"