Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.

Содержание

Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

     Подготовительные работы к Великому красному Октябрю, согласно отчету губернской комиссии по проведению октябрьских торжеств в 1920 году по Алтайской губернии, Алтгубкомом были начаты задолго до получения инструкций и директив центра и Сиббюро60. После получения подробной программы из Сиббюро с указанием о проведении праздника «с вдумчивым и глубоким оттенком» Губкомом была организована комиссия в составе из представителей Алтгубкома РКП (б) – Первушина, Губнаробраза – Курзина, Губвоенкома – Лисешксена, Политпросвета 26 дивизии – Севастьянова, Губпрофсовета – Сандомирского и Учполита – Бельского61.

      Согласно программе проведения третьей годовщины октябрьской революции в г. Барнауле в 1920 году, опубликованной в газете «Красный Алтай»62, 6 ноября после окончания рабочего дня по всем фабрикам и заводам предписывалось устраивать митинги. Дети проводили этот день согласно указаниям, данным политшколам и учебным заведениям комитетом народного образования. 7 ноября, согласно плану, в 11 ч. утра на Соборной площади63 – парад, командовать которым должен был начальник четырех пехотных сибирских курсов Андреев64. Любопытно, что во время парада, как было замечено одним из представителей Алтгубкома «то ли умышленно, то ли случайно, но как раз во время исполнения Интернационала неожиданно полились дикие раздражающие звуки всех колоколов собора, заглушая музыку»65. Это замечание наглядно свидетельствует о враждебном отношении советской власти к церкви и ее непримиримом желании искоренить пережитки православной обрядности.

     Данные отчета Алтгубкома по проведению октябрьских торжеств в 1920 году говорят о том, что «праздник Красного Октября в Барнауле прошел в высшей степени красиво, торжественно и организованно, с настоящим праздничным настроением и подъемом революционного духа»66.

     О том, как в целом прошло празднование 3-й годовщины Октябрьской революции на Алтае мы узнаем из отчетных листков разъездного агитатора-инструктора Алтайского губернского комитета РКП (б) Митрофана Скаврюкина67. Так, в Тальменской волости, согласно его отчету, население к торжеству было хорошо организовано местными силами, о чем свидетельствует 4-х тысячная манифестация68. В Шипуновской волости организация годовщины Октября также находилась на высокой уровне. В отчетном листке было зафиксировано, что на собрании выступал Григорий Чешкин, член РКП (б), который призывал трудящихся пополнять ряды коммунистической партии, причем отношение слушающих было сочувствующее. Это еще раз свидетельствует о том, что советская власть умело использовала праздники для публичной декларации своей идеологии, оснований и перспектив деятельности. Но, несмотря на это, главным для сельского населения оставался продовольственный вопрос. Так, в отчете Скаврюкина было зафиксировано, что жители Шипуновской волости жаловались на нехватку хлеба, который был съеден кобылкой69. В Заковряшинской волости настроение масс, согласно отчету, было неопределенным. Даже после того, как Скаврюкиным была проведена беседа, на которую удалось собрать лишь 50 человек, «настроение присутствующих не определилось»70. В деревнях Староперуново, Бобровке о празднике вообще ничего не знали. По-мнению агитатора это было обусловлено отсутствием партийной ячейки РКП (б)71. Прибыв в с. Кашкараюха, где о празднике Октября также не было известно, М. Скаврюкин устроил митинг и организовал ячейку большевистской партии72.

Согласно  отчету секретаря РКП (б) по Каменскому уезду Короткова, «праздник в  целом прошел не весьма удовлетворительно, ввиду отсутствия средств, агитационных сил, бумаги для воззваний и т. п.»73. Также им было отмечено, что «ввиду существовавшей распутицы представителей из деревень в городе не присутствовало»74.

Председатель  Славгородского уездного бюро Дмитриева  в отчете писала, что праздник в Славгороде в целом прошел хорошо75. Но ей также было отмечено, что инструкции по проведению октябрьских торжеств слишком противоречивы, что в свою очередь на время затрудняло деятельность комиссии по организации праздника. 

Таким образом, несмотря на наличие директив центра, составленных планов и разработанных программ по проведению октябрьских торжеств организация праздника находилась на недостаточно высоком уровне.

     В 1921 году к проведению очередной - четвёртой годовщины Октября на Алтае готовились заранее. Об этом можно сделать вывод на основании данных протокола заседания уездной комиссии по проведению празднества при Алтайском губернском исполнительном комитете от 14 октября 1921 года, который состоит из 12 листов. Протокол был начат 13 октября 1921 года, окончен – 24 ноября 1921 года. Он содержит дело комиссии по проведению Октябрьского празднества - начато 14 октября, окончено – 30 октября, которое включает план празднования годовщины Октябрьской революции и отчет по её проведению76.

     Дело комиссии по проведению  Октябрьского празднества начинается  с телеграммы за № 6940, которая была направлена в Барнаульский уездный секретариат Лыткину. Автор телеграммы, член Предоктябрьской комиссии в г. Барнауле Илютович приказывал немедленно приступить к подготовке и организации октябрьских празднеств. Для этого предусматривалось создание городских, уездных, и волостных октябрьских комиссий при  Алтайском губернском исполнительном комитете77.

В плане  проведения октябрьского празднества  говорилось, что уездная октябрьская комиссия непосредственно подчинялась губернской комиссии – именно на неё возлагалось проведение празднования в г. Барнауле. В состав губернских комиссий входили представители уездного комиссариата РКП (б), уездного исполнительного комитета, уездного политпросвета, комсомола и уездного профбюро. Волостные комиссии состояли из представителей от вышеперечисленных организаций и воинских частей, если таковые находились на территории данной волости78.

     Порядок проведения Октябрьских торжеств был следующим: уже 6 ноября, накануне празднования, повсеместно должны были устраиваться заседания сельсоветов и исполкомов, в которых принимали участие профессиональные организации, представители от рабочих и крестьян. Во всех театрах, клубах, народных домах и избах-читальнях планировалось организовать вечера воспоминаний участников Октябрьского переворота. Предписывалось составлять краткие очерки истории Октябрьской революции, а также устраивать литературные вечера и концерты, бесплатные спектакли, репертуар которых должен был соответствовать значению четвёртой годовщины Октябрьской революции. Наиболее ценный материал, которым являлись воспоминания участников событий октября 1917 года, должен был быть представлен в секретариат. Чётко говорилось о том, что демонстрации не устраиваются79.

     Внешняя сторона празднества,  т.е. украшение городов, сёл или деревень, регламентации не подлежала. Подчёркивалось лишь то, что всё это должно быть выполнено теми же средствами, которые имеются в распоряжении у местных органов. То есть на проведение  Октябрьских празднеств никаких специальных ассигнований отпущено не было80.

     Интересен отчёт председателя  Кадниковской волостной комиссии  по проведению четвёртой годовщины  Октябрьской революции. Из него  мы узнаём, что активное участие в праздновании приняли только коммуна «Богатырь» и посёлок Маханка, где были проведены митинги и отчисления в пользу голодающих: от коммуны «Богатырь» поступило пожертвования хлебом (31 пуд пшеницы) и 10 тысяч рублей деньгами; от посёлка Маханка – 9 тысяч рублей. Всё вышеперечисленное поступило голодающим в день Октябрьского торжества. В этом же отчёте сообщается о том, что «сёлам Кадниковскому, Дубровскому и Георгиевскому о праздновании было объявлено за трое суток, но они даже не изъявили желания в нём участвовать; а в посёлке Ильинского хотя, и был митинг, но прошёл он слишком печально, без малейших отчислений в пользу голодающих»81.

     О праздновании годовщины Октябрьской  революции в 1922 году ясно из  приказа войскам гарнизона г. Барнаула за № 14338 от 11 октября 1922 года82, в котором содержится «Инструкция по проведению празднования  пятилетия Октябрьской революции в частях Красной армии для точного и неуклонного руководства и исполнения»83. Документ был подготовлен Окружной комиссией по подготовке и проведению празднования Октябрьской революции при Алтайском губернском военном комиссариате, в том числе, военным комиссаром Евдокимовым.

     Подготовительные работы к очередной годовщине Октября возлагались на специальную комиссию в составе председателя военкома, командира и ответственного секретаря бюро РКП. Также к ближайшему участию в работе комиссии привлекались заведующие клубов. Подчёркивалось, что в отношении празднеств должна быть обеспечена тщательность подготовки. Предварительная работа состояла из двух моментов, а именно, политической подготовки красноармейцев к высокосознательному отношению к торжеству и материально-технической подготовки84.

     Осуществление первой части работы планировалось достичь соответствующим построением программы политчаса, а по ней – программ работы клубов, библиотек. Особый акцент делался на то, чтобы предполагаемая программа проводилась в жизнь пунктуальным образом. К тому же, оговаривалось, что вся политическая работа с красноармейцами должна была носить не только агитационный, но и учебно-пропагандистский характер85.

На основании  директивы Председателя революционного военного совета Республики Троцкого члены комиссии должны были добиться, чтобы красноармейцы ответили на следующие вопросы: 1) когда возникла Советская республика, 2) с кем и почему она вела войну в течении прошедших пяти лет, 3) каков был численный состав Красной Армии два года назад и каков он теперь, 4) почему мы не можем разоружиться, 5) что такое коммунистический интернационал, 6) что значит международный конгресс, 7) почему все конгрессы собираются в Советской России, 8) почему четвёртый конгресс назначен на 7 ноября, 9) почему Красная Армия участвует в праздновании в честь конгресса. Для старослужащих красноармейцев эту программу предполагалось расширить вопросами об итогах Октябрьской революции. Все выше названные мероприятия планировалось провести за период с 1 октября по 7 ноября86.

     В инструкции говорилось о том, что материально-техническая подготовка должна была соответствовать характеру празднования, который планировалось провести особенно торжественно. Это объяснялось внутренним и международным положением Советской России, совпадением с четвёртым конгрессом Коммунистического интернационала, а также с трёхлетней годовщиной освобождения от Колчака87. Все казарменные помещения полагалось празднично украсить плакатами, воинскими знаками, лозунгами вождей Октябрьской революции, портретами её деятелей88.

     Торжественное мероприятие предписывалось использовать для связи армии с населением, а также в целях оказания на него агитационного воздействия. Именно поэтому в инструкции говорилось, что «особенно полное выполнение задач сближения и агитационного воздействия на население должны осуществить части, расположенные в деревнях»89.

Показательно, что в дни празднования - 6 и 7 ноября воинские части получали усиленную  норму пайка90.

     Активное участие в организации дня Октябрьской революции в Барнауле принимали и профсоюзы. Подобный вывод можно сделать на основании материала газеты «Красный Алтай» за 4 ноября 1922 года, где помещён «План демонстрации профсоюзов 7 ноября»91: каждый производственный союз в обязательном порядке должен был выделить ответственного человека для руководства шествием. Руководители губернских отделов профсоюзов обязаны были иметь на левой руке широкие красные повязки, а руководители месткомов – узкие. План предписывал всем рабочим и служащим 7 ноября к 9 часам утра явиться на свои предприятия и учреждения. Затем все, согласно плану, направлялись на Первомайскую площадь (бывшая Демидовская). Руководители должны были строить свои организации рядами по 8 человек, чтобы сохранить организованное шествие. В 10 часов утра, согласно плану, профорганизации с Первомайской площади отправлялись по Конюшенному переулку92 к месту парада. После парада шествие, по плану, направлялось к братской могиле, занимая места по её правую сторону93.

     Празднование шестой годовщины Октября также готовилось заранее. 3 ноября 1923 года в газете «Красный Алтай» был опубликован «План празднования шестилетия Октябрьской революции в городе»94, который состоял из 5 пунктов:

  1. Митинги и собрания.

 Накануне  праздника (6 ноября)  в 2 ч. дня  во всех предприятиях и учреждениях  через фабзавкомы и месткомы  созывались общие собрания (митинги)  всех рабочих и служащих данного  учреждения или предприятия, посвящённые  шестилетию Октябрьской революции. Митинги проводились силами ячеек РКП (б),  фабзавкомов и месткомов. Общие собрания устаивали также по школам, детдомам, воинским частям гарнизона.

  1. Рабоче-крестьянская и красноармейская смычка.

6 ноября  с 13.00 ч. части Красной армии  Барнаульского гарнизона отправлялись на экскурсии – на предприятия индустриальной промышленности в следующем составе:

    1. На завод «Серп и молот» 30 человек от 63 полка.
    2. На Дрожжевой и Винокуренный завод – 10 человек от 63 полка.
    3. На Спичечную фабрику – 30 человек  от 63 полка.
    4. На Кожзавод - 50 человек 78 дивизии ГПУ.
    5. На Главмастерские железные дороги – 30 человек Конв. к-ды.
    6. На Лесопильный завод – 20 человек из госпиталя.
    7. В пимокатные мастерские – 10 человек из Губвоенкомата.
    8. На электрическую и водопроводную станцию.
    9. На Госмельницу № 2 – 15 человек частей особого назначения.
    10. В жестяночные мастерские Губсоюза – 10 человек.

Информация о работе Празднование годовщин Октябрьской революции и 1 Мая на Алтае в 1920-е гг. как средство социальной мобилизации населения