Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад
Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.
1. Возникновение государственности у восточных славян.
Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры
Политорганизация
возникает на определенном этапе
развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало
образованию государства и
Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые по сути есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между собой.
В этих
племенах и появился институт старейшин,
проводились племенные
В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу военной демократии. Там селились племена:
- словени, на территории Новгорода
- поляне, на территории Киева
- северяне, древляне и т.д.
Восточные путешественники того времени выделяют 3 государства (или предгосударства ?) на территории России в IX веке
Куявия – на территории Киева (подчинялась хазарскому кагану)
Славия – на территории Новгорода (была под властью варягов)
Артания –предположительно в Тмутаракани, на Таманском полуострове.
Эти государства были центрами тогдашней цивилизации на территории Руси.
Образование Киевской Руси
Главный признак – от родовой общности перешли к территориальной. Следующий признак – наличие власти группы лиц над другими находящимися на этой территории. Появилась группа лиц – аппарат – которые занимались только управлением. Возникли налоги. Многих этих признаков не было у предыдущих союзов племен. Согласно норманской теории славяне находились под влиянием норман, но в середине 9 века произошёл сброс этого ига с Новгородских земель. Затем опять призвали их править в Новгороде—Рюрика и его братьев.
Затем братья Рюрика умирают и он остается единственным правителем Руси. Нельзя сказать, что все сразу образовалось, но Рюрик укрепился у власти и умер оставив после себя малолетнего наследника – Игоря, которого по малолетству заменил Олег (получивший прозвище Вещий). Вещий Олег в 882 году отправился в поход на юг, где он захватывает Киев и много других земель на пути “из варяг в греки”, в результате чего и происходит объединение Руси. Позднее ее территория расширяется за счет присоединения соседей или их захвата. Олег перенес столицу в Киев (поэтому все князья – “великие киевские”). Так образовалась Русское государство.
Норманизм и антинорманизм.
Это две
версии образования Киевского
Первая заключается в том, что государство возникло при помощи норманн, а по второй - Рюрики не нормандцы.
Позднейшие исследования косвенно подтвердили норманнскую версию (в XIX веке).
Русское государство IX - XII веках.
Киевская Русь появляется (по обще распространенной точке зрения) как раннефеодальное государство или варварское государство (так как там нет сословий, классов форм собственности и т.п.).
В возникающем
государстве как раз и
По форме правления на Руси была монархия, но не абсолютная и не ограниченная. Так как в ней присутствовали элементы каждой из монархий, то ее назвали раннефеодальной монархией. Ее признаками являются:
-наследственность
-юридическая безответственность
-нет постоянных институтов
-не установлен механизм передачи власти по старшинству (от отца к старшему сыну)
-существует
совет при князе, но без
-было вече, но он был чрезвычайным органом
-городское собрание, которое могло ограничивать законную власть
Небыло специальных гос-х
Политический
режим в Киевской Руси не существовал
как таковой, это критерий гораздо более
позднего времени.
2. Государственный строй Киевской Руси (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).
Древнерусское гос-во—
По форме правления
Взаимоотношения между
К середине 12 века новые политические
центры настолько усилились,
Во главе Древнерусского гос-
Великокняжеский престол
Великий князь опирался на совет крупных феодалов—бояр, духовенство.
После укрепления местных
Гос-й аппарат совпадал в
На местах: посадники(наместники)—в городах, волостители в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости.
Судебных органов как особых учреждений не существовало. Суд не отделён от администрации.
Вооружённые силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения, народного ополчения.
государственного строя Киевской Руси в конце 9 – начале 12 вв. В понятие государственный строй следует в дальнейшем включать характеристику государства в соответствующий период:
1) по форме, которая в свою очередь включает в себя форму правления и форму государственного устройства (государственного единства), и
2) по содержанию,
которое в свою очередь
По форме правления Киевская Русь была монархией. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати. В литературе он получил название – боярский совет. Его роль и значение не вполне выяснено: был ли он совещательным органом при князе или же князь являлся лишь председателем такого собрания, связанный его решением. В конце 11 - начале 12 века для обсуждения и решения наиболее важных вопросов (о военных походах, о принципах взаимоотношений друг с другом, о законодательстве) князья собирались на съезды («снемы»), куда приглашались и некоторые бояре и священники православной церкви. Статус их был столь же неопределенным, как и у вышеуказанных боярских советов. Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – «воев». Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий.
4. Происхождение Русской правды и ее редакции.
В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками (различаются текстом, количеством и порядком статей). Бесспорно, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники,
-- Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся:кровная месть(стараются ограничить, вира), круговая порука («Дикая вира» налагалась на всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. По этому поводу оживлённые дисскуссии: сторонники нотманской теории, В.О.Ключевский считал что Закон Русский являлся «юридическим обычаем». Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях(отражал соц-е неравенство). А.А.Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы», «поконы»,. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени.
Я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.
“Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:
краткая редакция (первая по времени)
пространная редакция (121 статья)
сокращенная редакция
Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII веке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):
правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)
правда Ярославичей (его сыновей в 60-х годах X века)
В целом же краткая редакция появилась в конце XI века.
В XII веке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:
Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)
Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)
Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV, XV веков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.
Сокращенная
редакция возникла во второй половине
XV века при Иване-3, который начал заниматься
кодификацией права. К тому времени пространная
“Русская правда” потеряла свое значение,
но наиболее важные и не потерявшие своей
актуальности статьи были добавлены Иваномом-3
в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя
редакция не стала законом, а рассматривалась
как законопроект.
5. Преступления и наказания по древнерусскому праву.
Информация о работе Проблемы развития правового строя в постсоветский России