Шпаргалка по "Источниковедению России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Источниковедению России"

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

В 1877-1878 гг. была проведена перепись земельной собственности, результаты которой должны были лечь в основу новой работы. Пока шла вся эта подготовка в Комитете, департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ обработал и опубликовал специальное издание – «Материалы по статистике хлебной производительности в Европейской России» за 1870–1874 гг. Это издание дает сведения о среднем посеве и сборе хлебов по уездам и губерниям, данные об урожайности, соотношение посевов отдельных культур.

В последующие годы департамент  земледелия публиковал данные об урожаях  в издававшихся им «Сборниках сведений по департаменту земледелия и сельской промышленности».

 

 

 С начала 80-х годов  Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел начал выпускать (с 1883 г.) ежегодные обзоры «Урожай… года в Европейской России». Данные этих обзоров были построены на ответах, получаемых от владельцев земель о состоянии урожая по отдельным видам хлебов. Осенью 1881 г. было предпринято специальное обследование о распределении земель по  угодиям и площади посевов, результаты которого позволили поставить статистику урожаев более основательно.

Независимо от этих ежегодных  сводок данных об урожаях, Центральный статистический комитет издавал материалы сводной статистики. Образцом такого издания является вышедший в 1888 г. сборник «Средний урожай в Европейской России за пятидесятилетие 1833–1887 гг.».

 

 

  В 1880 г. департамент земледелия и  сельской промышленности Министерства государственных имуществ предпринял новую работу в целях улучшения статистического освещения сельского хозяйства, используя опыт Соединенных штатов. Он обратился через предводителей дворянства, председателей земских управ, через сельскохозяйственные общества, газеты, отчасти непосредственно к отдельным лицам с просьбой о периодической присылке сведений относительно состояния погоды, условий роста хлебов и трав, степени урожая разных культурных растений, ценах на продукты сельского хозяйства, рабочие руки, размерах арендной платы, состоянии скотоводства и т. п. С 1881 г. ежегодно стало появляться издание «… - й год в сельскохозяйственном отношении по ответам, полученным от хозяев», выходившее в течение всего конца ХIХ и в ХХ в.

 

Статистика  скотоводства поставлена была еще хуже, чем земледельческая. До начала 80-х годов никаких переписей скота в России не производилось. Сведения о скоте помещались в губернаторских отчетах, но точность их оставалась под большим сомнением. С 1875 г. начались военно-конские переписи. Что касается прочего скота, он оставался вне всяких переписей до самого конца столетия. Только в 1900 г. Центральный статистический комитет предпринял собирание сведений о скоте от волостных правлений и уездной полиции. До того мы имеем лишь суммарные для губернии цифры основных видов скота.

 

Военно-конские переписи охватывали Европейскую Россию (без  Финляндии) и Кавказ. Не вся территория страны бывала сразу охвачена переписью, так что материал переписей не всегда одновременен; к тому же не во всех губерниях Европейской России прошло одинаковое количество переписей.

 Учет лошадей у крестьян, землевладельцев, горожан велся отдельно.

 

земская статистика

Ведшаяся независимо от правительственной земская статистика охватила почти половину Европейской России (27 губерний), за исключением Крайнего Севера и западной окраины.

Состав семьи, рабочая  сила, землевладение, скотоводство, промыслы, аренда земли, техника земледелия, урожай, бюджет, жилищные условия, платежи, грамотность  – все это в той или иной степени отражалось в земской статистике.

Земства в то же время  производили наблюдение изменчивых, сезонных и т. п., явлений, вели текущую (конъюнктурную) статистику. Колебания  сельскохозяйственных цен, зимние заработки  крестьян, прогнозы или оценка урожая – все это входило в круг задач наблюдения, ведшегося обычно путем суммирования и обработки корреспондентских сведений.

Земства работали независимо и изолированно одно от другого. Переписи эти производились почти непрерывно, но они ни разу не были проверены повсюду одновременно.

В более широком масштабе земские обследования осуществлялись в середине 80 - х – в конце 90 - х годов.

В 80 - е годы внимание привлекали, разорявшиеся крестьянские хозяйства. Наоборот, для переписей, проведенных в 90 - х годах, характерно выделение дворов с торгово - промышленными заведениями, применение группировок по зажиточности.

В значительной части  земских статистических изданий  применялась группировка крестьянских хозяйств по величине их земельного надела. Также существовали группировки: группировка по величине посева, по рабочему скоту, по работникам, по батракам и др.

  • 31. Статистика промышленности и ремесла второй половины XIX в

 

 Фабрично - заводская статистика, как  и в первой половине века, получала свои сведения от предпринимателей. Последние через посредство полиции были обязаны представлять справки о числе рабочих, выработке в натуральном и денежном выражении, числе станков и некоторые другие. Но сведения эти поступали плохо. Отсутствие достоверных сведений заставляло Комитет обрабатывать и издавать то, что было в его руках. В. 1872 г. он издал «Материал для статистики заводско-фабричной промышленности в Европейской России за 1868 год».

Свои недостоверные  данные Комитет издал довольно небрежно. Наряду со сведениями о числе предприятий той или иной отрасли промышленности указывается их общее количество, но не всегда приводится распределение по губерниям. Совершенно не учтены этим изданием предприятия пищевой промышленности и строительных материалов.

Немного раньше попытку подвести итоги фабрично - заводской промышленности России сделал Военно-ученый комитет, выпустивший в 1871 г. «Военно-статистический сборник». В нем он поместил сводную таблицу о погубернском распределении предприятий различных специальностей по данным. Данные эти давали количество предприятий, число рабочих на них и сумму их выработки. Попытка эта была интересна, но ее результаты мало удачны. «Сборник» считал в числе фабрик всякие мелкие ремесленные заведения, маслобойки, мельницы, даже табачные плантации. Что касается приводимого им числа рабочих, оно, по минимальным и приблизительным подсчетам, преувеличено на 280 тыс. человек. «Военно-статистический сборник» является отрицательным образцом в области фабрично - заводской статистики.

Третья, почти одновременная, попытка создания промышленной статистики исходила от Министерства финансов, которое, начиная с 1869 г., предприняло издание своих «Ежегодников». Данные эти относятся к производствам, не обложенным акцизом, наблюдение за которыми сосредоточивалось в департаменте торговли и мануфактур. Первоначальный материал департамент получал от владельцев предприятий; поступление его было весьма нерегулярным. Включение в эти таблицы сведений не сопровождалось попыткой классифицировать данные по типам предприятий. Поэтому наряду с крупным заводским предприятием мы здесь найдем маленькие мастерские. 

В 1889 г. впервые появляется «Свод данных о фабрично - заводской  промышленности в России», составленный департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов. Первый свод охватывал период 1885–1887 гг. Затем «своды» стали выходить ежегодно.

Появление этого нового издания, однако, не давало никакого улучшения  промышленной статистики. Способы учета  оставались прежними. Органы, осуществлявшие его, были те же. И результаты такого учета были такие же, как и раньше. 

Еще позже, в конце 90 - х годов, после  того как создал был институт фабричных  инспекторов, Министерство финансов решило реорганизовать статистику промышленности, поручив собирание сведений вместо полиции чинам фабричной инспекции. Мероприятие это вызывалось прежде всего практическими нуждами администрации. Предполагалось, что фабричная инспекция, в силу такой заинтересованности, сумеет дать проверенные цифры и что, наконец, русская промышленная статистика станет на твердую почву. В 1895 г. всем фабрикантам была разослана анкета, легшая в основу изданного через два года «Перечня фабрик и заводов». Здесь сообщалось наименование владельца, местонахождение заведения, год его основания, род производства, число дней работы, данные о двигателях, расходе топлива, числе рабочих, размере выработки. Однако однородности в данных достигнуть не удалось, так как в учете оставались прежняя путаница и разнобой.

Все же при составлении  этого издания были установлены некоторые общие положения, хотя и не внесшие ясности в составление «Перечня», но несколько облегчающие пользование помещенными в нем сведениями. Для промышленной статистики положение не улучшилось, так как инспекции была подчинена лишь часть фабрик и заводов. В «Перечень» попадали и такие предприятия, рабочие которых работали на стороне, вне заведения, на дому. Требование наличия механизмов и «фабричных Устройств» было крайне неясно. Поскольку учитывались предприятия с числом рабочих выше 15, – это давало известную Целостность материалу. Однако классификационный признак (указанное число рабочих) не отражал существа фабрично - заводского предприятия. К таким предприятиям примешивалось значительное количество мелких мастерских. Наиболее достоверен раздел, посвященный учету рабочих: общие числа рабочих в нашей фабрично - заводской статистике гораздо достовернее, чем числа фабрик. Путаницы, конечно, и здесь немало, а также пропусков и уменьшений действительного числа.

До самого конца ХIХ  в. промышленная статистика оставалась в положении крайне жалком, ее сведения были, как и раньше, весьма невысокой степени достоверности. Хотя в статистике ремесло и мануфактура часто смешивались и присоединялись к фабрично - заводской промышленности, так что статистических данных о них мы, собственно говоря, не имеем, все же, независимо от статистических материалов, мы располагаем здесь некоторыми материалами экономического порядка, которые заслуживают внимания.

Для первой половины века в нашем распоряжении есть лишь отрывочные данные. Только в 70 - е годы было положено начало изучению «кустарной» промышленности. Волей - неволей приходится употреблять этот термин, обычный для терминологии ХIХ в., но лишенный определенного содержания.  

В 1874 г. был создан междуведомственный центр для изучения вопроса. Туда вошли  представители ряда министерств и помещичье - буржуазных экономических организаций (Вольного экономического общества, Русского технического и др.). 

Комиссия приступила к работе и  привлекла к ней ряд местных  деятелей – земских статистиков, работников губернских статистических комитетов. Самостоятельное участие земства в этой работе оказалось в отдельных случаях более действенным, чем выполнение им поручений Комиссии.

В большинстве же случаев  результаты поездок и изучения вопроса на местах сосредоточивались в Комиссии, которая с 1879 г. предприняла издание своих «Трудов Комиссии по исследованию кустарной промышленности», где и публиковала монографии сотрудников. Каждый том трудов содержит несколько таких монографий, обычно посвященных разным специальностям, отдельным уездам различных губерний. Одна и та же губерния встречается в нескольких томах.

Что касается содержания, «Труды» дают характеристику условий  работы и ее организации, положения  рабочих, описание техники производства и т. п. Найдем мы в «Трудах» Комиссии изображение и типичных мануфактур, и работы отдельных ремесленников.

Позже, в конце 80 - х  – начале 90 - х годов, тем же вопросом заинтересовалось Министерство государственных  имуществ, направившее специалистов для производства обследования в различные районы. Результаты их ознакомления с положением кустарной промышленности, изложенные в виде «Отчетов и исследований по кустарной промышленности», были опубликованы министерством. Здесь мы находим сведения по истории промыслов, их организации, технике, данные о заработках и т. п.

Если сравнить качество материала обследования Комиссии и  Министерства государственных имуществ, предпочтение всегда придется отдать «Трудам» Комиссии. Члены Комиссии изучали вопрос гораздо добросовестнее и излагали результаты полнее. Обследователи Министерства государственных имуществ частенько скользят по поверхности, отмечая только факт наличия промысла, но не давая о нем никаких данных.

    • 32. Статистика финансов и торговли второй половины XIX в

    Вторая половина века не принесла нового в статистику внешней  торговли. «Виды государственной внешней торговли», как стал называться ежегодный отчет о внешней торговле с 1863 г. (а с 1871 г. – «Обзор внешней торговли России»), продолжали с небольшими изменениями выходить до конца столетия. Кроме указанной ранее основной сводки этого материала («Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России»), можно отметать частичные попытки изучения торговли, предпринимавшиеся Центральным статистическим комитетом в 60 - х годах, но представляющие интерес не основными данными о ввозе и вывозе, а сведениями о торговом мореплавании.

    Не обогатилась существенно  и статистика внутренней торговли. Мы можем лишь отметить более подробно сведения о ярмарках. Однако характер самих данных продолжал оставаться прежним. Сведения, как и раньше, собирались полицией. Исключения составляли лишь некоторые особо крупные ярмарки – Нижегородская, Ирбитская, – где существовали ярмарочные комитеты. Эти последние могли дать более верные и точные материалы, чем полиция. Что же касается данных об остальных ярмарках, достоверность их более чем относительна; сведения, собранные некомпетентными людьми, не могли быть сколько-нибудь удовлетворительными. Поэтому данные о таких ярмарках, как Нижегородская, представляют наибольшую ценность. Для 60 - х годов они были обработаны Центральным статистическим комитетом, представившим погодные сведения о привозе на ярмарку и средние данные за пятилетие (что значительно хуже) о продаже по отдельным товарам.

    Информация о работе Шпаргалка по "Источниковедению России"