Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Источниковедению России"
Практически ни один архивный
фонд крупного советского или партийного
органа (а также фонды личного
происхождения) не избежал "чистки".
Многие документы (включая секретные)
были уничтожены специальными комиссиями
или работниками самих
В целом дать какие-то твердые рекомендации по методике изучения делопроизводственных документов – дело чрезвычайно сложное. Главное, здесь не может быть универсальных рецептов. Каждый отдельный случай по-своему уникален и неповторим.
44.
Мемуары и дневники советского
периода как исторический
Мемуары – специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; при этом документальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцах описываемых событий. Они способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Воспоминания – это не бесстрастная фиксация событий прошлого. Мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это свойство мемуаров, отпечаток личности автора. Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист.
Таким образом, к мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход. Прежде всего необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очень важно установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них. Важным вопросом критического анализа мемуаров является установление источников осведомленности автора. Помимо собственной памяти, мемуарист привлекает дополнительные материалы. Источники воспоминаний могут быть письменными и устными. Письменные – это самые разнообразные документы: оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, сообщения газет, фрагменты ведомственной документации и пр. В военных мемуарах используется много штабных документов, карт и схем. Привлекаются к написанию мемуаров и устные источники. Иной раз рассказы других лиц являются единственными каналами знаний о том или ином факте.
Однако основным источником мемуаров остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста, и от его способности точно передать читателю сведения о событиях. Разумеется, недоговаривать, замалчивать заставляла и цензура (и соответственно самоцензура). Большое значение имеет время, прошедшее от события до повествования о нем мемуариста. Один из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров – это их сопоставление с другими источниками, которые так или иначе пересекаются с событийной канвой анализируемых мемуаров.
по тематически-
1. Воспоминания об
Октябрьской революции и
2. Воспоминания о 20-30-х годах.
3. Воспоминания о Великой Отечественной войне и т. д.
по персоналиям:
1. Воспоминания о В.И. Ленине.
2. Воспоминания об А.А. Ахматовой и т. д. (здесь число единиц в группе бесконечно).
по происхождению:
1. Мемуары участников революции и гражданской войны.
2. Воспоминания крестьян.
3. Мемуары деятелей литературы и искусства.
4. Военные мемуары.
5. Воспоминания эмигрантов.
6. Записки иностранцев и т. д.
по способу и форме воспроизводства:
1. Собственно воспоминания.
2. Литературная запись.
3. Запись воспоминаний - магнитофонная или письменная.
4. Анкетный способ записи (опыт Истпарта, Я.А.Яковлева, совр. устная история).
5. "Новая проза", или художественные мемуары (Варлам Шаламов).
6. Интервью.
На истории советского общества влияние политического режима сказалось очень сильно, возможно, как ни в какой другой стране. Поэтому наиболее приемлемой классификацией, затрагивающей сущностную сторону мемуаров, является группировка воспоминаний в зависимости от времени их написания:
1. Мемуары, написанные в 20-е годы;
2. Мемуары 30-х – начала 50-х годов;
3. Мемуары периода "оттепели" 60-х годов;
4. Мемуары 60-80-х годов.
Можно выделить появившиеся за последние два десятилетия по меньшей мере три разновидности литературы мемуарного характера. К первой разновидности (лагерной литературе) можно отнести прозаические рассказы Варлама Шаламова, собранные в книгу Шаламова "Колымские рассказы". К подобной прозе можно отнести и недетские рассказы о лагерной жизни детского писателя Льва Разгона. Вторая разновидность новой формы воспоминаний - мемуары в форме интервью или, условно говоря, исторические интервью. Например, записи бесед с В.М. Молотовым, Н.Г. Кузнецовым. Эти интервью прежде всего характерны тем, что в них идет разговор об исторических событиях. Небольшие по объему воспоминания-миниатюры, посвященные одному, но важному эпизоду из жизни страны или из биографии известного полководца или государственного деятеля - третья разновидность современных мемуаров.По форме это небольшие журнальные или газетные публикации. Например – воспоминание полковника в отставке А. Скороходова о событиях лета-осени 1953 г., связанных с арестом Берии.
К мемуарам близко примыкают дневники. Они отличаются от мемуаров тем, что записи в них фиксируются сразу же после того или иного события. Дневники можно подразделить на две категории. Первая – это дневниковые записи, просто констатирующие очередность событий, отношение автора к ним. Такие записи порой могут быть торопливыми, автор не заботится в них о форме изложения. Вторая категория записей – это своеобразная форма художественного творчества. Для таких записей характерна тщательная проработка текста. Образцом таких записей являются дневники М.М. Пришвина.
Дневники Пришвина охватывают полстолетия – с 1905 по 1954 г. В разные годы дневники публиковались женой писателя В.Д. Пришвиной в различных изданиях начиная с 1956 г. И при этом производился пусть добросовестный, но все же отбор материала, ибо объем дневников настолько велик, что составил бы не одну книгу. Это обстоятельство порождало возможность настолько произвольного выбора текстов, что искажались писательская сущность и гражданская позиция Пришвина.
Записей военных лет сохранилось мало. В армии во время войны вообще запрещалось делать какие-либо записи. Но главное – над всеми довлел страх. Правда, имеется уникальный случай, когда автор не опасался своих записей, а, напротив, уповал на них. Так, драматург А.Н. Афиногенов в ожидании ареста вел лихорадочные дневниковые записи, надеясь ими убедить следователей и судей в своей невиновности.
Дневниковые записи писателя и дипломата Александра Аросева (отца известной актрисы Театра сатиры), которые он вел в 1932-1936 гг.
Есть дневники и в музейных фондах, семейных архивах. В личном архиве крестьянина В.В. Кузнецова из села Гореловка Богдановского района Грузинской ССР (село духоборов) был обнаружен дневник крестьянина П.Н. Чивильдеева. Лаконичные записи воссоздают жуткую картину времен коллективизации. Читаем отрывок за 1931 г.: "В этом году было у нас взято несколько семей, раскулачены. В конце мая ночью приехали солдаты, атаковали село ночью совместно с нашими партийными и выгоняли из домов стариков и больных, не было пощады никому..." В Тотемском краеведческом музее (Вологодская обл.) найдены уникальные тетради – дневники крестьянина Тотемского уезда А.А. Замараева за 1906 - 1922 гг. Подневные записи о семейной и деревенской жизни, крестьянском труде – уникальный источник, как никакой иной, дающий представление о характере крестьянской работы, последовательности производственных операций, раскрывающий, так сказать, технологию труда.Здесь же мы находим регулярные сообщения о ценах на продукты и городские товары, описания событий, происходивших в стране и мире, а точнее, интерпретацию Замараевым этих событий (Дневник тотемского крестьянина А.А. Замараева. 1906-1922 годы. М, 1995).
Имеется еще одна группа дневниковых записей, о которых знали немногие. Их авторы – в основном те, кто своевременно умер или уехал из России. Это дневники русских писателей К.И. Чуковского, В.Г. Короленко, И.А. Бунина и др. Почти невозможно было вести записи в тюрьмах, лагерях... Амалия Семеновна Суси, урожденная Тигорен – учительница математики из небольшого поселка Тексово под Петербургом, финка по национальности в 1972 г. незадолго перед смертью передала родственникам дневник – 28 мелкоисписанных полотен: разрезанные простыни, наволочки, спинки от платьев. В "переводе" на бумагу ситцевых страничек оказалось примерно 500 машинописных страниц. Как полагают, "писалось, очевидно не в лагере, но, безусловно, в глубокой тайне".
К разновидности дневниковых записей следует отнести записи о каких-либо важных событиях, сделанных сразу же по их следам. Например, записи СМ. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова об их беседе со Сталиным, Молотовым и Ждановым по поводу 2-й серии кинофильма "Иван Грозный", состоявшейся 25 февраля 1947 г. Примечательны записи литератора Д.А. Левоневского, сделанные сразу же после заседания в ЦК ВКП (б) 15 августа 1946 г., по поводу постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", принятого накануне. Они из немногих документов, позволяющих воссоздать обстановку, в которой принималось то знаменитое постановление. Прекрасные записи надиктовал кинорежиссер Михаил Ромм о своих встречах с Н.С. Хрущевым.
Еще один, условно говоря, жанр дневникового типа – это журналистские, и не только журналистские, записи в блокнотах, а точнее, записные книжки. В принципе, они имеются у людей любой профессии. Историка в первую очередь должны интересовать записи, сделанные на каких-либо совещаниях, собраниях, особенно таких, содержание которых не стало достоянием широкой общественности. Записных книжек более всего в семейных архивах и эти конспективные записи, часто с большими сокращениями слов, выражений, с условными обозначениями, ведомыми лишь самому хозяину книжки, по большей части остаются нерасшифрованными. Иногда такие записи, собранные воедино, представляют собой оригинальный жанр художественной литературы. Таковы, например, дневниковые записи Л. Чуковской об А. Ахматовой.
О достоверности дневников.
Трудно сказать, каков процент позднейшей правки в записях. В принципе это возможно: что-то со временем уточняется, что-то проясняется, что-то, оказывается, было записано неверно. Такие позднейшие исправления делаются прямо по тексту. Есть особая категория правки – чисто конъюнктурного порядка. Создание совершенно новых дневников, отвечающих духу времени, с уничтожением старых.