Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Источниковедению России"
Исходный вопрос изучения ленинских материалов – это их поиск и публикация. Формирование ленинского фонда документов и их публикация относятся к 1920 г., когда по постановлению IX съезда большевиков было предпринято 1-е издание сочинений Ленина. Оно было завершено в 1926 г. и включало в себя 20 томов в 26 книгах. В него вошло более 1 500 произведений. Издание начало Государственное издательство, а закончил его Институт В.И. Ленина, во главе которого стоял Л.Б. Каменев. Под его руководством были подготовлены и выпущены 2-е и 3-е издания сочинений Ленина, многочисленные Ленинские сборники. (В Ленинских сборниках публиковались вновь найденные ленинские статьи, речи, письма, записки, различные подготовительные материалы. Всего вышло 40 сборников. Большинство этих материалов включалось затем в 5-е издание сочинений В.И. Ленина.)
Вскоре после завершения 2-го и 3-го изданий качество их подготовки, особенно научно-справочного аппарата, было поставлено под сомнение, а многие подготовители подверглись репрессиям. Было принято решение о выпуске 4-го издания сочинений. Оно вышло лишь после войны в 1946-1950 гг. В нем насчитывалось 35 томов, на пять томов больше, чем в предыдущем издании (в 1957 г. вышли дополнительные 36 и 37-й тома). В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление об издании Полного собрания сочинений В.И. Ленина. Была поставлена задача собрать все ленинское литературное наследие: произведения, опубликованные в предыдущих изданиях, в Ленинских сборниках, в протоколах и стенографических отчетах партийных съездов и конференций, в периодической печати, а также работы и документы, ранее не публиковавшиеся. За 8 лет вышло 55 томов. В состав 5-го издания вошло около 9 000 работ, из них более половины не включались в предыдущие издания. Свыше 1070 работ и документов опубликованы впервые.
Новые ленинские материалы обычно публиковались в Ленинских сборниках. Так, в XXXIX сборнике их напечатано 264, в сороковом – свыше 100. Материалы сборников интересны тем, что раскрывают творческую лабораторию Ленина.
В 1970 г. ИМЛ при ЦК КПСС начал публикацию томов "Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. 1870-1924". В 1982 г. вышел 12-й, завершающий том. В строгой хронологической последовательности, год за годом, месяц за месяцем, день за днем, восстановлены, как утверждают составители, все известные достоверные события и факты жизни и деятельности Ленина. Здесь впервые опубликовано 6 тысяч новых ленинских документов.
Среди опубликованного ленинского наследия большое место занимают подготовительные материалы (планы, наброски), а также черновые варианты, первоначальные редакции статей, брошюр и др. Иногда они весьма значительно разнятся между собой. Таковы, например, первоначальный вариант и окончательный текст работы "Очередные задачи Советской власти". Составной частью ленинского наследия являются маргиналии Ленина – пометки на книгах, журналах, газетах и пр. Имеется ряд публикаций, содержащих эти маргиналии, например, "Философские тетради", "Тетради по империализму" и др. В 1961 г. был издан каталог "Библиотека В.И. Ленина в Кремле", давший описание более 8 400 названий книг, журналов, газет. В каталоге воспроизведены пометки Ленина, причем не только текстуально, но и факсимильно – в виде снимков вместе с текстами, к которым они относятся, включая титульные листы и обложки. Издания с пометами Ленина являются важной частью его литературного наследия. Наряду с другими материалами они раскрывают лабораторию ленинской мысли, показывают его умение использовать факты для анализа, обобщений и выводов, дополняют его произведения и показывают, как зарождались ленинские идеи.
Основную часть литературного наследия руководителей КПСС составляют публичные выступления: доклады, речи, реже – статьи, еще реже – книги. Есть громадная разница в характере этого материала в зависимости от времени его создания. Если в 20-е годы свои речи и доклады политические деятели готовили сами, то в последующие годы все выступления партийных функционеров подготавливались аппаратом. Эта практика получила настолько широкое распространение, что подготовка речей начальству проходила на всех уровнях партийного аппарата, включая районное звено. Ни о каком установлении авторства здесь не может быть и речи. Это исключительно аппаратное производство на потоке.В СССР, особенно в 40-80-е годы, эта практика приняла уродливые формы. В ЦК КПСС существовала специальная группа т.н. "спичрейтеров" или "речевиков", "речеписцев", которые составляли важнейшие партийные и государственные документы, готовили доклады и речи руководству.
Произведения деятелей 20-х годов, безусловно, были отмечены индивидуальностью их авторов и уж, конечно же, контрастировали с "теоретиками" хрущевско-брежневского времени. Даже сочинения Сталина имеют черты своеобразия. Сталинский лаконизм, сведение больших теоретических проблем к примитивному толкованию имели свой смысл, ибо были приноровлены к весьма низкому культурно-политическому уровню населения. Хорошо, прежде всего для нас, историков, что издано собрание сочинений Сталина. Правда, оно не завершено и никак не может претендовать на полноту. Вышло лишь 13 томов (включая работы до 1935 г.). За границей издан (по нашим гранкам) и 14-й том. Но это незаменимый источник для изучения сталинской эпохи.
Осмыслению личности Троцкого, его роли в революции, мешает отсутствие элементарных знаний о Троцком, что, в свою очередь, упирается в отсутствие необходимых документов и произведений самого Троцкого. До отъезда из СССР в 1928 г. выходило большое собрание сочинений Троцкого, которое было моментально упрятано подальше с глаз. Та же участь постигла и архивные документы. Покидая СССР, Троцкий увез значительную часть своего архива. Ныне эти материалы хранятся в Гарвардском университете США. Здесь собрано свыше 17,5 тыс. документов. Из них перу Троцкого принадлежат 4,5 тыс., остальные – корреспонденция к нему. Документы охватывают период с мая 1917-го по 1940 г. За рубежом документы Троцкого публиковались. Прежде всего это публикация документов до 1922 г., осуществленная Мейером. Имеется также 4 выпуска издания документов за 1923-1927 гг. Ю. Фельштинского. В 1990 г. оно издано и в России.
Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную группу источников. Управление есть не что иное, как процесс передачи, оценки, преобразования информации и осуществляется в значительной мере в форме бумажного документооборота. Документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязательства, компетенцию, полномочия, подтверждают и доказывают их. Значение документов как исторических источников определяется в зависимости от их роли в общественном развитии и от научно-исторической ценности заключенных в них сведений.
В советское время делопроизводственные документы значительно увеличиваются в количественном отношении и неизмеримо возрастает их роль в отражении всех аспектов жизнедеятельности общества. Решающее значение в характере этих процессов сыграли особенности становления и развития государственности, формирования нового государственного аппарата на принципах соединения законодательной и исполнительной функций, жесткой централизации, привлечение к управлению широких масс населения, не искушенных в управленческой работе. Делопроизводственная документация советского общества возникла не на пустом месте. Формуляры большинства документов без изменений вошли в практику послереволюционного периода. Изменились приоритеты среди разновидностей, социальная окраска и направленность, характер информации, заключенный в традиционных формулярах.
Провозглашенный новый тип государства – государство диктатуры пролетариата – довольно быстро трансформируется в государство диктатуры одной партии, а с 20-х годов – аппарата партии, который берет в свои руки не только решение идеологических и политических проблем, но и функции государства. Сращивание партийно-государственных структур, в свою очередь, превращает партию из политической организации единомышленников в бюрократическую государственную структуру со строгой иерархией партийных чиновников. Им подчиняются профессиональные, общественные и творческие организации.
Классификация делопроизводственной документации:
1. Организационная документация определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Это – положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения.
2. Распорядительная документация служит для реализации управленческой деятельности. Это продолжение документации организационной. Сюда можно отнести решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы и пр.
3. Особый вид организационно-
4. Текущая переписка предприятий и учреждений (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма трудящихся в государственные и общественные органы.
5. Плановая документация.
6. Учетная документация.
7. Контрольная документация.
8. Отчеты, в том числе статистическая документация.
Из руководителей высшего уровня нового государства, включая народных комиссаров, мало кто имел квалифицированную профессию и тем более практику. Отсутствие кадров специалистов явилось одной из причин рано возникшей традиции выдвиженчества некомпетентного руководства и интенсивной бюрократизации советского аппарата. Тяжелым было положение на местах - малограмотность и низкая квалификация работников, особенно на волостном и уездном уровнях, их неспособность самостоятельно решать те или иные вопросы, в результате чего и губернские учреждения, и центральные были забиты бумагами, причем часто не подготовленными для рассмотрения.
Наибольшей эффективности изучение делопроизводственных документов достигается при знакомстве со всем комплексом материалов по тому или иному вопросу. А такая возможность предоставляется лишь исключительно при исследовании архивных фондов, отложившихся в результате деятельности какого-либо учреждения. Такая методика, безусловно, трудоемка, но зато она исключает или сводит практически на нет случайность либо упущения. При работе с делопроизводственными документами необходимым условием успешного их анализа является знание структуры того или иного учреждения, а также постановки в нем делопроизводства.
Информация
Документы наркоматов, а затем и министерств в принципе носят в большинстве случаев однотипный характер. В какой-то мере это, видимо, типично вообще для всех государственных учреждений. Но это не исключает специфики для отдельных органов власти и управления. Возьмем, например, Госплан СССР. Специфика формы и содержания документов Госплана заключалась в том, что он объединял в себе прежде всего функции научно-координационного центра и высшего экспертного органа в экономике. Это придает документам Госплана, во-первых, универсальность, во-вторых, научно-аналитический характер. Именно поэтому самое большое распространение в фонде Госплана имеют следующие разновидности документов: доклад, заключение, протокол, план, проект постанов- ления. Такая особенность делопроизводственной документации Госплана сложилась в 20-е годы. В последующие годы централизация государственного управления создала такую ситуацию, когда число документов всех наркоматов (а затем министерств), ведомств и даже отдельных предприятий в составе материалов Госплана стало значительно возрастать. Сюда направляли все отчеты. В итоге складывалась парадоксальная ситуация: в фондах соответствующих ведомств и предприятий вы не найдете сводных годовых отчетов – все они в Госплане. В свою очередь, фонд Госплана долгие годы находился на ограниченном доступе. И только лишь в 1989 г. сняты ограничения для материалов с 1921 (момента образования) по 1956 г.
Особый интерес среди делороизводственных документов представляют стенограммы заседаний представительных собраний, таких, как съезды Советов, сессии ЦИК СССР и Верховного Совета СССР, а также иных организаций. Практически стенограммы есть в архивах большинства учреждений и организаций. Стенограммы интересны и с точки зрения отработки навыков и техники источниковедческого анализа. Стенографические отчеты представляют собой наиболее полную запись всего, что происходило на заседаниях. Однако в них бывают и искажения. Поэтому, как правило, каждый оратор обязан просмотреть записи своего выступления, устранить неточности и подписать.Нередко происходит конъюнктурная, по тем или иным соображениям, правка текста стенограммы самим оратором. На него может оказывать давление недовольное выступлением начальство, или сам оратор осознает, что по горячности наговорил лишнего или посчитал, что своим выступлением обидел кого-либо. Вообще, желание представить себя в гораздо лучшем свете – весьма распространенная человеческая слабость. Таким образом, при наличии в архиве правленой и неправленой стенограммы возникает возможность сравнить оба текста, чтобы выяснить характер внесенной правки. Некоторые стенограммы публикуются. В таком случае перед нами появляется фактически третий вариант, ибо публикуемая редакция не всегда адекватна выправленному и подписанному оратором тексту. Со стенограммой, предназначенной к публикации, ведется еще дополнительная работа. Во-первых, самого выступавшего, во-вторых, редактора издания и лиц, его контролировавших. Причем правится не столько стиль, сколько содержание. Оратор, естественно, хочет в печати выглядеть лучше, чем на трибуне. Публикация стенограмм не всегда полная. Так, стенограмма VIII съезда РКП (б) была опубликована без некоторых заседаний.
Необходимо отметить существенную особенность государственного делопроизводства в советское время. Во всех высших, центральных и местных органах государственной власти и управления помимо общего делопроизводства велось секретное, охватывавшее широкий круг вопросов. Именно в документах с грифом "секретно" содержатся сведения, позволяющие во многом понять истинную подоплеку реальных событий. Анализ бывших секретных фондов многих правительственных и государственных учреждений свидетельствует, что большая часть решений, регулирующих основные вопросы жизни народа, никогда полностью в открытой печати не публиковались. Вырабатывался особый язык секретных партийных директив, в которых реальные предписания местным властям не имели ничего общего с содержавшимися в этих документах идеологическими штампами. Многие важнейшие решения, требующие особой секретности, принимались в устной форме, т. е. немало страниц отечественной истории оказались навсегда утерянными.