Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Желательным было присутствие членов Президиума Губпрофсовета – об этом говорилось в примечании к плану.

Вечером 6 ноября планировались экскурсии  рабочих с прибывшими делегатами от крестьян в воинские части в следующем порядке: 63 человека – в 63 полк, 15 – в 78 дивизию, 20 – в конвойную команду, 20 – в местный военный госпиталь.

  1. Демонстрации и парад 7 ноября.

Парад планировалось провести на Хлебной  площади95. Начальник гарнизона должен был назначить командующего парадом и двух его помощников – одного от профорганизаций, второго - от командного состава. Общее руководство возлагалось на Губвоенкома - Грубера. Согласно плану, участие в параде и демонстрации принимали воинские части, части особого назначения, допризывники, пожарная команда, партийные, профессиональные и другие организации. 

Воинские  части и организации, кроме железнодорожников, должны были прибыть на Хлебную площадь  к 10.30 ч. по следующему маршруту: по Красноармейскому переулку до Интернациональной и по последней до Хлебной площади.

Начаться  парад должен был в 11.00 ч., в 11.30 ч. – выступления с приветствиями. Согласно плану, в 12.00 ч. демонстранты проходили  церемониальным маршем, в котором, помимо воинских частей должны были принять участие все остальные организации.

После окончания парада все воинские части и организации направлялись к братским могилам, где происходил митинг. До могил все должны были маршем пройти по Интернациональной улице, затем по Московскому проспекту96,  движение по которому организовывалось так: воинские части двигались по правой стороне – западной, организации по левой – восточной. От могил демонстранты по плану направлялись на Пушкинскую улицу, где гражданские организации расходились, воинские же – шли до Социалистического переулка, откуда также расходились по казармам и квартирам. Ниже в плане указывалось, что во время группирования организаций у братских могил и смотров по количеству демонстрирующих, головные части последних должны продвигаться вплоть до Пушкинской улицы.

После окончания демонстрации, согласно плану, ответственные руководители всех организаций (кроме военных) должны были доставить  знамена в 1-й Гостеатр – для  украшения зала к торжественному заседанию. Знамёна принимал ответственный распорядитель по 1-му Гостеатру, 7 ноября им, по плану, должен был быть Алексеев. 

Необходимо  отметить то, что демонстрация и  парад устраивались только при условии  благоприятной погоды, о чём объявляли  заранее –  6 ноября.

  1. Торжественное открытие электростанции планировалось 7 ноября в 16.00 ч. в присутствии членов Пленума Городского Совета, Губисполкома, Губкома и райкома РКП (б) и др.
  2. Бесплатные спектакли и зрелища предписывалось устраивать 7 ноября в 20.00 ч97

Таков был план встречи Октябрьских торжеств в 1923 году в г. Барнауле.

     Известно, что непосредственно в день Октябрьского праздника в 1923 году много внимания уделили инвалидам – они получили подарки от Отдела Уисполкома и председателя страховой компании98.

     Проведение этой годовщины Октября  в сельской местности  чётко  не регламентировалось, поэтому  деревня встретила этот праздник  по-разному. По материалам корреспондента  газеты «Звезда Алтая» известно  о праздновании Октября в с.  Верхний-Ай Айской волости: «Везде, по всей республике, рабочий и крестьянин отпраздновал шестую годовщину Октябрьской революции. Только в нашем селе этого не было, потому, что сельсовет не постарался объяснить гражданам, что 7 ноября праздник. Так проспал наш совет все торжества»99.

Напротив, оживленно мероприятия, посвященные  очередной годовщине Октября  прошли в с. Старая Барда Троицкой волости и в с. Тогул100.

В с. Берёзово Сибирячихинской волости, согласно данным информаторов села, «ещё задолго  до Октябрьских торжеств была создана комиссия, которая подготовила порядок празднования и назначила руководителя. 7 ноября члены ячейки собрались на площади, решив устроить манифестацию. Но, как выяснилось, руководитель на площадь не явился! Было предложено разойтись по домам, как и сделали. Праздник так и не состоялся»101.

В с. Камышенка  за полторы недели до праздника была создана тройка по проведению Октябрьских торжеств. Ею были приняты меры к изысканию средств на подарки семьям пострадавших от контрреволюции и ученикам местной школы. Сообщалось, что «большинство граждан отозвалось горячо, помогло и сельскохозяйственное кооперативное товарищество»102. А сельсовет, напротив, отказывался помогать – «видно ему, с его председателем Серкиным, милы ещё церковные праздники, а не наши советские»103. Эти данные были предоставлены ячейкой РКП (б).

     На страницах «Красного Алтая» от 10 ноября можно было прочитать следующее: «День шестилетней годовщины уже отпраздновали, а красные флаги, флажки и просто лоскутные тряпки, вывешенные над мелкими барахольными лавчонками, и по сих пор ещё развиваются в воздухе»104. А на вопрос о том, почему флаг не снимаете, ответили: «Зачем снимать! Пусть болтается, лучше торговля идёт!»105.

     Действительно, многие воспринимали и использовали праздник по-разному, яркое подтверждение этому – события в деревне Карагайка Троицкой волости: «По всему миру, во всех уголках рабоче-крестьянской России 7 ноября был праздник Октябрьской революции. Но в нашей деревне другой был праздник – праздник зелёному змию»106. В газете приводится диалог двух мужиков этой деревни:

«- Престол  сёдня, выпить надо.

- А суветский  праздник?

- Какой  это суветский?

- Да  Октябрьская революция.

- Ничё  я чёто у тебя не пойму  кум, пойдем, выпьем.

Не только они, но и вся деревня потонула в самогоночном мире. Так справили крестьяне свой престол, а Октябрьский праздник, - день освобождения трудящихся, забыли»107.

     Организация восьмой годовщины Октябрьской революции хорошо освящена в бийской газете «Звезда Алтая». Так, в номере за 4 ноября 1925 года даётся порядок манифестации в г. Бийске: «7 ноября при наличии благоприятной погоды, проводится манифестация, в которой принимают участие партийные, профессиональные, общественные и другие организации. Члены партии идут с профсоюзными организациями, члены коих они составляют. Члены РЛКСМ, допризывники – с остальными профсоюзами; пионеры – со школами; допризывники – с военными организациями. Все профорганизации собираются по указаниям своих  окротделений, которые выделяют для каждого коллектива ответственных руководителей, отвечающих за порядок своей колонны на демонстрации. Время сбора назначается вышеуказанными организациями с таким расчётом, чтоб организации к 10.30 ч. прибыли на Красную площадь и заняли свои места. В это же время открываются митинги. Затем манифестация направляется до Барнаульского проспекта по Татарской и доходит до Окрисполкома, где  шествие заканчивается, и организации расходятся по своим местам»108.

    В следующем номере «Звезды  Алтая» от 5 ноября Комиссией проведения  Октябрьских торжеств сообщалось об изменении порядка манифестации, данного в предыдущем номере газеты:

  • «все профсоюзы собираются по указаниям своих окротделений, которые выделяют для каждого коллектива своих руководителей;
  • домашние хозяйки, прислуга идут с союзом Народного питания;
  • крестьяне из подшефных сёл идут со своими шефами;
  • после окончания митинга открывается шествие, которое направляется с Красной  площади по направлению к Педтехникуму и дальше по Пожарной улице по направлению к Табачной фабрике. От фабрики шествие доходит до Окрисполкома – отсюда оно распускается;
  • шествие открывают детские дома, школы, за ними комсомол, профсоюзы, призывники и воинские части;
  • милиции вменяется в обязанность следить за порядком во время митинга и шествия»109

Наглядной агитации так же было уделено немало внимания – в день восьмой годовщины Октября всем организациям в приказном порядке предписывалось украсить занимаемые учреждениями здания и вывесить на них государственные флаги110.

     О подготовке к торжеству в  сельской местности можно судить, опираясь на «План проведения праздника Октябрьской революции (7-8 ноября) в деревне»111, который был представлен в «Звезде Алтая» от 25 октября 1925 года.

 План  предусматривал создание в каждом  районе при районном исполнительном  комитете комиссии в составе  представителей от Рик'а112, Райкома РКП, Райкома РЛКСМ, женорганизации и профсоюзов (под председательством Рик'а). На районную комиссию возлагалась разработка и проведение празднования в сёлах, организация выездов с докладами в наиболее крупные сёла района, подготовка изб-читален к празднику. На сельские же комиссии возлагалась организация торжественного заседания сельсовета, демонстраций и митингов, украшение общественных зданий, проведение докладов, бесед и читок, устройство живой газеты и прочее. Согласно плану, содержание всего праздника должно было сводиться к следующим моментам, - отображённым в докладах, читках, беседах и инсценировках:

  1. международное и внутреннее положение СССР за 8 лет;
  2. рост хозяйственной мощи страны, данного района, села;
  3. задачи дальнейшего укрепления и развития хозяйства страны: промышленности и сельского хозяйства;
  4. укрепление тыла мировой революции – организация МОПР113.  

Само  празднование должно было проводиться  в течение двух дней – 7 и 8 ноября. В первый день – 7 ноября (утром) планировалось организовать манифестацию со знамёнами, лозунгами и митингами с приветствием советских общественных организаций. Вечером в избе-читальне должны были зачитывать доклад на тему о международном и внутреннем положении СССР, затем – спектакль, инсценировка и воспоминания участника Октябрьской революции. Согласно плану, во второй день – 8 ноября (вечером) в избе-читальне ставился доклад на тему: «Наши хозяйственные достижения», а там, где есть агроном – его доклад на тему: «Как крестьянство идёт к культурному хозяйству». Там, где агронома не было, предписывали привлечь для такого доклада крестьянина-культурника или учителя. К тому же, о проведении праздника каждая сельская комиссия должна была предоставить отчёт в районную комиссию, а последняя – общую сводку по району в окружную комиссию не позднее, чем 20 ноября следующего года114.

     Показательно, что, по оценке газеты, «крестьяне, относившиеся ранее к революционным праздникам без энтузиазма, постепенно начинают понимать их значение и охотно откликаются на призыв партии»115.

     Все эти сведения дают нам возможность  судить о подготовке к празднику, а как же он прошёл? Ответ на этот вопрос содержится на страницах «Звезды  Алтая» от 10 ноября 1925 года: « Пожарные каланчи ещё не успели пробить 9, а город уже ожил. Около учреждений и предприятий рабочие собирались в свои коллективы, чтобы потом в организованном порядке двинуться на  Красную площадь – на митинг. Кое-где слышались отрывки революционных песен. И вот – Красная площадь, в середине которой – арка и две трибуны, украшенные большими портретами Ленина и Маркса. Приехал карнавал: Гинденбург, фашист и женщина, изображающая буржуазию. Со словами «Вильгельма привезли!» публика кинулась туда, милиция сделать ничего не могли, телегу обступили тесным кольцом. Скоро начнётся митинг, все на местах, стройные ряды милиционеров, красноармейцев конвойной роты, но митинг не открывают – нет текстильщиков. Кое-где запевают, но пение не ладится. Холодно. Подоспели текстильщики, оркестр заиграл интернационал. Все снимают шапки и фуражки. Сотни пионерских рук поднялось кверху. Потом играет похоронный марш – в память героям»116. Судя по источнику, в торжестве было задействовано практически всё население города, но известен и другой факт: «На Холодильнике, в день празднования восьмой годовщины Октябрьской революции, принимали участие в манифестации из 17 служащих всего 3 человека»117.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения