Проблемы развития правового строя в постсоветский России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Работа содержит 1 файл

История государства и права России как наука и учебная дисци.doc

— 359.50 Кб (Скачать)
  1. Положения Манифеста  19 февраля  1861  г.  Формы землевладения.  Правовое положение  крестьян

В итоге реформы  подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились к отдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы (например, положение о выкупе). Две основные идеи реформы:

немедленное исполнение законов после их опубликования;

решение о земельных  наделах откладывалось, крестьяне  переводились во временно обязанное состояние, отношения с помещиками (теперь только земельные) регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размер и сроки выкупа.

Документы разочаровавшие население, по которым:

землю не получили кто ее не имел. Помещикам разрешалось  в замен выкупа забирать у крестьян по одной десятине на душу. Размер надела имел разную цену: первые десятины стоили дороже, большие – дешевле. Это  сделали потому, что бы у крестьян осталось больше земли, поскольку выкупать больше земли было выгоднее.

не была установлена  частная собственность на землю. Особое ограничение земельного права  было у крестьян.

Меры по формированию гражданского общества, всё население  приобретает почти единые права  в обществе. Хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.

Это было переломное время , когда царствовал Александр  II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам  (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.

Этот закон был  принят 18 февраля 1861 года, а наряду с  ним были приняты еще с десяток  других законов регламентирующих порядок  раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось ). Содержание этих документов было таково:

1).крестьяне получали  личную свободу

свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков  2).они стали зависимы от крестьянских общин

3).получили право  на образование, кроме особо  привилегированных учебных заведений

4).заниматься государственной  службой

Но вопрос о земле  не был решен сразу.

5).крестьяне находятся  на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если  крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство (которое имело процент с крестьянина). 
 

  1. Крестьянское  самоуправление, волостной  суд в 1860-е гг. XIX вв. Реформа крестьянских учреждений 1889 г.

Главный комитет  об устройстве сельского состояния. В него входили министерство внутренних дел, государственных имуществ, начальник  третьего отделения. Компетенция комитета не была изначально оформлена, сложилась  в результате работы. В 1863 г. принимается постановление, подписанное царем, в котором признается правомерное обращение, в комитет могли жаловаться даже крестьяне. На стадии подготовки предполагалось, что мировой посредник, выбираемый от крестьянских помещиков, будет решать их же проблемы. Но в итоге (до 1864 г.) их все-таки назначает губернатор. Полномочия мировых посредников:

  • помогали составлять и визировать составные грамоты;
  • разбирали дела о жалобах;
  • осуществляли надзор за крестьянским управлением;
  • судебные функции по гражданским делам до 30 рублей.

Цель  их деятельности: примирение сторон, мировые посредники могут налагать денежные взыскания, принуждать к общественным работам, объявлять должностным лицам выговор, подвергать аресту, отстранить от выполнения обязанностей. Это была первая инстанция.

Вторая инстанция  – уездный съезд мировых посредников. Достаточно долго во главе его  стоял не выборный член съезда из уездных  представителей дворянства. Должность  просуществовала до 1864 г. Если бы существовали общие суды, то мировых судов не потребовалось бы.

Третья  инстанция. Губерния по крупным делам присутствия. В него входили: дворянство, управление палаты государственных имуществ и четыре местных помещика. Данный орган поддерживал связь с МВД, давал разъяснения по циркулярам. Дела направлялись в МВД, оно рассматривало наиболее сложные и спорные дела, которые возникли в данном месте. Можно приносить жалобу на действия уездного съезда. Первоначально с 1861 г., 2-я инстанция отсутствовала. С 1874 г. создано уездное присутствие.

Община в России имеет очень большие корни. Наиболее актуальными вопросами для исследования стали: что такое община, поземельные  отношения общины, роль общины как  социального регулятора, полицейские  и фискальные функции общины, взаимоотношения  с помещиком и с вотчинной администрации. Община делилась на сельскую общину (общественную) и волостную. Под первой понималось совокупность крестьян водворенных на землях одного помещика и тяготеющие к одному церковному приходу. Община выполняла полицейские и фискальные функции, имела самоуправление. Она регулировала важные вопросы для крестьян:

  • дела о земельных переделах;
  • раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему их платил староста;
  • составляли списки рекрутской повинности;
  • ряд других менее важных моментов, например, отношения между общинами.

Община в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены  законы, которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходах главенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 – 2000 ревизских душ) – волостное правление, во главе волостной староста и волостной суд. Интересен механизм поощрения на должности волосного старосты. Волостной староста прослуживший 3 года освобождается от рекрутской повинности на срок службы, после 6 лет освобождался абсолютно от рекрутской повинности, а после 9 лет службы мог освободить от повинности, по своему выбору, родственника.

Органы руководящие  крестьянской реформой сложились стихийно. Данная система была подвержена переустройству. В 1889 г. был пик реформ: ликвидированы мировые посредники, уездные съезды посредников и в это время общины получают автономию. Земский участковый начальник всегда назначался МВД. Назначали на эту должность дворян с 25 лет и наличием высшего образования. Но зачастую второе требование не соблюдалось, поскольку не хватало квалифицированных кадров. Функции участкового земского начальника во многом схожи, но значительно шире по сравнению с уездными посредниками:

  • полностью решали вопросы крестьянского землеустройства;
  • осуществляли контроль за крестьянским самоуправлением вплоть до возможности приостановления постоянных сельских сходов;
  • обладали полицейскими функциями: должны прекращать бунты и волнения.

Теперь судами первой инстанции разрешались дела мелкие уголовные и гражданские иски до 500 рублей.

Позитивная  оценка реформ: действовал принцип разделения властей, включены налоги на крестьянское самоуправление. Таким образом, крестьянское самоуправление было включено в систему государственной власти, и поэтому позволила работать крестьянскому самоуправлению более эффективно, улучшилось их материальное обеспечение. И служащие кроме самоуправления стали чиновниками низшего уровня, МВД служащими.

Информация о работе Проблемы развития правового строя в постсоветский России