Проблемы развития правового строя в постсоветский России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Работа содержит 1 файл

История государства и права России как наука и учебная дисци.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

   За оскорбление словом оскорбитель  должен был перед судом просить прощения у обиженного.

   Наказание. Главной целью наказания являлось устрашение, чтобы уменьшить преступность, поэтому публично.

Была  и другая цель у наказания —  возмездие: за убийство — смертная казнь, за лжеприсягу отсекали два пальца.

Важной  целью наказания являлась изоляция преступников от общества(ссылка, тюрьма, членовредительные наказания и клеймение.

   Большое значение приобретала эксплуатация труда преступников. Их труд широко использовался при строительстве Петербурга, гаваней, дорог, каналов, крепостей, на мануфактурах, рудниках.

   Имущественные взыскания шли  в казну, на содержание госпиталей, больниц и т. д. Если преступник не мог заплатить присужденной суммы--отработать. Существовало объективное вменение, когда вместе с преступником карались его жена, дети.

    Формулировки наказания отличались  крайней неопределенностью, что подчас вело к судебному произволу и широко использовалось для расправы с классовыми противниками.

  Наказание  назначалось в соответствии с  классовой принадлежностью преступника,  офицеры и солдаты карались  по-разному, социальный фактор  либо усиливал, либо смягчал вину.

    Виды наказаний. Обострение классовой борьбы вело к усилению уголовной репрессии.

  -Смертная  казнь по Артикулу воинскому более чем в 100, по СУ – только в 35случаях. Простая и квалифицированная(крест в рёбра).

   Смертная казнь широко применялась  за государственные преступления и, в первую очередь, к руководителям и участникам крестьянских восстаний.

Значительное  распространение имели телесные наказания, сопряженные с тяжкими физическими страданиями:членовредительские(отрезание чего-либо) и болезненные(битьё кнутом, розгами).

     Впервые в уголовном праве  появилось наказание шпицрутенами. Шпицрутены представляли собой  длинные гибкие прутья толщиной 2—3 см. Били осужденного шпицрутенами сами солдаты, что должно было оказывать на них устрашающее впечатление.

   -Ссылка на каторжные и другие работы.

   -Большое распространение получило  тюремное заключение, которое делилось на простое и жестокое, сопровождавшееся заковыванием в «железо».

   -Лишение чести и прав(имя к виселице, вне закона)-шельмование.

В указах Петра встречается такое наказание, как политическая смерть. Последствием политической смерти было: конфискация имущества, лишение чести и всех прав.

   -Имущественным наказаниям. Имущественные наказания разделялись на три вида: конфискация имущества, штраф в пользу государства и частных лиц, вычет из жалованья. Конфисковывалась как часть, так и все имущество. Конфискация всего имущества обычно назначалась при смертной казни, ссылке.

 Воинским  артикулам известно также наказание, заимствованное из церковного права, — церковное покаяние. 

  1. Сословная политика абсолютизма  во второй половине XVIII в

Реформа сословного устройства русского общества

Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

  1. Учреждения для управления губерний 1775 г.

 Крестьянская  война 1773-1775 гг., показавшая неспособность  местного аппарата справиться с мощным народным движением, громоздкость старых губерний, недостаточное количество местных учреждений и чиновников вызвали крупную реформу местного управления и суда - губернскую реформу 1775 г.

 Накануне  реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. разукрупнялись. реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний. Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения. Губерния составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ и делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

 Была  учреждена должность генерал- губернатора, обычно управляющего несколькими губерниями. Полномочия генерал- губернатора были несколько шире, чем полномочия губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он являлся “главнокомандующим в отсутствии императорского величества”, имел право непосредственного доклада императору и т.д. Надзор за законностью управления в губернии возлагался на губернского прокурора и двух его помощников (губернских стряпчих), а в каждом уезде был уездный стряпчий.

 Количество  уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли  земский исправник и нижний земский  суд. Они избирались дворянством  уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду ( земский исправник и два заседателя) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т.д.

 В городах  была введена должность городничего.

 Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический  характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах.  
 

  1. Введение  основ городского самоуправления в  конце XVIII в. Грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г.
 

В 1785 Екатерина  II издала Жалованную грамоту городам, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения.

Выделялось 6 категорий городского населения. Городские  купцы (1) были разделены на гильдии, в зависимости от размера состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных (именитых) граждан (2), которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей (3). Мещане, занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников (4). В состав Жалованной грамоты городам 1785 вошел специальный Ремесленный устав. Отдельно выделялись иностранные граждане, а также иногородние (5). В последнюю категорию было отнесено все прочее посадское население (6).

В городах  создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие). 
 

35 . Учреждение полиции Российской империи. Устав благочиния или полицейский 1782 г. 

 В начале XVIII в. появляется новый орган в системе государственного аппарата - полиция, выполнявшая важную задачу по охране крепостнического строя.

 Первоначально полицейские органы были созданы  в Петербурге и в Москве. В 1718 г. учреждается должность генерал-полицмейстера  в Петербурге, в 1722 г. в Москве - обер-полицмейстера. Они возглавляли канцелярии полицмейстерских дел. Полиция опиралась в своих деятельности на старосту улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников.

 В дальнейшем полицейские органы были созданы  и в других городах страны. В 1733 г. в 23 городах имелись полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстером. В их распоряжении был небольшой (до 10 человек) вооруженный отряд.

Государство придавало большое значение полицейскому аппарату. Компетенция ее была обширной: охрана порядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

 С 1755 г. полицейские функции в уездах осуществляли исправники и нижние земские  суды;  в городах - городничие; в  Москве и Петербурге - обер-полицмейстеры. В связи с усилением волнений в 1782 г. в городах были созданы специальные полицейские органы - управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего (в столице - полицмейстера), пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами, город делился на полицейские части во главе с частным приставом. часть включала от 200 до 700 дворов и подразделялась на кварталы (от 50 до 100 домов), возглавлявшимися квартальными надзирателями. В каждом квартале в помощь квартальному надзирателю придавалось по одному квартальному поручику. Города, таким образом, опутаны разветвленной системой полицейских органов.

 Управа  благочиния была наделена широкими правомочиями и вмешивалось во все стороны жизни горожан. Она должна была обеспечивать “благочиние, добронравие и порядок” в городе, следить за исполнением законов, пресекать их нарушение, проводить в жизнь решения губернского правления, судебных палат и иных судов. На нее было возложено и рассмотрение мелких уголовных дел о кражах (на сумму до 20 руб.).

Устав благочиния или полицейский 1782 г.

 В начале XVIII в. появляется новый орган в системе государственного аппарата - полиция, выполнявшая важную задачу по охране крепостнического строя.

 Первоначально полицейские органы были созданы в Петербурге и в Москве. В 1718 г. учреждается должность генерал-полицмейстера в Петербурге, в 1722 г. в Москве - обер-полицмейстера. Они возглавляли канцелярии полицмейстерских дел. Полиция  опиралась в своих деятельности на старосту улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников.

 В дальнейшем полицейские органы были созданы  и в других городах страны. В 1733 г. в 23 городах имелись полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстером. В их распоряжении был небольшой (до 10 человек) вооруженный отряд.

 Государство придавало большое значение полицейскому аппарату. Компетенция ее была обширной: охрана порядка, борьба с преступностью  в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные  мероприятия.

 С 1755 г. полицейские функции в уездах осуществляли исправники и нижние земские  суды;  в городах - городничие; в  Москве и Петербурге - обер-полицмейстеры. В связи с усилением волнений в 1782 г. вгородах были созданы специальные полицейские органы - управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего (в столице - полицмейстера), пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами. город делился на полицейские части во главе с частным приставом. часть включала от 200 до 700 дворов и подразделялась на кварталы (от 50 до 100 домов), возглавлявшимися квартальными надзирателями. В каждом квартале в помощь квартальному надзирателю придавалось по одному квартальному поручику. Города, таким образом, опутаны разветвленной системой полицейских органов.

Управа благочиния была наделена широкими правомочиями и вмешивалось во все стороны  жизни горожан. Она должна была обеспечивать “благочиние, добронравие и порядок” в городе, следить за исполнением законов, пресекать их нарушение, проводить в жизнь решения губернского правления, судебных палат и иных судов. На нее было возложено и рассмотрение мелких уголовных дел о кражах (на сумму до 20 руб.). 
 

Информация о работе Проблемы развития правового строя в постсоветский России