Проблемы развития правового строя в постсоветский России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Работа содержит 1 файл

История государства и права России как наука и учебная дисци.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

       Виды преступлений:

--Гос-е—наиболее  тяжкие(крамола—измена, подым—восстание). Ответственность за взяточничество, за дачу ложных показаний.

--Наиболее  опасными считались также разбой, убийство господина, грабёж, кража,  порча межевых знаков.

--Судебник  знал клевету и оскорбление  словом.

    Виды наказаний: 

   Усиление террористического характера.

   Вводится членовредительство и смертная казнь.

   Чётко сформулировал принцип:  «наказать так, чтобы другим, смотря  на то не повадно было»

--Торговая  казнь—за повреждение межевых  знаков, за кражу.

   Характерна неопределённость наказания—«казнить  смертною казнью». 

  1. Суд и судебный процесс Московского централизованного государства.

Обвинительно-состязательный. Форма процесса усовершенствована: протокол, осуществлялись вызовы в  суд, судебные решения оформлялись  специальными документам. Вводилось  понятие срока давности, вышестоящие  инстанции(приказы, БД, великий князь).

   Доказательства: документы, собственное  признание, присяга, свидетельские  показания.

   Не исчезла такая примитивная  форма процесса как поединок.

   Судебник знал и другую форму  процесса—розыск, сыск—инквизиционная  форма, это связано с усилением карательной политики. Инициатива принадлежала гос-му органу.

   Главные доказательства: признание,  поимка с поличным, обыск. 

     Другой  вариант ответа. Существуют три стадии: установление сторон, судебное решение, вынесение суд. решения. Ответчик призывался в суд дложностным ицом -доводчиком или недельщиком, ктый получал за свой труд вознаграждение -езд. Стороны призывались в суд срочной грамотой, если ответчик не являлся в суд к сроку, обозначенному в срочной грамоте, то произносилось заочное решение в пользу истца, ктму выдавалсь бессудная грамота. Главными суд. док-вами в угол. и гражд. делах -признание, письменные документы или грамоты. При недостатке признания и письменных докумнетов призывались свидетели. Одинаковые показания свидетелей обеих сторон решало дело, если свидетели были только с одной стороны, то  суд. поединок; если свидетели ьыли с обеих сторон и показывали различно, то должны были доказать свои показания поединком. Суд. поединок соверошался под наблюдением долж. лиц, допускался не только меджу истцом и ответчиком, но и между послухами. В случае расхождения в показаниях -крестное целование или присяга -допускалась при отсутствии других суд. док-ств.  Жребий -в тяжбах между русскими и чужеземцами он решал вопрос, кому дать присягу; в тяжбах между русскими, по всем делам право присяги принадлежало ответчику. Обвиняемый на оснвании законных суд. до-ств должен был уплатить иск, все издержки и суд. пошлины. Между пошлинами различались: 1) Пошлины от иска по решенным делам. 2)Пошлины от суд. поединка. 3)Пошлины от грамот за приложение печати. 4)Пошлины за пересуд. /**В тяжбах, решаемых наметсниками, волостелями и тиунами, в случае обвинения ответчика судьи получали “противень” истца, а в случае обвинения истца наместник и волостель получали по два алтына с рубля иска, если суд назначал поединок, а тяждующиеся мирились до битвы, то наместник и тиун получали половину от иска. В Судебниках упоминаются след. суд. акты: 1) срочные грамоты (извещение тяждующихся о сроке суда).  2)приставные грамоты (выдаваемые недельщиком, доводчиком для вызова сторон в суд).  3)судные списки (протоколы процесса судебного разбирательства) -именовались судьи, стороны, док-ва и помещались в решение дела.  4)Правые грамоты. Содержат в окончательной форме протоколы судебного разбирательства и решение дела, по которому одна из сторон оправдывалась, а другая обвинялась, прикладывались печати вел. князя или болярина  или наместника в завис. от того, чьим судом решено дело; она подписывалась дъяком, а писалась подъячим. Особый вид правых грамот - холопьи правые грамоты и отпускные, ктые выдавались рабам по суду, признанными свободными (выдавались боярским судом), д. быть подписаны господами рабов.  5)бессудные грамоты -выдавались по заочному решению в случае неявки в суд одной из сторон. ** По Суд.1550г виды суда те же. как и по Суд.1497 (суд государя, боярский, наместников, волостелей), но в постановлениях об орг-ции суда и судопроизводства помещен ряд новых статей, грозящих наказанием всем судьям за несправедливый суд и взяточничество. Судные дела, решаемые провинциальными делами, описывались земскимми дъяками, дворский староста, целовальники и судные мужи прикладывали руки к судным искам. Протокол, напеисанный земским дъяком, подписывался дворским, старостой и целовальником, ставилась печать судьи. Наместник обязан хранить у себя, а копию хранить у дворского, старосты и целовальников. В отношеннии послухов Суд1550 постановлял, что если истец представит несколько послухов, и одни из них  скажут “в его речи”, а другие против, то первые имеют право требоваит поединка от вторых. Побежденные свидетели признаавились виновными и должны были платить иск, суд пошлины. Если послузи истца не требовали поля, то истец признавался виновным и приговаривался к уплате иска и пошлин. Если послух говорил против ответчика, то послух мог вызвать его на поединок или предложить ему простое целование.  

17.  Становление сословно-представительной монархии на Руси.

   Социально-экономические и политические  процессы в 16 веке определили изменения формы правления Русского гос-ва: с середины 16 века начинает складываться сословно-представительная монархия. Особенности: привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий(бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Власть вынуждена была обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, т.к. без их поддержки(прежде всего финансовой) было невозможно дальнейшее укрепление гос-го аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведения активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.

    Эта форма правления устанавливалась,  как правило, после преодоления  феодальной раздробленности и создания централизованного гос-ва и способствовала дальнейшему укреплению последнего.

    Энгельс о власти и городе: «…он помог королевской власти  одержать окончательную победу, а королевская власть в благодарность  за это поработила и ограбила  своего союзника».

    Городская знать заинтересована: сильное централизованное гос-во  и власть монарха могли обеспечить  ликвидацию таможенных рогаток.

     Созыв Земских соборов, имевших  в своём составе бояр, высшее  духовенство, представителей от  дворян и богатой части городского населения. Особенность: впервые к решению важных гос-х вопросов привлекались дворяне—серьёзное усиление их политических позиций, и состоятельные горожане.

    В состав ЗС входила и Боярская  дума. Царская власть стремилась  к консолидации всех групп феодалов в единое сословие с одинаковыми интересами и классовыми целями, с общим правовым статусом.

    Сословно-представительная монархия  существовала в России до второй  половины 17 века. В классическом  виде действовала недолго. 
 

  18. Организация и деятельность Земских соборов.

    Большую роль в управлении  гос-м играли Земские соборы. Они  стали созываться с середины 16 века, наиболее регулярно действовали  в первой половине 17 века. Первый  ЗС собрался в 1549 году по  инициативе Ивана Грозного—решил ввод новых налогов для ведения Ливонской войны.   Последние ЗС состоялись в 1648-49 гг., 1651 и 1653году. Всего их было 47, некоторые говорят 50.

    К концу 16 века сложился порядок  утверждения, избрание царя на  ЗС—легитимность.

    В 1613 году—самый многочисленный ЗС, около 800 человек.

    На практике в них входили  Боярская дума, высшее духовенство(«Освящённый  собор») и выборные представители  дворянства и городов.

    Созыв: «изо всех городов всего  великого Российского царствия…к  Москве, для земского совета и для гос-го опирания, лучших и разумных людей».

    Наибольшее представительство имела  Москва: дворяне и горожане.

    ЗС собирались не систематически, но в первой половине довольно  часто. Созыв объявлялся специальной  грамотой, которая определяла порядок проведения выборов.

    Вопросы подлежавшие обсуждению  на ЗС подготавливались царём  и Боярской думой, обычно вопросы  внешней политики, финансов, законодательства.

    Каждая сословная часть ЗС  обсуждала поставленные вопросы  отдельно и выносила своё суждение. Решение же должны были приниматься всем составом Собора.

    Решения ЗС оформлялись принятием  специального соборного документа,  как правило, «приговора».

    Ни созыв ни решения ЗС формально  не были обязательны для царя.

    Фактически ЗС в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они её всемерно укрепляли.  
 

  1. Создание  приказной системы  управления.

     Органами  центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально  единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.

     Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского  порядка со строгой вертикальной структурой.

     Особенностью  приказов была их публичность. При присоединении  удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

     История создания.

     На  рубеже двух веков - 15-16 - складываются только основы приказной системы. При  Иване 3 и Василии 3 уже действуют  некоторые территориальные приказы - чети или четверти, и некоторые отраслевые приказы - казенный, Разряд . Время Ивана Грозного - время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившееся царем.

     Приказ  вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц  в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном  приказе и т.д. Приказы, будучи административными  органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить  дело, оно представлялось  рассмотрению Боярской Думы.

     Состав  приказа.

     Приказ  возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие - помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки.

     Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

     Серьезной проблемой приказов было разграничение  их компетенции. Одно и тоже дело могли  ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное  множество коллизий.

     Классификация приказов.

       группа приказов - финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание - 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ или приказ Большия Казны (1578)

     В ведомстве этого приказа был  Монетный двор. Этот приказ заведовал  государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая   Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..

     2. группа приказов - судебно-административные  приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы - исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, “Московских чинов люди”, во Владимирском - все остальные. Челобитный (1571) приказ также являлся судным приказом. Челобитный приказ - необходимая инстанция перед верховной апелляционной инстанцией, которой была Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам царь. Челобитный приказ, кроме того, являлся высшим административным судом России.

     Приказ - высшая отраслевая судная инстанция, до него, как правило, тяжущийся должен был пройти суд в низших инстанциях.

     3. группа приказов - полицейские приказы. Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (1516), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

     4. группа приказов - приказы по военному  делу. Разрядный приказ (1535) - аналог Генштаба. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (1511) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный (1573) приказ ведал изготовлением конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ

Информация о работе Проблемы развития правового строя в постсоветский России