Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Источниковедению России"
Так, например, в связи с борьбой против Шамиля, несколько лиц совершило поездку в Дагестан. Н. И. Воронов описал быт населения, его занятия, уровень развития сельского хозяйства и его приемы. Другое описание Дагестана сделал подполковник Неверовский.
На Дальнем Востоке действует с конца 40 - х годов отряд капитана Невельского, обследовавший и осваивавший Приамурье и частью Сахалин.
В 1856 г. морское ведомство организовало поездки писателей и этнографов для изучения жизни и быта приморского населения и жителей побережья крупных рек. Писемский, Мельников, Максимов и некоторые другие отправились в различные местности. Среди участников этой экспедиции был писатель и этнограф Афанасьев - Чужбинский, избравший для изучения Поднепровье и Поднестровье. Записки, составленные им, представляют интерес для историка Украины. Разнообразие сведений, сообщаемых Афанасьевым - Чужбинским, делает его «Поездку в южную Россию» интересным в ряде отношений источником по истории Украины.
В самом конце 50 - х годов (1859) в Туркмению для изучения восточного побережья Каспийского моря была организована экспедиция полковника Дандевиля, во время которой экспедиционный журнал велся Галкиным. Изучая побережье в целях избрания места для создания опорного пункта, экспедиция интересовалась и жизнью туркменского населения.
В 50–70 - х годах особенное внимание привлекают Приморье, Уссурийский край, неисследованные районы Средней Азии. В ряду описаний таких районов важнейшее место занимают путевые записки, оставленные замечательным русским ученым путешественником Пржевальским. в Караколе (ныне Пржевальск). Он оставил ряд путевых записок: «Путешествие в Уссурийском крае», «От Кульджи за Тянь - Шань и на Лоб - нор», «Третье путешествие в Центральной Азии» и др.
В известной мере продолжателем исследований Пржевальского был позднейший путешественник – Арсеньев, книги которого изображают тот же край, но несколькими десятками лет позже.
Одним из мемуаристов начала столетия является сын польского магната, противника России времен Екатерины II и ее политики в Польше, кн. Адам Чарторижский (1770– 1861). Чарторижский – представитель польско - шляхетских интересов. Если откинуть польские мотивы, три темы в мемуарах Чарторижского являются основными: 1) личность Александра до вступления на престол и в первые годы его царствования, 2) Негласный комитет и его деятельность, 3) внешняя политика России.
А. С. Шишков (1753–1841)–русскую дворянско - националистическую точку зрения. Записки Шишкова с некоторыми пропусками охватывают время с 1780 по 1826 г., касаясь политических событий и участия в них автора, его литературно - научных отношений.
Интересным мемуаристом первой половины ХIХ в., своей тематикой отличающимся от предыдущих, был чиновник и литератор Ф. Ф. Вигель (1786–1856).
Другими образцами литературных мемуаров этой поры были записки двух видных реакционных журналистов – Булгарина и Греча. Их деятельность особенно широко развернулась в николаевскую эпоху, но воспоминания не выходят за пределы первой четверти века. Свои «Записки» Греч начал писать в 1849 г., но вел их несистематически, то прерывая, то возобновляя, до 1866 г. К Гречу был близок Ф. В. Булгарин (1789-1859). Свои воспоминания Булгарин писал во второй половине 40 - х годов. В них он дал много картин бита панской Польши конца ХVIII – начала ХIХ в. и русской жизни этой поры.
На грани второй четверти века стоит очень большая по объему группа мемуаров, принадлежащих декабристам. Есть среди них памятники первостепенного значения. Перу Н. И. Тургенева принадлежит замечательная книга «Россия и русские». Мемуарная часть содержит общий очерк положения Европы перед войной 1812 г., некоторые замечания по поводу кампании 1812 г., рассказы о Ростопчине, об известном деле Верещагина, о пожаре Москвы.
«Записки» видного декабриста кн. С. П. Трубецкого. Записывать воспоминания Трубецкой начал вскоре по прибытии в Сибирь. Неудачный «диктатор 14 декабря» ставил своей задачей не только передать факты, но и истолковать их.
Николай Бестужев является автором «Воспоминаний о Рылееве» и очерка «14 декабря 1825 года».
Иным характером отличаются «3аписки» И. И. Горбачевского (1800–1869). «Записки» передают события с конца 1824 г. Горбачевский рассказывает о восстании Черниговского полка, его неудаче и последующей судьбе участников.
К числу важных памятников декабризма принадлежат «Записки» Якушкина. «Записки», написанные в 1854–1855 гг. Он показывает, как зарождались стремления к переменам и под их влиянием возникало тайное общество. Якушкин не только излагает факты из истории общества декабристов, подает их в связи с существенными явлениями общественной жизни.
В числе мемуаров декабристов можно назвать еще ряд интересных произведений. Так, очень характерны записки А. В. Поджио, но они являются больше рассуждениями по поводу декабризма, чем воспоминаниями. Интересны записки С. Г. Волконского, изложившего в них свою жизнь и уделившего значительное внимание истории Южного общества. Гораздо важнее записки Н. И. Лорера. Лорер был близким другом Пестеля и участвовал во всех важных предприятиях общества.
Наряду с записками
самих декабристов представляют
интерес некоторые из воспоминаний
жен декабристов, разделивших с
ними ссылку. Таковы известные «Записки» Волконской
А. И. Герцен своим произведением «Былое и думы» занимает своеобразное положение в мемуарной литературе. Герцен писал «Былое и думы» в 50 - х годах.
1840-1850 - е годы с их спорами славянофилов и западников оставили значительное количество мемуаров. Среди них интересны «3аписки» известного русского историка С. М. Соловьева (1820–1879). Оставшееся незаконченным, это сочинение содержит автобиографию автора. Славянофильский круг детально показан в «Дневнике» В. С. Аксаковой (1819–1864), сестры двух известных славянофилов. Дневник ее охватывает лишь годичный промежуток времени–с ноября 1854 по ноябрь 1855 г.
«Шестидесятники» представлены ранними дневниками крупнейших представителей движения – Чернышевского и Добролюбова, Шелгунова, Михайлова и др. Из них мы остановимся на дневнике Н. Г. Чернышевского. Дневник этот, охватывающий студенческие годы Чернышевского (1848–1853), является записью учебных занятий, умственных интересов, личных отношений.
записки Е. П. Ковалевского. Ковалевский выполнял ряд секретных поручений на Ближнем Востоке. Характер их был таков, что не позволял много говорить об этом в воспоминаниях, печатавшихся по свежим сравнительно следам событий. Ценность такого рода воспоминаний невелика. Другие авторы – дипломаты по специальности или нет – выполняли отдельные поручения, о которых затем и писали. Таков рассказ А. П. Ермолова в его «Записках» о посольстве в Иран или «Автобиография» генерала А. О. Дюгамеля.
Большой промежуток времени с 20 - х до 70 - х годов охватывает «Дневник» А. В. Никитенко (1804–1877), содержащий богатый материал по истории культуры, журналистики, общественного движения.
Значительный материал по истории общественного движения дает Б. Н. Чичерин (1828–1904). Чичерин был западником. Недостатками воспоминаний Чичерина являются не всегда достаточная хронологическая точность, встречающиеся искажения, иногда навеянные его консервативными взглядами.
Для периода реформ 60 - х годов существенны «Записки» Я. А. Соловьева (1820–1876). Особенностью «Записок» Я. А. Соловьева является их документированность.
«Мемуары» другого деятеля этого периода – П. П. Семенова - ТяньШаньского – представляют меньший интерес, так как написаны 50 лет спустя и в большей" своей части основаны на документальном материале редакционных комиссий.
Весьма характерным мемуарным памятником являются воспоминания бар. А. И. Дельвига (1813–1887). Сообщения Дельвига строго фактичны и отличаются высокой степенью точности и достоверности. Воспоминания охватывают период 1820–1870 гг.
Вторую половину века изображают «Воспоминания» В. М. Феоктистова (1829–1898). В основе фактических сведений – не только прекрасная память Феоктистова, но и его архив, дневники за ряд лет, письма, записи особо интересных бесед и анекдотов. Наиболее существенны «Воспоминания» Феоктистова для изучения внутренней политики 70–90 - х годов.
Для изучения небольшого промежутка времени – конца 70 - х и начала 80 - х годов – интересен «Дневник» П. А. Валуева (1814–1890). Его «Дневник» охватывает время с сентября 1880 г. по январь 1883 г., т. е. самый острый период борьбы реакции с остатками «либерализма» предшествующего царствования.
Для истории внешней политики конца ХIХ в. ценен «Дневник» В. Н. Ламздорфа (1841–1907).Автор включает в свой текст целый ряд документов служебной и частной переписки, копии царских резолюций и помет.
воспоминания бывшего народника - «бунтаря» В. К. Дебагория - Мокриевича (1848–1926).
воспоминания землевольца О. В. Аптекмана (1846–1926). Различие прежде всего в том, что Аптекман стремится дать возможно более широкий очерк эпохи.
Мемуары В. Н. Фигнер – «Запечатленный труд» – освещают значительный промежуток времени. Они построены как биография, начинающаяся с детства автора и доходящая до 1917 г. Очерку воспитания и семейного быта, годам учения и революционной работы посвящен т. I; заключению в крепости – т. II, а последующий – ссылке и деятельности Фигнер й России и за границей.
36. Военные мемуары XIX в.
Важным памятником этого рода о войне 1806–1807 гг. являются «3аписки» гр. Л. Л. Беннигсена (1745–1826). Родом из Ганновера, Беннигсен с 1773 г. поступил на русскую службу, на которой пробыл до 1818 г., когда вышел в отставку, уехал на родину, где и прожил остаток своей жизни. На русской службе участвовал во второй Турецкой войне, в войне с Персией, в войнах с Францией (1806–1807 и 1812–1813). В войну 1806–1807 гг. Беннигсен (после Каменского) был назначен главнокомандующим русскими войсками. Опубликованы его «Записки» с некоторыми пропусками – подробности о передвижениях и действиях отдельных частей были опущены редакцией. С другой стороны, сам автор так построил изложение, что гораздо детальнее показал выгодные моменты этой кампании и слабее – неудачные. Введение в текст разных документов – приказов, писем самого автора, писем Александра I, прусского короля, командующих частями французской армии – делает сообщаемые сведения еще интереснее.
А. П. Ермолов (1772–1861) начал военную службу под начальством Суворова. Позже участвовал в войне 1805–1807 гг.; в войне 1812 г. В 1817 г. был назначен главноуправляющим Грузией и на этом посту пробыл десять лет. «Записки» Ермолова о войне 1812 г. являются источником огромного значения. С самого начала военных действий и вплоть до заграничного похода русских войск Ермолов не покидал армии; положение его давало ему осведомленность, какой не было у значительной части других мемуаристов. Фактический материал, даваемый Ермоловым, велик. Присутствие в кругу высшего командования позволяет ему передавать слова и мнения Барклая, Беннингсена, Кутузова и др. Помимо этого, богатый материал о ходе военных действий, отдельных боях и операциях войск составляет основу «Записок» Ермолова. Здесь важны и чисто батальные рассказы и сообщения об отношении к войскам и настроениях жителей.
Вторая половина «Записок» Ермолова посвящена его деятельности на Кавказе (1816–1827). По роду службы и особенностям момента Ермолов был проводником завоевательно - усмирительной политики царизма. Экспедиции в шамхальство Тарковское, присоединение Шекинского ханства, борьба в Имеретии, усмирение движения в Абхазии против князя Шервашидзе, отношения с Ираном – такова только часть богатых содержанием «Записок» Ермолова. «Записки» его, богатые фактическим материалом, в ряду источников по истории Кавказской войны занимают почтенное место.
Весьма характерны, но узки по содержанию «Записки» Д. В. Давыдова (1784–1839), излагающие ход партизанской борьбы с вражескими частями. Получившие в свое время довольно широкую популярность «Письма русского офицера» Ф. Н. Глинки (1786–1880) – поэта и журналиста – являются скорее литературным произведением, чем мемуарным. Значительное количество ценного мемуарного материала было собрано первым историком Отечественной войны А. И. Михайловским - Данилевским, усердно добывавшим от мало-мальски видных представителей армии их записки, дневники и т. д.
В записках А. Х. Бенкендорфа (1783–1844), известного позднее начальника III отделения, а во время войны 1812 г. состоявшего то при главной квартире, то в отряде Винценгероде, обрисовано движение к Дрисскому лагерю и дана характеристика этого бесполезного укрепления. Очень ценны свидетельства Бенкендорфа об отношении населения! к войне. Он рассказывает о франкофильских настроениях польского дворянства и о крестьянском движении, для расправы с которым польские паны призывали французские силы. Написанные под свежим впечатлением (частично были напечатаны уже в 1817 г.), записки Бенкендорфа мало освещают военные операции, но очень ярко изображают условия войны и отношение к ней населения.
И. Ф. Паскевич (1782–1856), напротив, свои «Записки» посвящает именно военным действиям. Он описывает встречный бой у Салтановки (под Могилевом), сражение под Смоленском. Паскевич командовал дивизией, и эпизоды, передаваемые им, относятся к его боевой биографии.