Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

В с. Знаменском «празднично и весело провели  знаменцы день международной солидарности рабочего класса и крестьянства»190.

     В 1927 году 1 Мая встречали ещё более торжественно. «В Барнауле дома были украшены зеленью, портретами вождей, флажками. Говорливые людские колонны стекались к Рабочему Дворцу.

… Фронт  колонн быстро обходят представители  Окрисполкома, Окружкома, Профсовета и  Красной армии. Парад принимает  тов. Зуев-Ратников, приветствуя каждую группу.

… Бурно  приветствовала площадь представителей крестьянства и Красной армии.

На Первомайской площади сочно «чокает» футбол, прибыла  и спортивная команда полка и  показала массовые фехтования с винтовкой. Комсомольские и пионерские организации также отчётливо и твёрдо проделали спортивно-гимнастические упражнения.

К вечеру начался киносеанс под открытым небом, и даже, несмотря на начавшийся дождь, многие остались на своих местах»191. Так было встречено 1 Мая в Барнауле в 1927 году.

     Активно праздновали День международной  солидарности трудящихся в 1927 году не только в городах, но и в деревнях и сёлах. В деревне Ново-Копылово Белоярского района «революционный праздник – 1 Мая привлёк всех. Молодёжь участвовала в манифестации на лошадях, а старики – пешком. Вечером в школе был поставлен спектакль, больше половины людей не могли вместиться»192. Здесь же отмечается, что религиозные праздники стали игнорировать. Так, «раньше на Пасху поп ходил с крестом и за ним тянулись целые сотни людей; нынче же ходило только 15 старух. Попа встречали плохо. Девять дворов пройдёт – отказ, только в десятом клюнет»193.

В с. Алейском празднование 1 Мая прошло следующим  образом: «У Народного дома была поставлена наспех сделанная трибуна, обтянутая  красной тканью. По её сторонам находились бюсты Ленина и Маркса – основоположников научного социализма. Вскоре на площадь стали прибывать организованные толпы рабочих и служащих, сюда же прибыли и школьники. Сильный и стройный хор исполнил несколько революционных песен. С клубной площади демонстрация направилась к маслодельному заводу – это шествие было весьма внушительно. Вечером оба клуба были набиты публикой всех возрастов. Так с. Алейское светло и радостно встретило пролетарский праздник»194.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в первомайских праздниках с течением времени стало принимать активное участие всё большее количество людей города и деревни. Во многом это можно объяснить политикой советской власти, которая со временем стала более последовательной и целенаправленной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Значение праздника как многообразного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Поистине праздник и празднества можно назвать важнейшими социально-культурными ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества.

      Перестройка всей жизни, происходившая в России после Октябрьской революции, не могла не затронуть и праздничной культуры. Советская власть диктовала новые формы и смыслы празднования, происходила трансформация праздничной системы, её функций и особенностей воплощения. Поэтому  новые политические установки и ориентиры, обозначившиеся в нашей стране после прихода к власти большевиков, требовали своего отражения не только в законодательных нормах, но и в обыденной жизни людей, чему и   способствовало утверждение новых памятных дат.

     Советская праздничная система, являясь продуктом социальных отношений, в то же время играла немаловажную роль в процессах их конструирования и трансформации, а также в процессах легитимизации власти. Значение новых праздничных дат многократно возрастает именно в революционные эпохи, когда сотворение иного «символического универсума» во многом обуславливает социализацию индивида в новом обществе.

     Возникновение и становление советских праздников происходило в результате встречного движения власти, идеологии и общественного самосознания. С помощью новых праздников государство проводило и закрепляло в сознании масс классовые политические идеи, а также общественные отношения новой жизни.

     Одним из главных факторов  в становлении советской праздничной  культуры было стремление государства к контролю над общественной жизнью городского и сельского населения. Поэтому проведение праздников стало неотъемлемой частью государственной политики, вплоть до того, что основная идея празднования той или иной даты излагалась в инструкциях ЦК РКП (б).

     Утверждение новой культуры сопровождалось и активным вытеснением религиозных пережитков, а вообще, для 1920-х годов было характерно сосуществование традиционной религиозной праздничной обрядности и системы новых государственных праздников.

     Несомненно, все советские праздники отличались чётким политическим содержанием, а их главной целью было утверждение идей советской власти. Новые праздники, воздействуя на познавательную, эмоциональную и волевую сферы деятельности человека способствовали объединению людей для решения общественно значимых для государства задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список источников и использованной литературы 

Неопубликованные  источники:

  1. Центр хранения Архивного фонда Алтайского края: Ф. Р-10. Алтайский губернский исполнительный комитет. Оп. 1. Д. 826.
  2. ЦХАФ АК: Ф. Р-593. Алтайский губернский военный комиссариат. Оп. 7. Д. 1.
  3. ЦХАФ АК: Ф. П-2. Алтайский губернский комитет РКП (б). Оп. 1. Д. 229.
  4. ЦХАФ АК: Ф. П-2. Алтайский губернский комитет РКП (б). Оп. 1. Д. 233.
  5. ЦХАФ АК: Ф. П-2. Алтайский губернский комитет РКП (б). Оп. 1. Д. 234.
 

Источники: 

  1. 1 Мая в  с. Алейском //  Красный Алтай. – 1927. – 6 мая.
  2. 1 Мая в с. Знаменском // Степная правда. – 1926. – 9 мая.
  3. 1 Мая в с. Яминском // Звезда Алтая. – 1923. – 6 мая.
  4. Антенна // Красный Алтай. - 1927. - 25 октября.
  5. Барнаул в праздник // Красный Алтай. – 1927. – 3 ноября.
  6. Белоярские крестьяне готовятся к Октябрю. Деревня шевелится // Красный Алтай. - 1927. – 25 октября.
  7. Власиха пьянствовала // Красный Алтай. – 1927. – 13 ноября.
  8. Вместо пасхи – Майские дни // Красный Алтай. – 1924. – 3 мая.
  9. Восьмая годовщина Октябрьской революции в Бийске // Звезда Алтая. – 1925. – 10 ноября.
  10. Вот так отпраздновали // Звезда Алтая. – 1923. – 5 декабря.
  11. Все как один на празднике // Красный Алтай. – 1927. – 6 мая.
  12. Готовьте первомайскую песню // Красный Алтай. - 1923. – 25 апреля.
  13. Извещение Барнаульского Городского Совета. 5 ноября 1927 г. // Красный Алтай. – 1927. – 7 ноября.
  14. Изменение первомайского плана // Звезда Алтая. – 1926. – 30 апреля.
  15. К десятой годовщине Октября / под общ. ред. К. Мальцева. – М. : АХРР, 1927. – 48 с.
  16. Как мы отпраздновали шестилетие Октябрьской революции // Звезда Алтая. – 1923. – 25 ноября.
  17. Красный Октябрь … на барахолке // Красный Алтай. - 1923. - 10 ноября.
  18. Кучин С. Новое побеждает / С. Кучин // Красный Алтай. – 1927. – 13 ноября.
  19. Луначарский, А. В. Театр и революция / А. В. Луначарский. – М. : Госиздат. - 1924. -  484 с.
  20. Масюк М. 1 Мая в с. Троицком / М. Масюк // Степная правда. – 1926. – 9 мая.
  21. Мунгадов А. Как мы отпраздновали 1-ое мая / А. Мунгадов // Красный Алтай. – 1922. - 7 мая.
  22. Мухачёв П. Поповское крещение / П. Мухачёв // Звезда Алтая. - 1923. - 5 мая.
  23. На майском празднике // Красный Алтай. – 1926. – 4 мая.
  24. Наш засоня // Звезда Алтая. – 1923. – 22 ноября.
  25. Октябрьская хроника // Красный Алтай. – 1927. – 7 ноября.
  26. Октябрьские торжества в деревне // Звезда Алтая. – 1925. – 13 ноября.
  27. Октябрьские торжества в Славгороде // Степная Правда. – 1926. – 10 ноября.
  28. Октябрьский праздник у инвалидов // Звезда Алтая. – 1923. – 29 ноября.
  29. От Барнаульского комитета РСДРП // Алтайская мысль. - 1919. - 1 мая.
  30. От Совета профессиональных союзов // Алтайская мысль. – 1919. – 1 мая.
  31. Открыли клуб //  Степная Правда. – 1926. – 13 ноября.
  32. Открытие памятника в с. Белом // Степная правда. – 1926. – 9 мая.
  33. Первомайский праздник в Барнауле (Впечатления) // Красный Алтай. – 1922. - 4 мая.
  34. Первомайский праздник в с. Благовещенском // Степная правда. – 1926. – 9 мая.
  35. Перед 8 годовщиной Октябрьской революции. Порядок шествия и митинга 7 ноября // Звезда Алтая. – 1925. – 5 ноября.
  36. План демонстрации профсоюзов 7 ноября // Красный Алтай. – 1922. –  4 ноября.
  37. План празднования Октябрьской революции в городе // Красный Алтай. -1923. - 3 ноября.
  38. План проведения праздника 1 Мая Железнодорожного района // Красный Алтай. - 1923. – 29 апреля.
  39. План проведения праздника Октябрьской революции (7-8 ноября) в деревне // Звезда Алтая. – 1925. – 25 октября.
  40. Под шелест первомайских знамён // Красный Алтай. – 1927. – 4 мая.
  41. Подарок детям к Октябрьской годовщине от Деткомиссии //  Красный Алтай. – 1927. – 7 ноября.
  42. Политшколы и кружки, проводите беседы о 10 годовщине Октября // Красный Алтай. – 1927. – 28 октября.
  43. Порядок манифестации // Звезда Алтая. – 1925. – 4 ноября.
  44. Порядок празднования 1 мая // Красный Алтай. – 1921. – 28 апреля.
  45. Праздник сорвали // Звезда Алтая. – 1923. – 23 ноября.
  46. Празднование 1 Мая // Красный Алтай. – 1924. – 3 мая.
  47. Приготовьтесь к 1 мая  // Красный Алтай. – 1921. – 28 апреля.
  48. Приказ № 18 Бийского окружного Исполнительного комитета // Звезда Алтая. - 1925. - 6 ноября.
  49. Приказ Барнаульского Городского Совета 7-го созыва. 2 ноября 1927 г. // Красный Алтай. – 1927. – 3 ноября.
  50. Программа торжества 3-ей годовщины Октябрьской революции (по г. Барнаулу) // Красный Алтай. - 1920. - 5 ноября.
  51. Против рождества // Звезда Алтая. - 1923. - 4 января.
  52. Революционные праздники побеждают // Красный Алтай. – 1927. – 13 ноября.
  53. Религия, церковь и рождество // Звезда Алтая. - 1923. - 3 января.
  54. Слушаем Новосибирск // Степная Правда. – 1926. – 13 ноября.
  55. Стыдитесь! // Звезда Алтая. – 1923. – 27 апреля.
  56. Только трое // Звезда Алтая. – 1925. – 13 ноября.
  57. Фрезинский Б. Утопии и реальность / Б. Фрезинский // Бухарин Н. И. Революция и культура: статьи и выступления 1923-1936 гг. / Н. И. Бухарин. -  М. : Фонд имени Н. И. Бухарина, 1993. – 250 с.
 

    Литература:

  1. Алексеевский, М. Д. Советские праздники в русской деревне: к постановке проблемы / М. Д. Алексеевский // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. -  Архангельск, 2004. Вып. 2. - С. 162-169.
  2. Бенифанд А. В. Праздник. Сущность, история, современность. / А. В. Бенифанд. - Красноярск, 1986. – 141 с.
  3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : 1995. – 259 с.
  4. Бондаренко, С. И. Организация «нового» досуга в повседневной жизни западносибирской деревни в 1920-е гг. // История Алтайского края, XVII-XX вв. : науч. и док. материалы / отв. ред. Т. К. Щеглова. – Барнаул : БГПУ, 2005. -  С. 279-292.
  5. Генкин, Д. М. Массовые праздники: учебн. пособие / Д. М. Генкин. – М. :  Просвещение, 1975. – 140 с.
  6. Жигульский К. Праздник и культура: пер. с польск. Коновалова Л. В. – М. : Прогресс, 1985. – 336 с.
  7. Закович, Н. М. Советская обрядность и духовная культура / Н. М. Закович. – Киев : Наунова Душка, 1980. – 225 с.
  8. Кампарс, П. П. Советская гражданская обрядность / П. П. Кампарс, Н. М. Закович. –    М. : Мысль, 1967. – 256 с.
  9. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР : научн-попул. / А. А. Конович. – М. : Высш. шк., 1990. – 208 с.
  10. Королёва К. Что такое праздник / К. Королёва // История: Приложение к «1 сентября». -  2002. - № 48. С. 2-3.
  11. Лисавцев, Э. И. Новые советские традиции / Э. И. Лисавцев. - М. : Советская Россия, 1966. – 166 с.
  12. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. – М. :  Наука, 1978. – 394 с.
  13. Макаревич Э. Массовая культура: влияние на человека / Э. Макаревич // Диалог. - 1997. -  № 11-12. – С. 77-84.
  14. Марченко, Ю. Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири (1920-1928 гг.) / отв. ред. В. Л. Соскин. – Новосибирск : Наука, 1977. - 173 с.
  15. Массовые праздники и зрелища / сост. Б. Н. Глан. – М. : Искусство, 1961. – 327 с.
  16. Митрохина О. Скажи мне, что ты празднуешь… / О. Митрохина // История: Приложение к «1 сентября». - 2002. -  № 48. С. 4-6.
  17. Наши праздники / Ю. И. Бокань, Г. Р. Болгарин, В. К. Герасименко, В. Г. Синицин [и др.] – М. : Политиздат. – 1977. - 146 с.
  18. Пономаренко, М. В. Модернизация праздничной культуры татар Западной Сибири (на примере Сабантуя) / М. В. Пономаренко // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной научной конференции / под ред. Т. К. Щегловой. -  Барнаул: БГПУ, 2008. -  Вып. 7. – С. 360-362.
  19. Руднев, В. А. Советские обычаи и обряды / В. А. Руднев. – М. : Лениздат, 1974. – 150 с.
  20. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1917-1932гг. / Спб. : Дмитрий Буланин, 2000. – 535 с.
  21. Тульцева, Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР / Л. А. Тульцева. – М. :  Наука, 1985. – 190 с.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения