Проблемы развития правового строя в постсоветский России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Работа содержит 1 файл

История государства и права России как наука и учебная дисци.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

     4. группа приказов- приказы иностранных дел: Посольский (1567). В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом. Он ведал некоторыми городами: Касимовым и Романовым, уездом Великой Пермью. Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу. Полоняничный приказ стоял в подчинении посольского приказа. Существовал с 1663 по 1678. Панский приказ (Неволин).

  1. группа приказов - областные приказы. Это чети и четверти. Они появились в результате проведения централизации. С централизацией государства уделы начали дробить, сначала на уезды,  потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы - чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети. Например: Костромская, Устюжская, Новгородская  и др. чети. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей - инкорпорирование области силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.
  2. группа приказов - приказы государственно-церковного управления. Патриарший разряд, приказ церковных дел, патриарший двор. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.
  3. последняя группа приказов выделена в отдельную группу. Это были приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы. Например: Панихидный приказ, который ведал отправлением панихид по умершим царям. Можно также выделить приказ Немецких кормов, приказ Государя Тайных дел. Монастырский приказ (1649) ведал управлением церковным земель. Было очевидно, что государство намеревается постепенно секуляризовать церковные земли. Монастырский приказ - первый шаг в этом направлении. Приказ Государя Тайных дел (1658) занимался слежкой за высшими должностными лицами государства. Он также ведал многочисленными царскими делами. Он был лично подчинен царю. Во многом его можно считать органом эпохи абсолютизма. В приказе Тайных дел служили дьяки “в государеве имени”. Они имели право подписывать за царя указы. Но это не означало, что они издавали законы. Просто они оформляли таким образом частную волю царя. Это были, как правило, устные распоряжения, которые дьяк облекал в письменную форму.

     Приказы можно классифицировать на постоянные (Псольский, Большия Казны, Разряд) и  временные (Доимочный, Тайных дел, упраздненный после смерти Алексея Михайловича, Даточный) 
 

  1. Местное управление Руси в  середине XVI - XVII вв.

Образование Русского централизованного государства  и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Существовавшая ранее система кормления была отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.

  Интересно, что их появление прямо связано  с инициативой дворянства и некоторых других слоев населения (посада, государственных -черносошных крестьян), жаловавшихся на то, что наместники не справляются я с "лихими" людьми. Губные избы и были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, татями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции. Так, на них возлагался сбор податей, перепись населения, осуществление контроля за кабаками (питейными заведениями), корчмами. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. В XVII в. компетенция губных органов стала еще шире по сравнению с периодом их создания и включала все дела местного управления.

  Губные  грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями.

    В первое время  губные избы действовали параллельно  с органами кормления.

  Во  главе губных изб стояли губные старосты, избираемые или назначаемые из детей боярских2 и дворян. При них находились старосты, десятские и лутчие люди.~Тубныё' старосты должны были быть, как говорят документы, "прожиточными", т.е. в определенной мере состоятельными. Некоторые губные грамоты требуют "выбрать.... губного старосту, который бы грамоте был горазд".

  При губной избе состоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии - на один год.

  Введение  губных изб не означало ликвидации сотских, десятских, пятидесятских, избираемых сельским и посадским населением. Эти выборные волости должны были оказывать помощь губным избам.

  Разбойная изба (позднее — приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления.

  Во  второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и их обязанности возлагались на представителей центральных правительственных органов, губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Постепенно Уставная книга этого приказа заменила губные грамоты.

  Кроме губной реформы в середине XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства ("лутчих" людей). Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции- земских органов изъяты.

  Земские избы состояли из "излюбленных голов" (позднее - старост) и выборных "лутчих" людей. При земской избе состоял земской дьяк. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем представителям земского управления, которые будут

пользоваться  своими правами и обязанностями  в своих личных корыстных целях или нарушать установленные грамотами порядки.

  Для осуществления своих функций  земские власти пользовались существовавшими раннее выборными сотскими, пятидесятскими. Образование земских органов происходило одновременно с ликвидацией органов кормления. Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе по тем, которые были подсудны губным избам. На них также лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка ("волостелин откуп"), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам ("всякие наши доходы собирати и к нам на срок привозити").

  Этот  оброк шел теперь в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата.

  Земские органы решали и другие вопросы управления (например, осуществляли контроль за промыслами, торговлей, питейными заведениями, исполняли полицейские функции).

  Территорией, на которой действовала земская  изба, был, как правило, город с уездами, но могла быть и отдельная волость.

  Губная  и земская реформы по мере их осуществления  приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства. Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем "жалования" грамот отдельным местностям. Общего единого указа принято не было. Сохранилось множество текстов губных уставных грамот и наказов и земских уставных грамот.

  Губные  грамоты начали составляться с 30-х  годов XVI в. и издавались до конца XVII в.

  Одна  из первых земских грамот была утверждена в 1552 г., последняя - в 1622 г.

  Организация губного и земского самоуправления усилила позиции дворянства и верхушки посада, способствовала укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов.

  Но  губные и земские органы не были достаточно определенно и четко соединены с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах. Губные избы подчинялись Разбойному приказу, но последний осуществлял лишь общее руководство их карательной деятельностью. Деятельность губных изб по другим направлениям контролировалась соответствующими приказами. Так же сложно состояло дело и с подчиненностью земских органов.

  В начале XVII в. началась существенная реорганизация местного управления. Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы. Воеводы являлись властью административной и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными на подведомственной им территории), контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики.

В помощь воеводе  создавался специальный аппарат - приказная (или съезжая) изба с дьяками и подьячими, приставами, рассылыдиками и другими должностными лицами. В слободы и волости в помощь воеводе назначались приказчики. Компетенция воевод, их взаимоотношения с центральным аппаратом не получили достаточно четкого определения1. Это порождало страшный произвол, волокиту, взяточничество, казнокрадство. Но при всем том воеводско-приказное управление действовало значительно эффективнее земского и губного и в большей мере отвечало задачам управления и карательной политики государства 
 

  1. Развитие  права во второй половине XVI - первой половине XVII вв. Создание Соборного уложения 1649 г. и его источники.

     Исторические и экономические  предпосылки создания Соборного Уложения    1649 года.

     Начало 17в. хар-ся полит. и экон. упадком Р. В значительной мере  этому способствовали войны со  Швецией и Польшей, закончившиеся  поражением Р. в 1617 году.

После подписания мирного договора в 1617 году со Швецией Россия потеряла часть своих территорий - побережье Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы и города на её побережье. Выход Р. к Балт. морю был закрыт.

Кроме того, после похода на Москву в 1617-1618 годах польско-литовского войска и  подписания перемирия к Польше отошли Смоленская земля и большая часть Северной Украины.

Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении  хозяйства страны, требовали срочных  мер по его восстановлению, но вся  тяжесть легла, главным образом, на черносошенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время, учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т.д.), большинство которых вводилось  почти непрерывно заседавшими Земскими соборами.

      Однако, казна остается пустой  и правительство начинает лишать  денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль. Многие посадские люди начинают уходить на “белые места” (освобожденные от государственных налогов земли крупных феодалов и монастырей), эксплуатация же остальной части населения увеличивается.

В такой  ситуации невозможно было избежать крупных  социальных конфликтов и противоречий.

1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в  Москве (так называемый “соляной  бунт”).  Восставшие в течение  нескольких дней удерживали город  в своих руках,  разоряли дома  бояр и купцов.

Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегодске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.

     Практически, на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича (1645-1676 г.) страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны и 1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор, работа которого завершилась принятием в начале 1649 года  нового свода законов - Соборное Уложение. Составлен проект был специальной комиссией, а целиком и по частям его обсуждали члены Земского собора ( “по палатам” ). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

Информация о работе Проблемы развития правового строя в постсоветский России