Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.
Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская
государственная педагогическая академия»
Исторический
факультет
Кафедра
отечественной истории
Празднование
годовщин Октябрьской
революции и 1 Мая на
Алтае в 1920-е гг. как
средство социальной
мобилизации населения
Дипломная
работа
_________________
Барнаул 2011
Оглавление
Введение
Актуальность. В истории каждой страны есть переломные исторические моменты. Чаще всего они связаны со сменой политического режима, которая невозможна без становления новой идеологической доктрины, отвечающей запросам политического строя. В культурном плане такие периоды характеризуются разрывом связей с прошлым и заменой прежних стереотипов новыми приоритетами.
Появление новых праздников свидетельствует о том, что в обществе происходят глубокие, чаще всего революционные изменения. Действительно, Октябрьская революция способствовала не только утверждению новых общественных отношений, но и внедрению новых праздников и обрядов. Обрядно-праздничная система, в свою очередь, имеет большое значение для развития общества и является важным элементом в системе распространения информации.
Праздничная культура всегда была мощным инструментом государственно-идеологического воздействия на общество, с ее помощью органы власти получали возможность формировать новое мировоззрение, преодолевая инерцию прошлого, преобразуя духовное пространство традиционной России. В советский период истории страны массовые формы праздничной культуры были важнейшим рычагом просвещения и воздействия на малограмотные народные массы. Именно в эту эпоху сложились структура и приемы проведения праздничных и памятных мероприятий в Советском Союзе, сохранившие жизнеспособность вплоть до настоящего времени. Многое из того, что приобрело положительный опыт, закрепилось в виде глубинных традиций. Изучение этого опыта, несомненно, имеет важное практическое значение и для современного общества.
Одним из главных факторов в становлении советской праздничной культуры было стремление государства к контролю над общественной жизнью городского и сельского населения. К тому же, в советский период праздники играли огромную роль в деле утверждения социалистической культуры, быта, новых семейных традиций, в развитии всего уклада жизни, который все еще испытывал на себе сильное влияние религии. Поэтому, становление новой культуры сопровождалось и активным вытеснением религиозных пережитков. Но, в целом, для 1920-х годов было характерно параллельное существование традиционной религиозной праздничной обрядности и системы новых государственных праздников.
Одной из основных задач советской праздничной системы и в 1920-е годы и на современном этапе является формирование «нового» человека из «старого» материала, политизированного и лояльного к власти. К тому же в начале XXI века, как и в 1920-е годы в стране остро стоит вопрос выработки национальной идеи. Следовательно, изучая период 1920-х годов, как время зарождения и становления советской идеологии, мы сможем сделать вывод о закономерностях и особенностях этого процесса, что в дальнейшем поможет в прогнозировании развития российского общества.
В данном исследовании мне бы хотелось показать и то, что праздник, вопреки кажущейся видимости, не период идиллии; часто он становится фазой явных или скрытых конфликтов, выявляет противоречия, враждебные друг другу силы и тенденции. Я считаю, что анализ такого материала позволит раскрыть истинную сущность праздника и его роль в современном обществе.
Объектом исследования является процесс утверждения новых явлений в праздничной культуре советского государства в период его формирования. Предметом же будут – советские праздники на Алтае как средство социальной мобилизации населения.
Территориальные рамки исследования
определены в современных административно-
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920-го - по 1930-й годы, что обусловлено стремлением рассмотреть праздничную систему Советского государства и ее влияние на жизнь, и деятельность общества в динамике. Этот временной отрезок является переломным именно в плане формирования новой идеологической доктрины. Нижняя хронологическая граница определяется началом 1920-х годов – окончанием боевых действий Гражданской войны и реорганизацией всех общественных институтов. Верхней хронологической границей определен конец 1920-х годов, когда советская идеология практически окончательно была внедрена в общество и не вызывала открытого сопротивления.
Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Методология и основные методы исследования. К общенаучным методам, использованным в работе, относятся: анализ, синтез, индукция и дедукция.
К конкретно-историческим методам, использованным при написании исследования, относятся:
В основе исследования лежит принцип историзма – методологическая основа диалектического осмысления процессов, происходивших в обществе и научном знании. Данный подход позволил установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями, которые могут быть изучены и правильно оценены при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях.
Уровень изученности данной темы в рамках Алтайского края не значителен, но в общем контексте истории государства есть исследовательские работы и монографии.
В монографии «Массовые праздники» Д. М. Генкина праздник представлен как комплексное социально-педагогическое явление: «Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом»1. Автором были выделены основные черты массовых праздников, наиболее существенными из которых являются общественная значимость и масштабность праздничного события2. Но, как отмечает Д. М. Генкин «масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации»3. Автор полагает, что необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, «в комплексе, по крайней мере с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности»4. Кроме того, отмечает Генкин, «границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику»5. На это обстоятельство, по мнению автора, организаторам праздников всегда нужно обращать внимание, учитывая, что оно таит в себе большие потенциальные воспитательные возможности.
В советской
науке исследовалась и
А. И. Мазаев анализировал социальную сущность праздника, его место в развитии культуры и исскуства нашей страны, рассматривал различные функции праздника, делал общий обзор концепций праздника в литературе, сравнивал его с другими явлениями культуры, такими как игра и театр. Так же автором было обращено внимание на взаимосвязь новосозданных советских праздников с традиционной религиозной праздничной обрядностью8.
Работу по философско-историческому осмыслению праздника предпринял А. В. Бенифанд. В его исследовании дан комплексный анализ социальной сущности, функций и тенденций развития праздника на основе изучения структуры потребностей личности и общества. Автор понимает праздник как разновидность общественной деятельности, а народный праздник как вид общественной самодеятельности. Осмысление сущности праздников А. В. Бенифанд ведет сквозь призму труда, производственных отношений и классовой борьбы. В связи с этим в своих суждениях он утверждает, что праздник выступает как новый элемент отражения, возникший под воздействием труда9. При этом автор видит праздник как мощное средство классовой борьбы в антагонистическом обществе, что свидетельствует о нарочитой политизированности книги.
Ряд важных выводов по проблеме выдвинуто в работах зарубежных исследователей. Так, польский социолог К. Жигульский изучает терминологию, связанную с праздничной культурой, этимологию слова «праздник», исследует происхождение праздника как явления, механизмы его учреждения и изменения, функции, а также историю. Автор безоговорочно признает уникальный опыт советского государства в отношении праздничной культуры, который подтверждает прочность и незаменимость института праздника: «Праздник трансформируется, приобретает новые значения, использует уже существующие формы и обряды, выполняя важную общественную роль»10. Также Жигульский рассматривает праздник как явление, через которое можно увидеть жизнь человека, общества и целого государства. Праздник, по его мнению, является одним из «важнейших социально-культурных ценностей, способствующих духовному развитию человека и человечества» 11.