Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель данного исследования - проследить процесс использования новой культуры, в том числе и праздничной, как средства социальной мобилизации населения, а так же как способа воспитания людей в духе господствующей идеологии.
Введение 3-11
Глава 1.Формирование и становление советской праздничной системы …. 12-23
1.1.Формирование новой праздничной системы: её сущность, цель, задачи и характерные черты 12-17
1.2. Взаимодействие советской праздничной культуры с традиционной религиозной праздничной обрядностью 18-23
Глава 2. Советские праздники на Алтае в 1920-е гг. 24-61
2.1. Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции …..24-47
2.2. 1 Мая - День международной солидарности трудящихся 48-61
Заключение 62-63
Список источников и использованной литературы 64-68
Н. М. Закович акцентирует внимание на обрядно-чувственной форме отражения социальных отношений: «Праздники и обряды как форма удовлетворения духовных потребностей возникают на основе трудовой деятельности»12.
Л. А. Тульцева считает, что атрибуты советской праздничной системы были рождены революцией и закреплены властью: «Формирование и развитие пролетарских праздничных традиций тесно связано с революционной борьбой пролетариата. В её ходе рождались революционные ритуалы, символы и обряды»13.
В постсоветской историографии можно выделить работы А. А. Конович и С. А Иниковой. А. А. Конович говорит о влиянии праздника на массы, как социального заказа. Праздник, по её мнению, «выпускает на арену такое мощное средство, как широкое праздничное общение»14, которое и способствует формированию единого сознания. С. А. Иникова пишет, что первоначально советские праздники проходили исключительно в общественной сфере, «семейно-бытовая часть праздника отсутствовала»15.
Одной из последних, является работа С. И. Бондаренко. Она говорит, что «повседневная жизнь в деревне под натиском «добровольцев» культработы изменилась существенно, что в начале 20-х годов на это было затрачено огромное количество сил, а отдачи не было, так как деревня жила по своим неписанным законам»16. Так же отмечается, что было характерно параллельное празднование старых и новых праздников.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить: явление праздничной культуры в отечественной науке чаще всего становилось объектом философских, культурологических, социологических или педагогических исследований. Приведенный анализ литературы показывает, что изучены следующие проблемы: явление и сущность праздника; истоки традиционных народных праздников и обрядов; идеологическая основа массового советского праздничного мероприятия. Также созданы различные классификации и типологии праздников, выявлены функции и значение праздничной культуры. Между тем, комплексное изучение процесса утверждения советской праздничной системы на Алтае в 1920-е годы остается не осуществленным. Попыток оценить значение праздника, как средства социальной мобилизации населения, не предпринималось. К тому же, нет ни одного обобщающего труда, который бы освещал особенности данного периода, оказавшего большое значение для развития всего советского государства.
Новизна исследования. В исследовании впервые вводятся в научный оборот ранее не опубликованные источники: документы Алтайского губернского исполнительного комитета, постановления партийных инстанций и советских органов. Также в настоящей работе предпринята попытка исследования возможности использования советских праздников на Алтае как средства социальной мобилизации населения.
Источниковая база исследования содержит материалы неопубликованных документов и периодической печати - местных и центральных газет. Периодическая печать представлена следующими газетами: «Красный Алтай», «Звезда Алтая», «Степная правда», «Алтайская мысль». Газета «Красный Алтай» - ежедневная газета, орган окружной комиссии ВКП (б), окружного исполнительного и профсоюзного советов. Издавалась с августа 1920 года по октябрь 1937 года. Впервые вышла 12 декабря 1919 года под названием «Наша Правда», а 31 августа 1920 года была переименована в «Красный Алтай». Это издание отражало основные направления внутренней политики власти. Бийская газета «Звезда Алтая», первый номер которой вышел 3 января 1923 года, а также слагородская – «Степная правда» содержали материал центральных газет и отражали основные события уезда. Газета «Алтайская мысль» отвечала социально-демократическим воззрениям; позже была переименована в «Алтайский день».
Практическая значимость работы заключается в том, что
Апробация результатов исследования была проведена на Дне науки исторического факультета Алтайской государственной педагогической академии 21 апреля 2009 года, где вниманию присутствовавших был предложен доклад на тему «Празднование годовщин Октябрьской революции на Алтае в 1920-е годы», занявший 2-е место. Фрагмент исследования также был представлен на XLXIII Международной научной студенческой конференции в НГУ, автор награжден сертификатом участника конференции. По данной теме автор имеет 2 публикации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы. Построение основной части письменной работы строится по проблемно-хронологическому принципу. Первая глава посвящена формированию советской праздничной системы. В ней рассматривается сущность новой системы советских праздников, её цели, задачи и характерные черты, а также её взаимодействие с традиционной религиозной праздничной обрядностью.
Вторая глава представлена непосредственно советскими праздниками на Алтае в 1920-е годы – Годовщинами Великой Октябрьской социалистической революции и Днём международной солидарности трудящихся – 1 Мая.
В заключении даны общие выводы по проделанной работе.
Издавна человеку было присуще стремление отмечать наиболее значительные рубежи жизненного пути определёнными церемониями и ритуалами. В течение многих веков религия была одним из основных источников возникновения обычаев, обрядов и праздников, которые охватывали все сферы жизнедеятельности человека – от хозяйственной до семейно-бытовой17. Помимо церкви и государство являлось поставщиком различных церемоний и праздников. Так, в России отмечались - восшествие на престол дома Романовых, именины членов императорской семьи и другие праздники. Но все они, так или иначе, были связаны с религиозной обрядностью: либо ритуалом, либо церемонией. Подобная ситуация продолжалась в нашей стране вплоть до 1917 года – до Октябрьской революции.
Революция привела к
Действительно,
Для «культурной революции»
Н. И. Бухарин считал, что «время для пролетарской культуры ещё не пришло»21. Он писал: «В. И. Ленин, может быть (я не буду говорить, что, наверное, но может быть), считал, что эпоха пролетарской культуры придёт. Но если мы сейчас будем об этом говорить, кричать и обращать на это внимание, то тогда дело это мы загубим. Время ещё не пришло»22.
Таким образом, мы видим, что даже в партийной среде существовали серьезные разногласия относительно создания новой культуры.
Итак, с приходом большевиков к власти в октябре 1917 года началось формирование нового «красного» календаря обрядов и праздников, «ориентированного на легитимизацию социалистического общества»23 и интеграцию в него всё большего числа людей. Новый календарь, утверждённый в 1918 году Советом Народных Комиссаров, включал в себя следующие важнейшие общественно-политические даты:
Часть из них осталась достоянием революционного календаря (17 января, 22 января, 12 марта, 22 декабря, 16 апреля и др.), другая же - составила основной костяк государственных общественных политических праздников и прочно вошла в жизнь советских людей – это Октябрьская годовщина, День международной солидарности трудящихся, День Красной Армии и День работницы25.
Таким образом, в 1918 году были установлены новые государственные праздники. «Их первый комплект так разительно отличается от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имели отношение к смерти, чем к жизни»26.
Процесс формирования и становления новой культуры был далеко не простой и к тому же, длительный. Изменить общественный строй оказалось легче, чем традиционный ритм и уклад жизни. Об этом говорит тот факт, что «после 1917 года прошло ещё немало лет, пока удалось фактически исключить из календаря религиозные праздники»27. Долгое время Рождество, Пасха официально признавались нерабочими днями, хотя в условиях государства, где атеизм был признан господствующим мировоззрением, их наличие было не совсем логичным. В силу этого новая праздничная обрядность, так энергично внедряемая в первые годы существования Советского государства, не смогла сразу пусти глубокие корни, привиться и органически войти в жизнь населения.
Поэтому в 1920-е годы новые культурные веяния и старые обычаи сталкивались в повседневной жизни особенно ярко, потому что «старое в жизни людей поддерживалось страшной силой – силой традиции, силой повседневности»28.
Советская праздничная система
формировалась как символ «
Новые праздники одновременно
воздействовали на
Советская власть осознавала, что
внедрить новую систему
Но для того, чтобы праздник в советском обществе стал мощным орудием политического воздействия, был необходим профессиональный подход к его организации – и правящая партия это прекрасно понимала. Как говорил А. В. Луначарский, «настоящий праздник должен быть организован, как и всё на свете, что имеет тенденцию произвести высокоэстетическое впечатление»35. Именно поэтому проведение праздников стало неотъемлемой частью государственной политики, вплоть до того, что основная идея празднования той или иной даты излагалась в инструкциях ЦК РКП (б). Действительно, новые празднества и обряды были созданы в рамках «социального заказа, который идёт от власти, управляется властью и подчиняется только ей»36.